И надо же было такому случиться — на велосипеде по Крыму! Поддался на уговоры. В свой первый велопоход. Крымскими перевалами. Сагитировали-таки. Ходил и ходил себе с рюкзаком. Всё просто: оделся, взял рюкзак и пошёл. И ведь на чём взяли, на рюкзаке! Не надо, говорят, его вешать на себя: всё везёт велосипед – и рюкзак, и тебя. Нагрузил его, сел сам и вперёд! Любуйся, говорят, на бегущие навстречу пейзажи, наблюдай бабочек, дыши свежим воздухом и слушай пташек. Вот ведь как всё представили.
На велосипеде по Крыму
Я поверил, купил велосипед и согласился, как они обещали, на «простенькое, так себе, увеселительно-отдыхательное коротенькое» путешествие по Крыму. В октябре, говорят, там всего вдоволь: виноград, фрукты разные; не жарко и не холодно – рай, одним словом. Купайся, загорай – «бархатный сезон» при пустых пляжах! Мечта! Теперь-то я знаю, всё это – слова, слова. Ловушка для наивных… А тогда поверил.
Правда, уже в вагоне поезда, куда мы с трудом загрузились со своими неподъёмными (обещали ведь: не сам таскать будешь, собирался – на весе не экономил) рюкзаками да ещё велосипедами, я стал догадываться: будет не так, как мне наобещали. И уж, во всяком случае, не всегда будешь ехать на велосипеде…
С велосипедом в поезде
Пеший турист что? Залез в вагон, закинул рюкзак на полку – и всё! И никаких дел. В этом же случае всё совсем по-другому. Ну, во-первых, найти место для велосипеда в вагоне – уже проблема. Маленький, лёгкий и изящный на улице, в вагоне он превращается в такую корягу, с которой и втроём-то едва справляешься. Он мешает всем. Он никуда не помещается. Проводник грозит нас вместе с велосипедами высадить на ближайшей станции. Пассажиры собираются составить акт на возмещение убытков в связи с контактом их вещей с велосипедами. Правда, всё это происходило только до начала движения поезда. Вагон тронулся, и всё сразу как-то само собой утряслось.
Велосипеды где-то улеглись, пассажиры успокоились. Мы утирали пот, и в тот момент, когда я думал, что самое трудное позади, вдруг заметил: ребята стали собираться по два-три человека и, озабоченно поглядывая на упиханные с таким трудом по третьим полкам велосипеды, заговорили о ремонте «супера», регулировке каретки, о флажках и трещотках. В общем, посыпались слова, совсем не знакомые мне – пешему туристу. И тем более страшила меня тайна, которая за этим скрывалась. Создалось впечатление, что с железнодорожного вокзала Симферополя, куда мы должны были завтра к обеду прибыть, отправиться на своих велосипедах мы не сможем.
Симферопольский вокзал был залит солнцем и теплом. Мы дружно повыкидывали свой скарб на перрон и пока загружали велосипеды, подкачивали шины, подрегулировали всё то, о чём дорогой так мудрёно говорили ребята, дежурные приготовили прямо здесь, в укромном уголке, первый походный обед.
Первый день на велосипеде по Крыму
До Бахчисарая, первого пункта нашего путешествия, доехали неожиданно легко и быстро. Сорок километров – и почти всё время под уклон. Велосипеды катили, можно сказать, с автомобильной скоростью – больше 30 километров в час. Удивительным для меня было также то, что только на этом участке мы четырежды останавливались, встречая коллег по велосипеду!
В этот первый день первого для меня велопутешествия, как потом оказалось, всё было красиво, легко и приятно. По-летнему тепло и солнечно, лёгкая дорога с длиннющим спуском – подумать только – почти все сорок километров, и столько единомышленников. Красивым было место первой ночёвки, Чуфут-Кале, большая высокая гора с остатками поселения IX века. Именно у подножия этой горы, на ещё по-летнему зелёной поляне с весёлым быстрым родником, мы и должны были ночевать. Но всю эту прелесть и необычность я разглядел и почувствовал только на следующее утро.
