Отчет о туристском походе пензенских туристов по Кольскому полуострову 3 категории сложности в 1970 году.
Маршрут: Оз. Умбозеро – р. Умба – Капустные озера – волок на В. Полисарское озеро – река Полисарка – р. Пана – р. Варзуга – с. Кузомень.
Состав группы
Справа налево. Воробьев Димка, Горелов Володя, Сашкин Валера, Воробьева Нина, Горелова Алла, Лобанов Женя, Шерстнева Валя, Боярова Наташа, Данишкин Тимофей, Беляков Володя (Андреевич).
Воробьев Димка – реммастер, фотограф. Опыт участия в пеших и водных (на плотах) 3, 4 и 5 к.с.
Горелов Володя – руководитель. Имеет опыт участия в водных (байдарки), пеших и лыжных походах 3, 4 и 5 к.с. Руководил водными (плоты), лыжными и пешими походами 2, 3 и 4 к.с.
Сашкин Валера – завхоз. Участвовал в походах по области, водных (байдарки), пеших и лыжных.
Воробьева Нина – имеет опыт участия в пеших и водных (плоты) походах 2, 3 и 4 к.с.
Горелова Алла – участвовала в лыжных, пеших и водных походах 2, 3 и 4 к. с.
Лобанов Женя – участвовал в водных, пеших и лыжных походах по области.
Шерстнева Валя – участвовала в водных (байдарки) и пеших походах 2 и 3 к. с.
Боярова Наташа – участвовала в байдарочном походе 2 к. с., в лыжных, пеших и водных походах по области.
Данишкин Тимофей – участвовал в водных, пеших и лыжных походах по области.
Беляков Володя – участвовал в лыжном походе 2 к. с., а так же руководил походами по области.
Описание маршрута
18 июля – день отъезда из Пензы. Так было запланировано при подготовке маршрута. В этот день все участники учебно-тренировочного похода по Кольскому полуострову собрались на станции Пенза-1. О билетах позаботились заранее. И не зря! Уже за десять дней до отъезда удалось достать билеты до станции Титан только благодаря официальной бумаге из областного совета по туризму. Сложным оказалось достать билеты до Москвы. Из Москвы же на Мурманск отходят четыре поезда в сутки.
В Апатиты прибыли около 8 часов утра 21 июля. Из Апатит в Кировск через станцию Титан ходит электричка. О существовании железнодорожной ветки от Титана до Ревды мы знали еще при подготовке к походу. На месте только выяснили, что мотодрезина («матриса» — как ее здесь называют) отходит от станции Титан ежедневно в 17 часов 30 мин. Как выяснилось позднее, график движения не является законом для данной железнодорожной ветки. Дрезина может отойти в любое время (правда, не раньше 17 часов) в зависимости от многих факторов. В частности, от настроения нач. станции или водителя.
До вечера у нас время было и мы все, заперев предварительно вещи в каком-то сарае у начальника станции, отправились в город Кировск. Нам необходимо было зарегистрироваться на контрольно-спасательной станции, а заодно познакомиться с городом. Городок небольшой, но зато удобный. И магазин, и кинотеатр, и клуб туристов, и столовая – все в одном месте.
Музей минералов
Посетили музей минералов. Он расположен в Доме техники. От этого посещения у нас осталась масса впечатлений. Богатая коллекция минералов, макеты и фотографии знаменитого апатитового рудника Росвумчоор и, главное, директор этого музея, экскурсовод и еще какие-то должности она там занимает – Валентина Петровна Скрипкина. Этот человек преданный своему делу! С 1932 года, с первых лет поиска и добычи апатитовых руд живет и работает она в этих местах. С какой любовью и энтузиазмом рассказывает она почти о каждом минерале, почти о каждой фотографии в музее. Музей этот – дело ее рук. Книга отзывов полна восторгов и восклицательных знаков… Мы добавили к ним свои.
Из Кировска в Титан вернулись автобусом. «Матриса» оказалась маленьким вагончиком и, так как народу в этот раз скопилось много, нам не удалось влезть в нее с грузом. Договорились с начальником станции, что груз подъедет за нами несколько позже на попутной грузовой платформе.
