Музеи Адлера во время отдыха в сентябре 2019 года посетили пензенские туристы. Все четыре музея, экспозиции которых они осмотрели, произвели на пензенцев неизгладимое впечатление.
Музеи Адлера
7 сентября мы поехали в Олимпийский парк. Мы в нём уже бывали в 2015 году. Но тогда ездили вечером, чтобы посмотреть и послушать красивый цветомузыкальный фонтан. На сей раз нашей целью было посещение Автомобильного музея, носящего название «Сочи Авто Спорт Музей». Расположен он в здании главной трибуны Сочинского Автодрома. В этом музее год назад побывал мой сын Максим со своей девушкой, когда они отдыхали в Адлере. На него, большого любителя автомобилей и автогонок, автомузей произвёл большое впечатление, о чём он со мной поделился. Забегая вперёд, скажу, что и на меня увиденное здесь произвело не меньшее впечатление.
Подошли мы к нему со стороны улицы Триумфальной, пройдя мимо дворца зимнего спорта «Айсберг», в котором базируются конькобежцы и шорт-трекисты. Нежаркая из-за пасмурного неба погода располагала к прогулкам по парку, в котором пока маловато зелени. Пройдя через пятицветный Радужный мост (по числу олимпийских цветов), мы, в конце концов, оказались у главной трибуны Автодрома, где и зашли в музей. Перед главной трибуной располагается визитная карточка Автодрома – гоночный болид, сделанный из зелёных кустарников.
Добро пожаловать в мир автомобилей!
Кольцевой Автодром был введён к эксплуатацию в сентябре 2014 года, после Сочинской Олимпиады. На нём стали ежегодно проводиться различные автогонки. В частности, здесь пролегает гоночная трасса российского этапа «Формулы-1». В день нашего прихода на нём проходили какие-то автогонки, на которые продавались билеты. А в декабре 2014 года открылся и «Сочи Авто Спорт Музей». И лучшего места для него было не найти – на первом этаже главной трибуны.
Вместе с «автогонщиком»
Сочи Авто Спорт Музей
Музей работает круглогодично, с 10 часов утра до 22 часов вечера, без выходных. Цена входного билета 500 руб., для пенсионеров и студентов – 350 руб. Здесь весьма многолюдно, немало посетителей с детьми разного возраста.
Рекламный проспект Автомузея гласит: «Только здесь можно:
Узнать историю спортивных авто с первого дня по день сегодняшний.
Увидеть и потрогать руками самые быстрые автомобили Земли.
Сфотографировать болиды и запечатлеть себя на их фоне.
Увидеть автомобили-легенды, спортивные и классические раритеты».
И это действительно так. Кроме автомобилей, здесь можно увидеть экспозиции моторов, экипировки гонщиков, коллекции флагов команд-участниц чемпионатов по автогонкам. И портреты знаменитых чемпионов «Формулы-1», вымпелы и
На фоне пожарного автомобиля образца 1932 года
Парк автомобилей музея насчитывает почти 80 штук, собранных со всего мира. Подавляющее большинство из них я или не видел вообще, или видел только в каких-нибудь иностранных кинофильмах. Типа сериала про Джеймса Бонда. Многие из них так и хотелось потрогать руками. А ещё лучше – сесть за руль и укатить куда-нибудь в далёкое путешествие. Хотя, строго говоря, мы и так со Светланой находились в «субтропическом раю» — самом тёплом и благодатном месте нашей страны. Впрочем, за дополнительную плату 1000 руб. можно было сесть в любой музейный автомобиль и сфотографироваться.
Любовались мы автораритетами и современными «штучными» автомашинами, выпущенными сверхмалыми тиражами, около полутора часов, а потом вышли наружу.
Дорогой штучный «Бондовский» автомобиль
Впереди новые открытия
За это время погода изменилась, и вновь ярко светило солнце. По пути наткнулись на один из рекламных щитов, где прочитали любопытную для нас информацию. Посетителям Олимпийского парка предлагалось побывать в трёх музеях, находящихся в одном здании, которое располагается недалеко от входа на территорию «Сочи-парка» — парка развлечений и аттракционов для детей и взрослых. Музеи носят названия «Электрический музей Николы Теслы», «Музей СССР» и «Механический музей Леонардо да Винчи». Про них мы, признаться, ничего раньше не слышали. Поэтому решили разыскать и посетить через несколько дней, что и сделали 14 сентября. Кстати, в Олимпийском парке располагался и ещё один автомобильный музей, более скромный по размерам – «Музей ретроавтомобилей СССР». Но в него мы попасть не смогли по причине переезда экспозиции в Санкт-Петербург, не знаю только, временного или постоянного.