А в этот день, побывав в ханском дворце Бахчисарая, в отличном настроении и укреплённой предыдущем лёгкой дорогой верой в себя как в велотуриста покатили к той поляне. Однако дорога с первых же метров, как только мы бодро выкатили за ворота дворца, круто потянула вверх. И, как говорят, дальше – больше; за городом, когда дорога стала просматриваться вперёд метров на двести, её крутизна показалась мне непреодолимой. Однако, как я успел заметить, группа не обращала на это никакого внимания. Но мои «велосипедные» силы таяли прямо на каждом метре дороги: я катастрофически отставал. Я не узнавал свой велосипед, он совершенно изменил свой характер.
Найти общий язык с велосипедом
Как я ни старался давить на педали, он всё равно не хотел двигаться вперёд. Велосипед стал неимоверно тяжёлым, он как бы вяз в песке, хотя дорога была покрыта отличным асфальтом. Продвинуть машину вперёд удавалось только непомерными усилиями и только на несколько метров. Пот лил с меня ручьями, я задыхался, стараясь не отстать от группы. А она, и, что удивительно, особенно её женская часть, уходила всё дальше и дальше. И, как мне показалось, даже с ускорением.
Ехать на велосипеде у меня уже не было сил, я сполз с седла, глубоко вздохнул и пошёл пешком. Идти оказалось намного легче и, главное, привычнее. Я обрадовался и зашагал быстрее. Довольно скоро я обрадовался ещё раз: стал догонять едущих на велосипеде! Тогда я ещё прибавил, я почти бежал, но зато уже многие велотуристы были позади.
На трудных горных дорогах, в этот и следующие моменты, Николаю Яковлевичу ой как не доставало современных витаминных комплексов:
«Леветон П» – незаменимый помощник для тех, кто занимается оздоровительной физической культурой и спортивным туризмом, в частности, велосипедным. За счет повышения резервных возможностей центральной гемодинамики он оптимизирует систему кровообращения в наиболее рациональном соотношении сердечного выброса и частоты сердечных сокращений.
Не знаю уж почему: то ли они меня ждали и не ехали, как могли, быстро, то ли я мчался быстрее, чем они ехали, но туда, где неожиданно кончилась дорога, упершись в поляну, на которой стояли чьи-то туристские палатки, я примчался раньше своей группы. Я был горд за себя и за пеших туристов.
Слава пешим туристам!
Спустя минут двадцать, когда я отдышался и вполне пришёл в себя, стали подъезжать на велосипедах наши и вперемежку с ними незнакомые туристы. Как оказалось, я обогнал заодно и группу велосипедистов из Гурьева. А наши ребята помогали им преодолеть этот подъём и, в свою очередь, были удивлены, увидев меня взмыленного, с ничего не видящим взглядом бегущего мимо них, стоящих на обочине вместе с гурьевцами. «Ваш?» – спрашивали гости. «Во даёт!».
Мы ночевали вместе. Стемнело неожиданно быстро, и ущелье, такое красивое днём, стало мрачным и холодным. Был костёр, была гитара, были песни, было много разговоров о велосипеде. Я тоже с восторгом говорил о нём. Здесь, у костра, я уже не вспоминал ни о своём первом подъёме сюда, ни о том, как из последних сил едва затащил ставший неимоверно тяжёлым велосипед, ни о дорогах впереди, которые в тот момент казались мне непреодолимыми. Я забыл уже всё трудное. Здесь, у костра, только среди друзей, я ощущал одно
Первый перевал
За Чуфут-Кале дорога становилась всё
Скалы обработаны дождём и ветром так, что сами по себе приобрели удивительные по
Я красоту храню,
Я жажду утоляю,
Я – поцелуй земли,
Я тайну жизни знаю.
Ты красоту познай,
Ты жажду утоли,
Ответь на поцелуй
И тайну сохрани.
Каменистое покрытие дороги определило нашу скорость: чуть больше пешеходной. Поэтому, наверное, подъёмы давались сравнительно легко. А вот потом, когда лес и горы сменились виноградниками, мы выкатились на шоссе Севастополь – Ялта. Оно показалось большим, широким и ровным. Наш караван быстро набрал скорость. Спицы колёс слились в мерцающий на солнце призрачный диск. Зашелестели шины, и встречный тёплый ветер стал насвистывать свою весёлую и загадочную песню. Дорога постепенно, сначала незаметно для глаза, потом уже явно стала подниматься вверх. На коротком передыхе наш начальник сказал: «Впереди наш первый запланированный перевал (всё, что было раньше, оказывается, и горной дорогой не считалось) с названием «Байдарские ворота». Обед – на перевальной седловине», – закончил он наставление, и мы закрутили педали.