Эта железнодорожная ветка очень удобна для туристов. При умелой дипломатии и за небольшую мзду можно договориться, чтобы вас отвезли куда надо и высадили в удобном для вас месте. Именно так мы и поступили. Проехав после поселка Пунча километров пять, мы выгрузились у моста через небольшую речушку, которая берет начало в горах Ловозерские тундры. Лагерь разбили прямо у дороги. Было уже поздно – второй час ночи, а светло как днем! Надо сказать, что белые ночи выручали нас в этом походе неоднократно. Очень удобная штука!
Радиальный выход в Ловозерские тундры
Наш маршрут начинался на одном из крупнейших и красивейших озер Кольского полуострова – Умбозере. Предварительно мы наметили совершить радиальный выход на хребет Ловозерские тундры, к вершине Ангвундасчоор. Подробной карты этого района у нас не было, и мы решили двигаться в горы, придерживаясь долины реки, на которой разбили лагерь. Мы считали, что эта речка берет начало где-то у подножья горы Ангвундасчоор, и, что возможно, от ее истоков нам удастся увидеть вершину.
Вышли на следующий день около 10 часов утра. В лагере оставили двоих. Погода отличная. Солнце жарит как на юге, и комаров сравнительно мало – одновременно на человека садится не более десяти. Речушка маленькая, а шумит и громыхает, как настоящая горная река. Прозрачная и чистая вода разбивается о разноцветные валуны множеством брызг, и пенным потоком устремляется вниз.
Шли левым берегом. Тропы нет, но идти легко, под ногами мягкий мох. Подлеска почти нет, завалов и болот мало. Зато попадаются грибы. Вскоре вышли на торную тропу, которая, по всей вероятности, идет из Пунци. Там есть турбаза.
С дровами наперевес
В одном из болот тропа потерялась. Левый берег стал круче, идти стало неудобно. Перешли речку вброд и далее двигались правым берегом. Как-то незаметно кончился лес. Остались только кусты можжевельника, да низкорослая березка. Запаслись дровами и двинулись дальше.
Долина реки широкая. Склоны гор, окаймляющих долину, становятся выше и круче. В одном месте речушка образует красивый водопад в несколько ступеней. Исчез кустарник, исчезла березка. Вокруг только камни, покрытые мхом и лишайником.
Устроили перекус. Вскипятили чай, подкрепились бутербродами и двинулись дальше. Погода начала портиться. Откуда-то из долины выползли облака. Они то прячут, то опять обнажают вершины гор. Одна маленькая тучка уже вылила на нас весь свой запас воды, и мы, мокрые насквозь, продолжали подниматься вверх.
Долина реки раздвоилась. Пошли, придерживаясь левой долины. Мрачные серые горы обступили нас со всех сторон. Теперь исчез даже мох. Кругом только камни. По крутому, каменистому уступу, с которого прыгает река, образуя еще один водопад, поднялись на плато. Там в небольшом углублении, окруженное со всех сторон горами, лежало маленькое озеро с чистой прозрачной водой. Отсюда и берет начало речушка.
Вершины от озера не видно. Посовещавшись, решили подниматься по северо-западному склону. Подъем довольно крутой, лезем по камням – большим, маленьким, острым, мокрым и скользким. Чем выше поднимаемся, тем все более широкая панорама открывается за нами. Вид суровый, но очень красивый. Видно Умбозеро. Оно огромно, как море. Даже отсюда видно, как по нему гуляют волны.
На вершине Парганьюн
Пересекли небольшой снежник, который как ледник заполнил неглубокую долинку и языком свешивается со склона.
Вышли на высшую точку хребта. В туре, сложенном из камней, обнаружили записку. Оказывается, мы поднялись на вершину Парганьюн. Прямо на север, километрах в трех по прямой линии, на вершине какой-то горы увидели триангуляционный знак. По всей вероятности, это и есть вершина Ангвундасчоор. Но от попытки дойти до нее отказались. Пора было возвращаться в лагерь, да к тому же на нас надвигалась такая страшная, иссине-черная туча, от которой веяло холодом, что все сразу заспешили вниз.