Музеи Адлера.Три в одном здании
Итак, 14 сентября с утра мы сели в 125-й автобус и приехали в Олимпийский парк, только вышли на остановке прямо у входа в «Сочи-парк». Зайдя на его территорию, мы прошли сначала мимо очень симпатичного детского городка с игрушечными зданиями и дорогами. Потом подошли к искомой трёхэтажке, в которой и располагались эти три музея.
Самый дорогой из них – это «Музей СССР», находящийся на 2 этаже, с которого мы и начали просмотр. Цена билета – 500 руб., но здесь можно находиться хоть весь день. И даже выходить из него, чтобы посетить другие музеи, а потом опять вернуться. Нам так и пришлось сделать, потому что в «Электрический музей Николы Теслы», стоимость билета в который 350 руб., посетителей запускают только по сеансам с экскурсоводом, и ближайший (он же первый) был в 11 часов. Для сведения: последний сеанс в 19.00. Так что сначала мы ненадолго заглянули в «наше советское прошлое». (На этом музее я подробно остановлюсь немного позднее). Потом спустились на 1 этаж и зашли в полутёмный холодный зал.
Молниевые разряды в музее
Там в нескольких стеклянных цилиндрах змейками искрились миниатюрные молнии, и пахло озоном.
Электрический музей Николы Теслы
В Электрическом музее есть ограничения для посетителей: не рекомендуется посещение детей до 6 лет, беременных женщин, лиц с кардиостимуляторами и страдающих эпилепсией и психическими заболеваниями. Особенно это касается тех, кто отважится войти в так называемую «клетку страха», о которой я расскажу чуть ниже. Экскурсовод начал рассказ о знаменитом сербском электротехнике, совершившем много открытий в области электромагнитных излучений и обогнавшем своё время. Сначала мы посмотрели небольшой фильм об этом учёном, а потом началась демонстрация различных электрических опытов. Немного расскажу о человеке, чьим именем назван этот Электрический музей, открытый в 2010 году.
Демонстрация электрических опытов
Великий изобретатель
Никола Тесла родился в 1856 году в Австро-Венгрии, в состав которой в то время входила Югославия. Большую же часть жизни провёл сначала во Франции, а затем в США, где и совершил практически все свои открытия и изобретения. Перечислю наиболее значимые из них:
Электромагнитные катушки. (Они так и называются «катушки Теслы»). Без них не обходится ни один генератор или электродвигатель.
Сам электродвигатель. (Тесла пошёл дальше и получил патент на изобретение электромобиля и электрической подводной лодки).
Переменный ток. (Здесь у Теслы была многолетняя «война» с американским изобретателем Т.Эдисоном, который пропагандировал постоянный ток. Но в конце концов по технологическим и экономическим параметрам во всём мире передача электроэнергии на расстояние осуществляется именно с помощью переменного тока).
Беспроводная передача электрической энергии с помощью мощной электромагнитной башни-излучателя. (Тесла построил такую башню в Нью-Йорке, но затем было прекращено финансирование).
Электродинамическая индукционная лампа.
Радио. (Хотя официально в большинстве стран считается изобретателем радио итальянец Г.Маркони, а в России – А.Попов, всё-таки первым его изобрёл именно Тесла).
Дистанционное управление (создал действующую радиоуправляемую модель).
Рентгеновское излучение. (Никола открыл эти лучи в одно время с немецким физиком В.Рентгеном, но в отличие от него, не опубликовал результаты своих опытов).
Неоновые светильники (трубки, наполненные инертными газами, через которые пропускались электрические разряды).
Лазер, который в настоящее время широко распространён в хирургических операциях.
Озоновый генератор воздуха.
Учёным была высказана идея передачи кодированных сообщений по воздуху, что в 90-х годах ХХ века приведёт к изобретению мобильной связи… Поговаривали, что Никола Тесла был на пороге изобретения «машины времени». Многие чертежи изобретателя после его смерти в 1943 году бесследно исчезли или же были уничтожены им самим. Кстати, часть чертежей Николой оказалась зашифрована.
