По Норвегии на велосипедах пензенцы совершили путешествие второй раз. На этот раз группа решила проехать по южной Норвегии, подняться на скалу Прекестолен, и посмотреть каскад самых высоких водопадов в центральной части страны. Нитка маршрута сложилась такая: Осло – Кристиансанд – Санднес – Прекестолен – Одда — Восс (радиальный выезд части группы в Берген) – Мурдал – Гейло — Осло.
По Норвегии на велосипедах
«В Норвегию невозможно не влюбиться.
В её спокойное и уверенное величие.
В её завораживающую дикую нетронутую
природу. Но одно я понял точно. Для каждого
человека всегда есть то место, куда он
стремится, даже если не всегда отдает себе
в этом отчёт. Это место и есть для него
самая лучшая страна в мире. Это то место,
где он родился, где живут его мама и папа.
Его Родина. И чтобы понять это, чтобы
прочувствовать всеми фибрами души,
непременно надо съездить куда-то далеко,
далеко. Хотя бы и в Норвегию…»
Велотурист Игорь Гришанов. Уфа
Итак, опять Норвегия. Почему? С нашего прошлого путешествия по Норвегии прошло три года. И всё это время перед глазами стояли удивительные по
В это велосипедное путешествие на этот раз нас поехало пятеро.
От прошлого состава добавился один из постоянных участников предыдущих путешествий — Евгений Шабатин, а также Михаил Колокольцев, который, несмотря на свой молодой возраст, имеет большой опыт водных и велопутешествий. Кроме этого, Миша хорошо владеет английским языком, и это делало наш поход более комфортным.
На этот раз для заброски и эвакуации решено было воспользоваться самолётом дружественной к велотуристам кампании SAS. Это оказалось и удобно и дёшево, но скорректировало первоначальную нитку маршрута, т.к. нам не очень-то хотелось ехать участок Осло — Кристиансанд. Как впоследствии и оказалось, это был самый неинтересный отрезок нашего пути, хотя слово «неинтересный» по отношению к Норвегии некорректно — здесь везде красиво. Просто больше «населёнки» и автобанов.
Путешествие по Норвегии началось
После приземления, сборки велосипедов и укладки рюкзаков, по уже знакомой дорожке доехали до близлежащего леса, где и заночевали. Отсыпались после бессонной ночи, когда нас на микроавтобусе везли из Пензы до Шереметьева. Утром добрались до Осло. Решили осмотр столицы оставить на конец похода. От Осло до Бергена вдоль побережья Норвегии проходит часть так называемой северной международной велодорожки. Она означена цифрой «1» на красном фоне, а также «Е18», что соответствует номеру дороги до Кристиансанда. Мы пытались придерживаться этих ориентиров почти половину нашего пути. На одном из участков пути между Ларвиком и Арендалом один раз воспользовались маленьким корабликом, чтобы срезать путь через длинный фьорд, тем более что там не было альтернативной автобану дороги.
Этот катер выполняет роль маршрутного такси, доставляет почту по попутным островам, развозит и собирает туристов и местных жителей, так что мы шли на нём более часа и любовались морскими пейзажами.
Вообще, велодорожек в Норвегии много, особенно в южной её части. Как правило, она появляется километров за двадцать до населённого пункта и продолжается на таком же протяжении после. Многие местные велосипедисты, особенно спортсмены, не очень-то жалуют велодорожки, но водители к этому относятся спокойно, чего не скажешь о центральной Европе. Там сразу сигналят и заставляют ехать по велодорожке. Мы, по мере возможности, старались придерживаться существующих правил движения. Несколько раз наблюдали такую картину: На автомобильной трассе тренируются лыжники на лыжероллерах. Так как они идут коньковым ходом, то занимают значительную часть дороги, и весь транспорт, следующий за ними, терпеливо ждёт, когда можно обогнать. Также и с нами. Все едут спокойно, никто не сигналит, а только приветствуют.