Не успели мы пройти и сотни метров, как туча, перевалив через хребет, поглотила нас. Поднялся ветер, нас обдало противной мелкой изморосью. Быстро добежали до места, где оставили дрова. Разожгли костер, отогрелись, попили горячего какао. Туча осталась где-то сзади, в горах. А здесь даже солнышко выглянуло. Возвращались старой дорогой и в десять часов вечера были в лагере.
Следующее утро было пасмурным и ветреным. Вспомнив, какие волны мы видели вчера на озере с горы, с перетаскиванием вещей не торопились. Решили выйти попозже. Все равно светло, а волны могут утихнуть. От лагеря до озера примерно километр. К двум часа успели перетащить вещи, а пяти – собрать байдарки и поесть. Волны вроде бы стали поменьше. Решили отчаливать.
Начало сплава
Первые же валы захлестнули байдарки. Все, кто опрометчиво не одел фартуки на берегу, стали поспешно задраиваться на ходу. Через несколько минут, привыкнув к толчее волн, освоившись, уверенно заработали веслами навстречу ветру и волнам. Так прошли километров пять. Неожиданно ветер усилился, волны стали круче, появились белые барашки на них, продвижение вперед стало невозможным и опасным. Решили поворачивать к берегу.
Несмотря на крутую волну и сильный ветер, все байдарки развернулись благополучно. Пристали к небольшому островку с подветренной стороны. Развели большой костер, обсушились, согрелись.
Так как делать было нечего, решили поесть. Волны несколько успокоились только к девяти часам вечера. Отчалили около одиннадцати часов. Над озером серые сумерки. Низкие тучи затянули все небо. Ветерок слабый, волн почти нет. Плыли всю ночь. На отдых остановились под утро, около четырех часов, не дойдя до истока р. Умбы около трех километров.
Следующий день для нас начался только в двенадцать часов. Вылезли из палатки – небо серое, в тучах. Накрапывает дождик. Не поймешь – не то ночь, не то день. Решили все же, что это день. Только отплыли, дождик перестал накрапывать. Но хлынул ливень, который, к счастью, быстро закончился.
Перед самой Умбой сели на мель. Капитанам пришлось выйти из байдарок и проводить их метров сто.
Поселок Зашеек показался нам пустынным и заброшенным. Несколько аккуратных домиков на зеленой лужайке, людей не видно, только где-то одиноко лаяла собака. В поселке нам делать было нечего. Там нет ни магазина, ни почты.
На реке Умба
Река Умба началась глубокими плесами. Затем появились шиверки. Пока простенькие, безобидные, но требующие внимания, так как они довольно мелкие, много камней. Появились первые аварии. У одной байдарки сломался руль. У другой – появилась первая небольшая пробоина.
На ночлег остановились около порога Островной. Итак, первая часть маршрута пройдена. Впереди бурная, порожистая река Умба. И первое препятствие на этом участке – порог Островной.
Он находится километрах в шести от поселка Зашеек. В его начале лежит лесистый остров, который разделяет Умбу на два рукава. Длина порога метров восемьсот. Запомнить весь намеченный с берега путь прохождения довольно сложно. Порог бурный, с большим количеством камней. Но он имеет два небольших слива, вход в которые все же необходимо предварительно наметить и хорошенько запомнить. На остальных участках порога двигаться, лавируя между камнями, стремясь попасть на сливе в точку, намеченную с берега.
Если бы этот порог встретился нам в середине маршрута, мы бы его, конечно, проходили. Но это было наше первое препятствие, и мы провели байдарки левой протокой, затратив на это 30 минут. Километра через два после порога — два моста через Умбу – автомобильный и железнодорожный. Многие группы начинают маршрут именно у этих мостов. Под мостами мощный слив и высокие стоячие волны.
На участке между мостами и порогом Падун – Умба довольно бурная река, с большим количеством мелких шивер. Здесь впервые ощутили преимущество тех байдарок, на которых наклеены были протекторы. После шиверок резина от носа до кормы вдоль стрингеров и кильсона как рашпилем содрана. В некоторых местах до корда.
Прошли два небольших порожка, предварительно осмотрев их. Главная струя легко просматривается и с берега, с воды. На втором порожке Тимофей и Валера Сашкин ухитрились не попасть в слив и прыгнули прямо с уступа высотой метра полтора. На несколько секунд их лодка ушла под воду. Над поверхностью торчали только их головы и плечи. Но все кончилось благополучно.