Уменьшение пятирублёвой монеты
Электромагнитный уменьшитель материи
Вернёмся к опытам. На меня особенно произвело впечатление, как с помощью мощного уникального прибора под названием «Электромагнитный уменьшитель материи» уплотнилась и уменьшилась в размерах пятирублёвая монета. После демонстрации других опытов с электричеством, в том числе и с лампами, заполненными инертными газами, внутри которых змейками растекались электрические разряды, мы увидели и услышали «электрическое шоу», носящее название «Мегавольт – повелитель молний», когда под электронную музыку невысокий человек в специальном защитном костюме, делающим его похожим то ли на средневекового рыцаря, то ли на терминатора, с помощью подручных средств высекал электрические разряды в виде молний.
«Мегавольт – повелитель молний»
Напряжение, по всей видимости, было значительным, так как в воздухе запахло озоном, как при грозе. Зрелище было завораживающим, ничего подобного нам видеть раньше не доводилось. Да и трудно описать это словами – надо увидеть и услышать самому. Один существенный минус данного шоу – слишком громкий звук этой самой «электрической музыки» (120 дБ). Её надо слушать в защитных наушниках либо в «берушах». Впрочем, для детей, которые были в особенном восторге, наушники предусматривались.
Затем желающие добавить себе адреналина могли зайти в «клетку страха» и испытать ощущения, когда вокруг сверкают электрические молниевые разряды. Забраться туда отважилась женщина средних лет. Причём, перед тем, как переступить порог, она трижды перекрестилась. Не знаю уж, что она чувствовала среди электрических всполохов, но вышла живая, невредимая и довольная. Хотя явно натерпелась страху в этом аттракционе.
Гений Да Винчи
Если Никола Тесла обогнал своё время лет на 100 -150, то итальянец Леонардо Да Винчи – лет на 400. Леонардо да Винчи, живший на территории нынешней Италии в 1452-1519 гг., больше известен как живописец. Он написал, в частности знаменитую картину «Джоконда» («Мона Лиза»). Которая на протяжении веков своей загадочной улыбкой покоряет сердца знатоков и любителей прекрасного.
Да Винчи также серьёзно занимался архитектурой, музыкой и анатомией. Но ещё больше времени он уделял изобретательству и рационализаторству. И себя позиционировал прежде всего как учёный и инженер-механик. Если картин Леонардо написал всего 14 (авторство ещё одной оспаривается), то рукописное наследие у него
Экскурсовод рассказывает о музейных экспонатах
составляет около 11 тыс. листов. На большинстве из них заметки о новых механических изобретениях, рисунки различных устройств. Почувствуйте разницу! Лишь малая их часть была известна при жизни гения. Поэтому его наделяют качествами провидца.
Механический музей Леонардо да Винчи
Так вот, в Механическом музее Леонардо да Винчи представлены действующие модели некоторых, наиболее значимых его изобретений. Вход в этот музей стоит 300 руб., часы работы с 10 до 22, в зале трудится экскурсовод, причём не сеансами, как в музее Теслы, а практически непрерывно. Он переходит от модели к модели и ведёт свой рассказ, новые посетители приходят, слушают, смотрят, трогают экспонаты. Те, кто уже всё прослушал – уходят, а оставшимся он рассказывает по новому кругу и так далее. Иногда, впрочем, экскурсовод делает перерыв в своей работе. Но, чтобы гости музея не скучали, он, разобрав макет переносного моста через ров (разбирается выниманием одного звена) предлагает его собрать вновь. Немного покумекав, посетителям удалось, хоть и не без промежуточных ошибок, его собрать.
Перечислю некоторые изобретения да Винчи, которые можно увидеть в музее:
Шестерёнки, зубчатые колёса (передачи), «винты Леонардо», которые в настоящее время применяются во всех механических устройствах.
Танк – колесница с пушками, покрытая листами брони, которая приводилась в движение людьми. По форме «танк» напоминает черепаху, а количество орудий могло достигать 36. К сожалению, в то время ещё не были изобретены двигатели, которые могли бы передвигать эту махину. А только человеческой энергией это сделать невозможно.
Водолазный костюм или скафандр из натуральной кожи с тростниковыми трубками для дыхания.
Вертолеты и дельтапланы
Вертолёт или автожир с винтом из накрахмаленного льна, приводимый в движение вручную (вновь приходится повторить, что на тот момент не было моторов).