Норвежцы — спортивная нация
Норвежцы — очень спортивная и здоровая нация. Почти все выглядят подтянуто и спортивно. Тучных людей мы не встречали. Очень много молодёжи тренируется на велосипедах, лыжероллерах или
С погодой, мы считаем, нам повезло, хотя на этот раз она решила испытать нас по полной программе. Но зато мы увидели подлинную Норвегию: с дождём, который может идти, не переставая весь день, с морским ветром, с туманами и, конечно же, с желанным солнцем. Холодно не было никогда, даже в проливной дождь в тумане. Конечно же, мы были готовы к такой переменчивой погоде, не зря приобретались накидки для себя и велорюкзаков, шился тент, подбиралась обувь и т.п. Как мы заметили, больше трёх дней непогода не продолжается. И снова солнце и тепло.
Так было примерно до половины пути. А потом всё время стояла солнечная жаркая погода. Из всего запланированного из-за проливного дождя нам не удалось осмотреть Кристиансанд и водопады в районе городка Клисарвик. Наверное, это знак судьбы, чтобы ещё раз вернуться в Норвегию.
Путешествие в классическом стиле
Наш поход проходил в классическом, спортивном стиле. Подъём в 7.00, завтрак в 10.00-10.30, обед в 14.30-15.00, ужин в 19.30-20.00. Двадцать два ходовых дня, одна днёвка, две полуднёвки, 1750 пройденных километров. Трёхразовое горячее питание. Иногда устраивали перекус вкуснейшим местным кефиром, который здесь называют русским продуктом. Пищу чаще всего готовили на нашей походной печке, а в условиях отсутствия сухих дров, в городе и в дождь пользовались газовым примусом. Из продуктов покупали овощи для ежедневного салата, сахар, макароны и немного хлеба. Дело в том, что Норвегия по уровню цен, как и по уровню жизни, занимает одно из первых мест в Европе. Это определяется большой величиной налогов (до 50 процентов), которые потом возвращаются в виде различных социальных программ.
Разница с российскими ценами 2-3 раза, поэтому, зная это, мы большую часть продуктов везли с собой. Хотя, как позже мы выяснили, почти в каждом продовольственном магазине есть группа товаров с социальными ценами, качество которых ничем не хуже остальных продуктов. Это информация для наших будущих последователей. В лесах много грибов и ягод. Иногда приходилось решать трудную задачу, где лучше полакомиться, либо на полянке с крупной земляникой, либо на бугорке с черникой или малиной. Грибы тоже были лакомой добавкой к супу.
Неприятные сюрпризы в нашем походе преподнесли антипрокольные покрышки «КЕНДА» производства КНР, купленные двоими участниками накануне поездки. Через несколько дней путешествия боковой корд на них стал расползаться, причём это происходило в самую непогоду и на спуске, что, к счастью, не повлекло тяжёлых последствий. Приходилось зашивать их по нескольку раз, клеить камеры, и в ближайшем магазине, до которого 100-150 км, покупать новые покрышки.
Наиболее яркие моменты путешествия по Норвегии
Наиболее яркие впечатления от путешествия оставили следующие моменты. Это, как всегда водопады, тоннели, подъём на скалу Прекестолен, а также велодорога Ралларвеген.
Норвежцы, наверное, самые большие мастера в мире по прокладке тоннелей. Их тут великое множество самых различных видов. Есть даже с круговым серпантином, есть под реками и фьордами и т.п. В один из дней мы из более чем ста пройденных километров под землей проехали больше 10 процентов пути. Также нам удалось проехать по двум длинным тоннелям, протяжённостью 4,5 и 7,5 км. Ехать по таким тоннелям на велосипеде — это нечто непередаваемое! Адреналин выплескивает через край.
Подъём на скалу Прекестолен, что в переводе означает «кафедра проповедника», также оставил неизгладимое впечатление. До неё пришлось идти по очень живописной горной тропе более двух часов. Даже эта тропа сама по себе вместе с окружающей природой очень живописна, идет мимо озёр то вверх, то вниз, достигая облаков. По ней, как муравьи, ползёт великая армия туристов со всего мира, чтобы полюбоваться на это чудо природы — скалу, нависшую над фьордом на высоте 610 метров.