Непроходимый Падун
Порог Падун прозевать невозможно. Ни с чем не сравнимый рев слышен за километр. Перед Падуном большой плес, который в конце обрывается. Еще издали видно, что вся вода уходит вниз. Белых гребешков и высоких волн, характерных для шивер и небольших порожков, из-за крутого слива не видно.
Первое впечатление – в этот порог может сунуться только сумасшедший. Мощные валы, головоломные повороты. Отбойные волны от огромных камней сливают струи в жгуты. Рев и пена. Но, приглядевшись, можно наметить вполне реальный проход. Маршрутная комиссия запретила нашей группе прохождение этого порога, поэтому мы и не рассматривали его подробно с точки зрения прохождения. Падун обнесли левым берегом. Обнос трудный. Длина обноса около километра. Есть тропа, которая в двух местах прерывается крупными каменистыми осыпями.
Порог обнесли за три часа. К своему удивлению, на пороге встретили рыбаков. Это рабочие из. Г. Апатиты приехали сюда провести выходной день, порыбачить. От них мы узнали, что впереди нас прошла большая группа туристов из Харькова. Двое из этой группы на байдарке RZ благополучно прошли Падун. Порог кончается мелкой каменистой шиверой. Шиверка не длинная. Самое благоразумное – провести этот участок. Именно так и поступил Димка Воробьев. Остальные предпочли пройти, за что и поплатились пробоинами и задирами.
В. Капустное озеро
Километра через два после порога прошли, не просматривая, крупную шиверу со сливом. А еще через два вышли к В. Капустному озеру. Озеро небольшое – километра три в длину. Оно соединяется со Средним капустным озером двумя протоками. В левой протоке – порог Малыш. В правой протоке – длинная интересная шивера, с неожиданным поворотом. Прошли правой протокой, не просматривая. Протока кончается мелью с большим количеством камней. Здесь практически невозможно пройти, не задев камня.
Ср. Капустное озеро большое, но не глубокое.
Фарватер кое-где помечен вехами. И не случайно! Стоило нам чуть сбиться с фарватера, как сразу же сели на мель на середине озера. Пришлось капитанам вылезать из лодок и брести пешком по колено в воде с полкилометра.
Погода, не баловавшая нас все эти дни, начала исправляться. Выглянуло солнышко, стало жарко. Разделись. Пока до пояса.
Капустное — бывший центр цивилизации
К вечеру дошли до поселка Капустное. Поселок большой, но, как оказалось, полузаброшенный. Там нет ни магазина, ни почты. Живут только егерь, какой-то сторож, да пенсионеры, которые приезжают сюда из Кировска, как на дачу. На Кольском много таких заброшенных поселков. В них жили в основном лесорубы, которые, вырубив лес на этом участке, переезжают на новые места, где вырастают новые поселки с почтой и магазинами. На несколько лет этот поселок становится «центром цивилизации». В данное время таким «центром» стал поселок на Ингозере с одноименным названием. До него от поселка Капустное 12 километров.
Ночевать в поселке нам не захотелось. К тому же, проплыв в конец залива, мы тем самым сокращали завтрашний волок примерно на километр. В этот вечер впервые нас атаковали комары. Вечер был теплый, без дождя. Да и место низкое, болотистое. Вот они на нас и навалились. Чтобы хоть чем-то досадить комарам и испортить им ужин, поганим себя репеллентами. До этого вечера некоторые из нас еще не прибегали к помощи демитила, репудина и прочей химии.
Как обычно бывает в день волока, погода была жаркая, а озверелые комары не давали возможности снять штормовки. Быстро разобрали байдарки и упаковались. Нам предстоит сегодня перетащиться на озеро Ингозеро. Это километра три. Если нам не удастся нанять машину в поселке Ингозеро, то придется собирать байдарки и плыть по озеру до просеки, по которой совершить еще один волок, теперь уже длиной десять километров до Верхнего Полисарского озера.