Настоящий велотуризм
Теперь мне казалось, что самое трудное – это сейчас! Не вчера и не завтра, а здесь, на этом подъёме. Вот он, настоящий велотуризм, думал я, всё больше и больше отставая от группы. Наверное, часа три мы «брали» этот перевал. Видимо, кругом было красиво, но я видел перед собой только дорогу. Она змеёй извивалась по склонам, то резко и круто поднималась вверх, то бесконечно длинным, изматывающим «тягуном» упиралась в новый, ещё более крутой взлёт. Я садился на велосипед, с трудом проезжал, наверное, не более ста метров – на большее не хватало сил. Останавливался, отдыхивался и долго шёл, толкая велосипед то сбоку, то сзади. Придя в себя, я снова садился в седло, и всё повторялось, моих сил едва хватало до очередного поворота.
Женская часть группы, набрав скорость ещё там, вначале, как мне показалось, уже давно скрылась из виду. А ребята… Они были рядом. Медленно, не уезжая далеко от меня, они, видимо от скуки, поворачивали велосипеды и уезжали назад вниз, потом легко догоняли и снова плелись рядом со мной, развлекая разговором. Мне предлагали поменяться велосипедом (свой новый – на старый!), другие на обмен давали свой видавший виды рюкзак на мой, опять же новый. Я терпел. Я шёл, правда, не так быстро, как тогда, перед Чуфут-Кале, но шёл без остановок. На велосипед я перестал садиться – какой смысл? Всё равно через минуту придётся слезать… Я шёл, подбадриваемый шутками по поводу преимуществ и достоинств пешего и велосипедного туризма.
На перевальной площадке (ах, какой она была желанной) устроили обед, Вся наша группа опять была вместе. Меня хвалили, особенно когда я доедал уже третью добавку щей: будет толк из него, раз так ест, решила группа.
Открывающиеся отсюда великолепные виды черноморского побережья заставили забыть трудности подъёма, обед восстановил силы, а предстоящий спуск длиной аж в двадцать лёгких, красивых километров настраивал на приятный послеобеденный отдых.
Скоростной спуск
Но эти двадцать километров спуска отдыха не принесли. Во-первых, я эти километры как-то и не заметил. На спуск ушло одно мгновение. Мне показалось: там, наверху, я вдохнул, а выдохнул уже внизу. А во-вторых, спуск на велосипеде по горным серпантинам потребовал немалых усилий. Велосипед показал здесь новую черту своего характера, он рвался вперёд, как необъезженный дикий конь. С ним было трудно справиться, порой не хватало тормозов, чтобы сдержать его на крутых склонах, приходилось выкручивать как рога у быка, его руль, чтобы вписаться в поворот.
Эта борьба с неудержимо рвущимся вперёд велосипедом закончилась как-то неожиданно. Оторвав взгляд от дороги, я увидел почти рядом с передним колесом море. Велосипед присмирел, волна лениво накатывалась на прибрежную гальку, ослепительно блестя на солнце. Да был ли он вообще, этот спуск, да ещё двадцать километров…
И сейчас, и потом, когда маршрут был уже закончен, меня не покидало ощущение: спусков как таковых просто нет, вся дорога состоит только из подъёмов.
Тут же было найдено и место для ночёвки. Да, ночью на море, пожалуй, даже лучше, чем в горах. Сначала, когда были ещё сумерки, мы купались, потом был ужин, потом – песни под аккомпанемент гитары и прибоя. Разгруженные велосипеды стали хрупкими и лёгкими. Они как-то понуро плотно стояли, приткнувшись друг к другу боками, казалось, тоже отдыхали.