Парашют в виде тканевого купола высотой 7 метров.
Дельтаплан или орнитоптер из подвижных крыльев, приводимых в движение педалями.
Автомобиль или самоходная тележка на трёх колёсах с пружинным механизмом.
Велосипед с двумя деревянными колёсами и педалями.
Пулемёт в виде многоствольного орудия из трёх рядов мушкетов.
Прожектор из свечи с увеличительными линзами.
«Вечный двигатель». (Позднее Леонардо, поняв, что создание его невозможно, отказался от этой идеи. Но до сих пор в мире находятся люди, пытающиеся создать такой двигатель. Совсем недавно модель «вечного двигателя» финских изобретателей проработала 14 дней).
Список можно продолжать и дальше, но он и без того внушителен.
Автор оседлал велосипед Леонардо да Винчи
Кстати, посетителей и в Механическом музее, и в других музеях этого здания было много. Очевидно, что люди, отдыхающие в районе Большого Сочи, не только тупо лежат «тюленями» на пляжах. Но и живо интересуются и стремятся побывать в подобных местах.
Музей СССР
Возвращусь теперь в Музей СССР, созданный в 2017 году и работающий с 10 до 22 часов без выходных. Музей частный, как и два других музея в этом здании. Как можно догадаться из названия, его экспонатами (а всего их более 5000) являются самые различные вещи и предметы. Все, что связано с недавно ушедшей советской эпохой. Людям старшего и среднего поколений, к которому относимся и мы со Светланой, жившим в это время, всё представленное в музее было в принципе хорошо знакомо и ещё не забыто. А некоторыми вещами мы, как и другие граждане бывшего СССР, продолжаем успешно пользоваться.
Многие экспонаты находятся в хорошем состоянии. Мало того – некоторые из них до сих пор могут успешно исполнять свои функции, и если устарели, то только морально. Так, например, из автомата по продаже газированной воды можно было её
Старые друзья
Кстати, о фотоаппаратах. Среди экспонатов, находящихся в музее, я увидел и свой старый добрый фотоаппарат «ФЭД-5», которым я успешно продолжаю снимать. А также магнитофон «Маяк-203» и «вертушку» «Вега-104», которые у меня до сих пор работают благодаря стараниям моего друга Вадима Нестеркова. В этом музее можно всё трогать руками, всё фотографировать и фотографироваться на фоне чего угодно, чем мы со Светой и воспользовались. Я подозвал молоденькую сотрудницу музея и попросил её снять нас со Светланой в кавказских бурках с кинжалом и рогом для вина на «музейный экспонат» — тот самый «ФЭД». Девушка, естественно, в силу своего юного возраста никогда не снимала плёночным фотоаппаратом. Пришлось ей подробно объяснить, как это сделать, но с задачей она, справилась, судя по снимку. При этом ей сам процесс фотографирования очень понравился.
Уголок работника НКВД
Кусочек учебного класса средней школы
Светлана вспомнила, что она по образованию педагог русского языка и литературы и какое-то время работала в школе. Вновь представив себя в роли учительницы, она уселась за стол и взяла в руки указку и учебник русского языка. Я же, хоть никогда не имел никакого отношения к работе в системе НКВД-МВД-КГБ, расположился за столом «НКВДешника». Надев кожанку, форменную фуражку, взяв в одну руку муляж пистолета, а в другую – телефонную трубку.
Пензенские раритеты
Ещё мне понравился уголок вело и мототехники, где были представлены все «двухколёсники», выпускавшиеся в СССР. В том числе и продукция велосипедного цеха ныне не существующего завода имени Фрунзе — мопед «ЗИФ» и велосипед «Сура». Кстати, велосипед пензенского производства находится у меня в подвале. И хоть я на нём в последние годы не езжу, предпочитая более современный многоскоростной байк «Стелс-навигатор», «Сура» находится в рабочем состоянии. Хоть сейчас садись и отправляйся в путешествие.
В общем, побывав сразу в трёх интересных музеях, мы со Светой набрались в хорошем смысле этого слова впечатлений «по самую макушку» и долго «переваривали» увиденное и услышанное. Советую всем, кто окажется в Адлере на территории Олимпийского парка, посетить все четыре музея, о которых я написал. Не пожалеете, будет интересно и познавательно!
Музеи Адлера осмотрел и описал Митрофанов Александр