Волок до Ингозера совершили в две ходки, потратив на него чуть больше трех часов. После обеда три человека отправились в поселок. Нужно было дать телеграммы, подкупить продуктов и попытаться достать машину. Оставшиеся занялись рыбной ловлей, сбором грибов и ягод, кормлением комаров. В чем, надо сказать, и преуспели. На Ингозере впервые наловили рыбы. Грибы и ягоды нам и раньше попадались, но здесь их было больше.
Сами себе водители
Не зря проходили и наши посланцы. К вечеру они вернулись на машине. Вид у машины доисторический. Грузовой вариант «Антилопы Гну». Крылья и капот помяты, борта подвязаны проволокой, на ходу хлопают. Того и гляди откроются. Глушителя нет, ревет как реактивный самолет, тормозов тоже нет. Но это еще не беда! Отъехав несколько километров от поселка, машина неожиданно встала. Спрашиваем у водителя, в чем дело. А он в ответ только бормочет что-то невнятное и устраивается в сиденье поудобнее спать. Перед выездом он немного подкрепился, да видно, не рассчитал силенок. К счастью, у нас оказался Беляков Андрей, который умел водить машину.
Наш вам совет: расплачивайтесь с шофером после того, как он привезет вас на место, или сами учитесь водить машину! Мы знали, что попасть нам надо на эстакаду 19 квартала. Он находится у самой просеки. А как туда попасть? Шофер спит. Дорог очень много. Идут во всех направлениях, причем одна хуже другой. Ехали, ориентируясь по компасу. Как это ни странно, но приехали куда надо. О качестве дороги можно судить по тому факту, что 24 км (по спидометру) мы проехали почти за 3 часа.
Лагерь разбили на самой просеке. Было уже час ночи. Благодаря машине, мы не только выиграли время за счет сборки и разборки байдарок, но и сократили волок километра на два. Завтра нам предстоит совершить волок до Верх. Полисарского озера. Это километров восемь.
Волок
Утро опять солнечное, опять «жарят» комары. Вышли в час дня, замаскировав половину вещей. В 16.30 были на Верх. Полисарском озере. Тропа вполне приличная, хорошо заметная. Попадаются болота.
Особенно запомнилось последнее, перед самим озером. Длинное и глубокое, выше колена. После этого болота все как трупы рухнули на сухом месте и долго не могли отдышаться. Купание и два котла чая восстановили наши силы.
Налегке тронулись в обратный путь. По дороге объедались морошкой, которая в изобилии росла на болотах. Вторую ходку прошли быстрее, хотя у некоторых груз был тяжелее, чем в первый раз.
Намеченную на следующий день дневку пришлось отменить. Комаров уж очень много было. Место низкое, болотистое, защищенное со всех сторон от ветра лесом. Вылив на себя половину запаса репеллентов, чертыхаясь и размазывая по лицу налитых кровью комаров, собрали байдарки, кое-как погрузились и поплыли.
На середине озера ветерок разогнал комаров, солнышко пригрело. Все заулыбались, блаженно почесывая покусанные места. Стали осматриваться. Верхнее Полисарское озеро довольно большое и красивое. Окруженная со всех сторон лесом спокойная прозрачная вода кажется голубой, отражая в себе синеву чистого неба. Много островов. На островах комаров почти нет и можно устраивать вполне комфортабельную дневку. Но мы решили пройти сегодня до Среднего Полисарского озера.
От В. Полисарского до Ср. Полисарского озера
Река Полисарка началась небольшими плесами, поросшими травой и кувшинками. Из-под байдарок разбегались во все стороны крупные окуни и щуки. Но вскоре начались мели, и матросам пришлось идти по берегу пешком. Неприятная штука – эти каменистые мели. Бредешь по щиколотку в воде, проваливаясь по колено, а то и глубже. Байдарка упирается, цепляется за камни. А тут еще комары жрут. Мели продолжались примерно половину пути от Верх. Полисарского озера до Среднего.
Потом опять стало глубоко. Ср. полисарское озеро маленькое и уютное. Выбрали место для дневки на крутом высоком берегу.