Прекестолен — чудо природы
День был пасмурным, и мы опасались, что нам не удастся полюбоваться обещанной панорамой. Но, когда мы достигли цели нашего пути, облака рассеялись, и открылась потрясающая по
Потом мы несколько дней ехали вдоль Сьёрфьорда по красивейшей дороге №13, пересекая несколько раз водные преграды на паромах и любуясь водопадами. Так мы доехали до города Восс, который является одним из туристических и спортивных центров Норвегии. Здесь часть группы в составе Жени Енгалычева и Миши Колокольцева поехала на поезде на экскурсию в Берген, а оставшиеся устроили днёвку в парке на берегу озера.
Как нельзя, кстати, рядом оказался большой туалет с горячей водой, которым мы воспользовались для помывки и постирушки.
Встретив вечером наших довольных друзей, которые пообедали в Бергене на знаменитом на весь мир рыбном рынке добрым куском китового мяса, мы на другое утро выехали по направлению к Мурдалу. Когда в очередной раз стали спрашивать у местного водителя дорогу, он сказал: «Вам будет очень трудно, лучше езжайте на поезде». Дело в том, что даже на карте было непонятно, есть ли дорога до самого Мурдала, а в турбюро также сказали, что все едут на поезде, так как он идет по ж/д тоннелю, а автомобильной дороги нет. Мы решили все увидеть сами. И не пожалели.
По Норвегии на поезде (с велосипедами)
Сначала дорога нас вела всё время вверх и вверх по очень живописной долине, которая, видимо, является какой-то курортной зоной. Во второй половине дня дорога превратилась в пешеходную горную тропу, по которой, как оказалось позже, нам предстояло ехать два незабываемых дня. Наконец, мы доехали до ж/д станции Упсете. Наша дорога оборвалась у станционного перрона. Вокруг ни души. Железная дорога уходит в глубину тоннеля. Из расписания узнали, что в этот день вечернего поезда нет, только на следующее утро.
Решили устраиваться на ночлег здесь. Помещение станции открыто, включены обогреватели, два туалета, вода, стол, просторные скамейки — всё, что нам нужно для комфортного отдыха. Здесь же лежали газеты, из которых мы узнали о какой-то ужасной трагедии на острове, не зная никаких подробностей. Так как до ужина было много времени, то решили сходить на экскурсию в горы к ближайшим водопадам, а заодно проверить, есть ли пешеходная тропа через перевал до Мурдала. Мы ходили часа три и выяснили, что пешеходная тропа есть, но идти по ней с велосипедом невозможно. Женя Малкин даже долез до линии снега.
На следующее утро мы не без труда погрузились в специальный вагон для велосипедов и через полчаса были в Мурдале. Дело в том, что поезд идёт из Бергена через Восс, и уже был заполнен под завязку любителями экстремальной езды со своими велосипедами.
Самый яркий день путешествия по Норвегии
К нашему удивлению, ожидаемого асфальта не было, а сразу от станции продолжалась каменистая дорога, которая в некоторых местах была почти непроходимая даже для велосипеда. И вот тут началась самая
По общему согласию этот день был самым ярким из всего нашего велосипедного путешествия. Мы были в своей стихии. Крутые подъёмы, спуски, реки, водопады, озера, снег, непредсказуемая дорога впереди – всё это создавало атмосферу праздника велотуризма. Вдобавок к этому стояла великолепная солнечная погода. И всё это в окружении великой армии таких же одержимых велосипедом людей.
В этот день мимо нас проехало около тысячи велосипедистов самого разного возраста и физической подготовки. Это действительно настоящая велодорога протяжённостью около ста километров, которая идёт через несколько перевалов по очень живописной местности. Машинам здесь ездить запрещено, да и в некоторых местах просто невозможно. Здесь налажен мощный прокат велосипедов и снаряжения. По-хорошему, тут надо провести 2-3 дня с ночёвками у красивейших озер, что и делают местные жители, но у нас график, привязанный к самолёту.