День за днём
Да, ночёвки в палатках на берегу моря не забываются. Чаще на пляжах, без людей, – никого! На закате «бархатного сезона», под сенью чарующей южной ночи с волшебными шорохами моря… В них таится какая-то загадочная привлекательность. Они остались во мне как сладкий
Как мне объяснили, мы выбрали «нижнюю дорогу». Сказали, что она «более или менее», со «щадящим рельефом». Оно, наверное, так и было. Но только до Алушты. Здесь я ещё успевал читать названия: «Симеиз», «Алупка», «Ливадия», кое-что успевал разглядеть. Как кадры в ускоренном кино, промелькнули знаменитое «Ласточкино гнездо», Воронцовский дворец, Медведь-гора. А вот за Алуштой…
Наша последняя ночёвка у моря планировалась как раз в Алуште. И на ежевечернем техническом разборе, когда речь зашла о завтрашнем девяностокилометровом участке, который нам предстояло одолеть, руководитель так, между прочим, заметил: «Мы уже втянулись в походную жизнь, попривыкли к велосипедам и горным дорогам, поэтому этот, назовём его спортивный, участок от Алушты до Судака должны будем осилить за день».
Спортивный участок
Но мы его не одолели. Как ни старались, как ни урезали время на обед и перекуры. Нам не хватало сил. Сразу же за Алуштой начался крутой и затяжной подъём. Потом короткий резкий спад, и снова перевал, тоже с крутыми и длинными подъёмами. И потом опять перевал с ещё более сложной и тяжёлой дорогой.
Здесь, стараясь не отстать от группы, я больше шёл – получалось быстрее. Обычно наверху я догонял всех. Как и тогда, совершенно не замечал спуска, он длился несколько секунд, и я снова топал по дороге рядом с велосипедом. Где-то в середине подъёма я подводил свой сверкающий краской и новизной велосипед к обрыву с намерением расстаться с ним… Подъезжали ребята, советовали поставить велосипед понадёжнее, а самому отдохнуть. Потом я открыто просил ребят столкнуть велосипед вниз – понятно, у самого не поднимались руки, ведь только купил…
По шоссе время от времени проплывали автобусы, соблазняя комфортом. Я отдыхал и снова шёл, даже не делая попытки ехать. К этим трагическим для меня моментам девчонки уезжали далеко вперёд и, следовательно, не могли повлиять на решение. А наши мужики находили какие-то доводы и слова, велосипед с горы не сбрасывали, и я снова лез на подъём вместе с ним.
Перевалам не было конца. А день между тем клонился к вечеру. Судаком, как водится, и не пахло. Так нам выпала ещё одна незапланированная ночёвка на замечательно громадном пустом пляже, под густыми кронами деревьев, на берегу речки и моря. Был костёр, яркий и жаркий, было ночное купание в море. Мрак южной ночи скрывал берега и рядом барахтающихся друзей, тьма была непроницаема и густа, как само море. Гитара и прибой опять аккомпанировали нашему хору. К «штатному» ужину был выдан виноград без ограничений.
Велосипед стал другом
На следующий день оставшиеся до Судака горы я преодолел, почти не слезая с седла. Это было моим достижением; именно в данный момент как-то вдруг оказалось, что с велосипедом мы подружились, он стал мне понятней, ближе и родней. И на последнем, уже почти равнинном участке от Судака до Симферополя я с удовольствием стирал с него пыль, проверял гайки, спицы, пробовал шины. От этих, наверное, по своему трогательных знаков внимания, а может, и по другой причине велосипед нёс меня словно на крыльях. И теперь, двигаясь по симферопольским улицам к аэропорту, город не казался мне, как в начале пути, бесконечно длинным, запутанным и тесным.
Мы плотной и, как мне виделось, красивой группой просто и приятно прокатили по улицам прославленного города-курорта. К самолёту тоже подъехали на велосипедах. Было по-летнему тепло. А через три часа полёта, уже из Пензенского аэропорта, разъезжаясь по домам ночными, схваченными морозцем улицами, я думал: боже мой, как хорошо, что я купил велосипед, что решился на путешествие!
О, это путешествие я не забуду. Оно дало мне всё: яркость впечатлений и приятную усталость пешего туризма, мобильность и скорость от автомотопутешествий. Велосипед совершенно избавил меня от общественного транспорта. Любой рюкзак ему под силу и не в тягость – он снял его с моих плеч. Без труда и хлопот велосипед легко перевозится в любом общественном транспорте. Оказывается, он не боится плохих дорог и больших расстояний, и взамен не требует себе почти ничего.
Как хорошо, что я купил велосипед!
Николай Платов
(1) комментарий