Место удобное. Хорошо ловится рыба, в основном щуки и окуни. Ловить рыбу на озере очень интересно. Видно, как собравшиеся вокруг байдарки окуни внимательно рассматривают мелькающую перед их носом блесну или крючок с наживкой. Наконец, у одного из них не выдерживают
Участок Полисарки до Ниж. Полисарского озера – мели, перекаты, камни. Трудно сказать, что больше приходится делать – плыть или проводить байдарки. Между мелями – глубокие плесы. Но и там нужно быть очень внимательными. Крупные камни, слегка скрытые под водой, из-за слабого течения незаметны. Чуть зазевался, сразу камень.Поэтому даже на плесах надо плыть не спеша, внимательно следя за камнями.
Трехкаскадный порог
Наиболее серьезным препятствием на р. Полисарке является трехкаскадный порог. Он расположен примерно посредине между Ниж. Полисарским озером и Рекой Паной. При подходе к порогу нужно быть очень внимательным, так как этот порог появляется неожиданно из-за поворота. Порог имеет три явно выраженных ступени, каждая из которых представляет собой нагромождение огромных камней. Участки между каскадами и выход из порога завалены камнями. На сливах сильное течение разбивается на несколько рукавов. Порог очень сложный. В малую воду практически не проходим из-за большого количества камней.
Длина порога около одного километра. По правому берегу есть хорошая тропа для обноса. В туре, сложенным из камней у порога. Нашли несколько записок. Из них узнали, что некоторые группы обносят этот порог. Мы же решили пройти хотя бы первый, наиболее простой каскад, а два остальных провести. Первый каскад все прошли благополучно.
А вот провести байдарки оказалось делом непростым. Только двое – Горелов и Лобанов справились с этим минут за двадцать. Остальные три байдарки затратили на проводку более часа.
После порога остановились на обед. Подвели итоги прохода порога. Пробоина на байдарке у Тимофея, у Горелова тоже небольшая дырочка и все заплаты содраны. У Андреича сломан ахтерштевень. На ходовые качества эта поломка не повлияла. Просто его байдарка теперь имеет непривычный вид – корма лихо задрана кверху. На «Пирите» у Димки сломан стрингер. Можно считать, что порог прошли благополучно.
Починка ходового времени почти не заняла, так как чинились во время, отведенное для обеда. После порога начались шиверки, сначала мелкие, потом более полноводные. Берега стали выше. Между перекатами глубокие плесы. В таких местах вода гладкая, спокойная, словно пруд, и берега, как в парке. Очень много красивых и удобных мест для ночлега.
Река Пана
Пана началась мелкими шиверами. Только успевай от камней уворачиваться. На таких участках не соскучишься, внимание и внимание. Постепенно набираем опыт. Теперь уже капитаны смелее выходят вперед, когда подходит их очередь идти первыми. Река Пана гораздо шире Полисарки, но не глубже. На отдельных участках она напоминает булыжную мостовую, по которой между камнями струится вода. На таких участках капитаны проводят байдарки без матросов. Те в это время идут по берегу. Погода стоит отличная. Жарко. Комаров нет. Впереди где-то должен быть порог Пасынок. Он начинается сразу же за левым притоком Паны, рекой Пурумвуай.
Приток мы так и не заметили. На расстоянии примерно в полкилометра в Пану впадает три маленьких ручейка. Возможно, один из них и есть Пурумвуай. Сам порог несложный. Держаться нужно струей, примерно посредине потока, маневрируя между отдельными камнями. В самом конце надо попасть в слив между двумя плоскими камнями. Из-за бурунов этот проход плохо заметен. С берега же, стоя против этого места, кажется, что здесь вообще не пройти. И только отойдя немного назад, можно увидеть, что это не сплошная плита, а два камня, между которыми есть проход. Прошли нормально. Только на последнем сливе Тимофей посадил байдарку на камни. Все кончилось благополучно.
Примерно через километр еще один порожек такой же сложности. Здесь надо идти правым берегом. В конце можно круто повернуть влево, обходя крупный камень, либо попытаться прыгнуть через другой камень, который находится прямо в сливе. Горелов, который шел первым с матросом вместе, неудачно вошел в порог. Пока он выправлял положение, его нанесло на камень в сливе, на который он и сел. Снялся благополучно.