После этого мы ещё три дня ехали по направлению к Осло. Решили, что посвятим целый день осмотру столицы, а до аэропорта подъедем на поезде. В один из дней мы обратили внимание на значок достопримечательности, который указывал на какой-то кратер метеорита. Женя Малкин сказал, что он ни разу в жизни не видал ни одного кратера метеорита, и мы решили с ним налегке съездить посмотреть. Запас времени у нас был. Указатель обещал это чудо через три километра. Крутизна дороги была такой, что с велосумками мы бы шли пешком. Когда обещанные километры кончились, оказалось, что это только до автостоянки и надо ещё идти пешком. Я долго шёл по маркированной тропе, но обещанного кратера так и не увидел. Как потом оказалось, до объекта 5 км.
Сфотографировав плакаты, повествующие о космическом госте, посетившем Землю 650 миллионов лет назад, мы вернулись к нашим друзьям.
В столице Норвегии
Приехав в Осло, мы были поражены, как норвежцы переживают случившийся теракт. Все площади и другие свободные места в городе усыпаны цветами, свечами и плакатами с соболезнованиями. Как потом мы узнали, это массовое явление было во всех городах. Случившееся для спокойной Норвегии — это шок.
Из столичных достопримечательностей мы побывали у королевского дворца, музея викингов и музея «Кон-Тики», посетили парк скульптур, и музей «Фрам», рассказывающий о северном дрейфе экспедиции Нансена.
Особенно понравился парк скульптур. Вигелан-парк — грандиозное творение скульптора-самоучки Густава Вигелана. Все расходы по воплощению своей мечты скульптор взял на себя, убедив власти Осло отвести ему лишь участок земли во Фрогнер-парке. Около 43 лет Вигелан трудился над воплощением своей мечты. В результате на свет появилось удивительное творение, представляющее собой огромное количество обнажённых скульптур из камня и бронзы и таких же скульптурных композиций, рассказывающих о жизненном пути Человека, сочетающее в себе натурализм и символику с реалистичной трактовкой человеческой жизни от рождения до смерти. Очень интересно.
Вечером, когда пошли покупать билеты до аэропорта, выяснилось, что участок железной дороги на ремонте. Стало тревожно, успеем ли на самолёт. Но и здесь норвежцы оказались на высоте. Они организовали дополнительную беспрерывную автобусную линию в объезд ремонтируемого участка. В автобусы садились по ж/д билетам. Велосипеды не разбирали, всё уместилось в багажники. Потом пересели на наш поезд, доехали до аэропорта и под знакомой сосной устроили прощальный ужин. Все участники единодушно пришли к выводу, что Норвегия идеальная страна для велопутешествий.
Утром без проблем погрузились в самолёт до Москвы, и после приземления и получения багажа доехали от Шереметьева до родной Пензы на заказанном микроавтобусе.
Прекрасная страна
Закончить свой рассказ о велосипедном путешествии по Норвегии хочется, как и начало, выдержкой из отчёта уфимского велотуриста Игоря Гришанова. «Норвегия — прекрасная страна. Она вызывает
Экономическое благополучие Норвегии зиждется на трёх китах — доходах от нефти и рыбы, умелом распределении этих доходов и очень невысокой плотности населения. Но всё это лишь часть правды. Никакие сверхдоходы не помогут стране, если люди, управляющие ею и живущие в ней, будут по разные стороны баррикад. Похоже, здесь такого не происходит, и страна, ведомая премьер-министром от Рабочей партии, уверенно лидирует по уровню жизни. Здесь всегда есть уважение к личности, то есть неукоснительное соблюдение её суверенитета.
В обычном смысле: никто не станет ни к чему принуждать, никто не придет без звонка, никто не посягнет на твою личную территорию. Иногда это напоминает безразличие и отстранённую холодность. Но это не так. Мы убедились в этом сполна — нам неоднократно и совершенно бескорыстно приходили на помощь разные люди в разных частях страны. Они не навязывали её нам, но стоило попросить, как радушие и совершеннейшее участие было обеспечено».
Валерий Асташин, г. Пенза, сентябрь 2011 г.
Велосипедное путешествие не только по Норвегии, но и любое другое требует от участников большой
(1) комментарий