Жемчужный край
Остальные капитаны без матросов прошли этот участок более удачно. Больше на пане серьезных препятствий нет. Однако бдительность терять нельзя. По-прежнему много мелей и перекатов. По берегам иногда встречаются большие деревянные кресты. Кто их поставил и для какой цели, толком выяснить не удалось. Говорят, что их ставили в честь богатого улова рыбы, ил в честь удачной добычи жемчуга. В реке Пане и в Варзуге в изобилии водится ракушка – перловица, в которой попадается речной жемчуг. До революции, и уже после революции, до тридцатых годов, в этих реках добывали довольно много речного жемчуга. Сейчас этот промысел заброшен, хотя до сих пор местные жители и туристы иногда находят жемчужины.
Река Пана впадает в Варзугу мелким и шумливым перекатом. Остановились на обед, а заодно половить рыбу. К этому времени мы уже научились ловить хариуса на маленькую рыбку, которая в изобилии снует вдоль берега.
Эта рыбка имеет несколько названий. Ее называют в одних местах вандышем, в других – гольяном. Местные жители называют парчугом. Хариус берет на эту рыбку на любом перекате, где есть камни и быстрое течение. Хариуса мы едим жареным и вареным в ухе, и малосольным. Очень вкусная рыба! Дежурные не успевают чистить ее, хотя им и помогают все, кто не ловит рыбу.
На Варзуге
Мы ожидали увидеть Варзугу полноводной, с быстрым течением. Ожидания наши не оправдались. По-прежнему перекаты, мели, камни. На одном из мелких перекатов байдарка Андреича перевернулась. Оба члена экипажа оказались с головой в воде. Но они так быстро перевернули байдарку, что, по их словам, не успели даже вымокнуть.
Погода по-прежнему благоприятствует нам. Жарко. В день проходим всего несколько часов. Остальное время купаемся, загораем, ловим рыбу и чиним байдарки.
От впадения реки Паны до правого притока Варзуги – Кривца, участок сравнительно спокойный. После Кривца характер реки меняется. Течение убыстряется, появляются более серьезные шиверы. Меняется и характер берегов. Появились скалы, которые издали похожи то на разрушенный замок, то на застывшего воина. И только нашему охотнику, Андреичу, в каждой скале мерещится либо медведь, либо лось.
Ареньгский порог, перед впадением правого притока Ареньги, прошли не только не просматривая его, но даже не заметив. Перед порогом довольно длинная и нудная мель. Матросы сошли на берег, а капитаны в одиночку, гле пешком, а где на байдарках, продвигались вперед. В самом пороге течение убыстрилось, стало глубже. Пришлось с ходу принимать решение, где и как проходить. Все справились с этой задачей удачно. И только пройдя этот участок и оглянувшись назад, увидели, что это был порог.
Радиалка на водопад
На Ареньге есть водопад. У нас было запланировано сходить к нему. Пристав к правому берегу и закрепив байдарки, мы отправились к водопаду. До водопада от устья Ареньги 30 минут ходьбы. Вдоль реки идет хорошо утоптанная тропа. Речка небольшая. Даже не верится, что на такой речонке может быть водопад. Однако водопад этот есть.
С восьмиметровой высоты падает пенный поток. Отвесные скалы в этом месте расступились, образуя глубокий котлован, в котором бурлит и кипит вода. Величественное зрелище!
Сразу за Ареньгским порогом начинается длинная каменистая мель. Очень сложно здесь пройти, не вылезая из байдарки. В конце этой мели, на высоком и крутом левом берегу Варзуги мы установили деревянный крест в честь прохождения Северного Полярного круга. Северный Полярный круг проходит чуть выше Ареньгского порога.
На участке от Ареньги до поселка Варзуга несколько порогов. Сколько их, точно сказать трудно, так как часть порогов состоит из нескольких каскадов. Поэтому сразу не определить, новый ли это порог, или еще один каскад того же порога. Весь этот участок мы прошли не просматривая.
Хитрый Иовас
Особенно запомнился порог Сухой Иовас. Длинный и хитрый порог! Он состоит из нескольких каскадов, один сложнее другого. Осматривать его предварительно не имеет смысла – все равно не запомнишь. Опыт, накопленный на предыдущих участках, позволяет проходить его, не просматривая. В течение получаса этот порог держит вас в своей власти, не давая расслабляться на на минуту. Пройдя один каскад, уже готовишься к другому, выискивая наиболее удобный вход и намечая дальнейший путь. Чаще всего на камни налетаешь именно на участках между каскадами. Все внимание вперед, поэтому подводные камни замечаешь уже перед самой байдаркой, когда уходить от них поздно.
Крупную аварию на таких участках не потерпишь, но пропороть байдарку можно. После этого участка много новых заплат появилось на наших байдарках. После порога Сережный (перед левым притоком – рекой Сергой) до поселка Варзуга встречается только одна крупная шивера. Порог Сережный гораздо проще предыдущего. Проходим почти во всех местах.
Перед поселком Варзуга река широкая и спокойная.
Поселок Варзуга
Поселок Варзуга довольно крупный, расположен по обоим берегам реки. Имеются магазин и почта. Достопримечательностью этого поселка является деревянная церковь, построенная в 1674 году. В ней сейчас устроили музей.
Морские пороги — интересный участок, длиной около четырех километров, начинается сразу же за поселком. На этом участке имеется несколько порогов, которые имеют свои названия: Собачий, Клетной, Сковорода и т.д. Мы не успели толком разобраться во всех этих порогах, так как они следуют один за другим, а проходили мы их без предварительного осмотра. Эти пороги – последнее препятствие на нашем пути, сложнее и Островного порога на Умбе, и всех порогов на Пане и Варзуге, в том числе и Сухого Иоваса. Однако, это было последнее препятствие и поэтому прошли мы его легко. Сказался опыт. А как говориться, «наломать дров» здесь есть где.
Особенно коварен второй порог (кажется, он называется Клетной), в который сразу переходит первый порог – Собачий. Основная струя здесь, почти без камней, поворачивает к левому берегу. Однако, если двигаться этой струей, то в конце можно попасть в такое место, откуда выбраться довольно сложно. Нужно вовремя увидеть место, где можно выйти из струи и, лавируя между камнями, прижиматься ближе к середине. Там, на выходе из порога имеется мощный слив. Все пути и проходы на этом участке можно легко заметить с байдарки. Только нужно быть очень внимательным.
Итак, последнее препятствие пройдено благополучно. Теперь только приливы, да сильный встречный ветер могут задержать продвижение вперед. Варзуга после Морских порогов стала полноводной. Течения почти нет. Берега красивы и разнообразны. Крутые лесистые берега сменяются песчаными дюнами. Много островов. Пристав к одному из них, мы обнаружили там густые заросли красной смородины. Говорят, что на этих островах есть и малина.
Село Кузомень
Село Кузомень расположено на песчаном берегу, открытое всем ветрам. Когда-то здесь был лес, но потом его весь вырубили, и теперь ветер свободно гуляет по селу, поднимая тучи песка, засыпая дома по самые окна. Песок везде: на улицах поселка, на аэродроме, песчаные дюны тянутся до самого берега моря.
Туристы в ожидании парохода, который заходит сюда раз в трое суток, разбивают палатки прямо на берегу реки. Наиболее удобным считается место у лесопилки – и дров много, и пристань рядом.
Пароход в поселок не заходит. Мелко. Он останавливается на рейде, километрах в трех от берега. Пассажиров на пароход доставляют на дорах, больших деревянных моторных баркасах.
Туристов этот день скопилось много, около ста человек. Однако уехали все. Три доры совершили по два рейса. Подъем груза на борт парохода был затруднен сильной качкой. Пришлось доставать веревки и с их помощью поднимать рюкзаки и байдарки. Палатки разбили прямо на палубе парохода. Вот и кончился поход.
Быстро промелькнут последние дни, заполненные дорожными заботами, а потом останутся только воспоминания о днях, проведенных на Кольском.
Подножный корм
- Рыба жареная – 6 раз
- Уха – 7 раз
- Грибной суп – 5 раз
- Хариус малосольный – 2 раза
- Бульон с уткой – 1 раз
- Компот из свежих ягод – 4 раза
Всего активным способом передвижения было пройдено 400 км, из них на байдарках 353 км, пешком 47 км.
Отчет переработал Игнатьев Александр