Отчет о водном туристском путешествии 3 к.с. Озеро Байкал – р. Лена. Пороги реки Лена на байдарках и катамаране пройдены в июле – августе 1982 года.
Организация путешествия
Основанием для выбора маршрута явилось то, что на Кольском полуострове и Урале маршруты 3 к.с. и выше стали труднодоступными. С Карелией и Архангельской областью группа знакомилась на маршруте 2 к.с. А так как в перспективе группа готовится к выходу на маршруты 4 и 5 к.с. и, учитывая, что пензенские водники накопили некоторый опыт по Прибайкалью, на наш взгляд нет реки, наиболее полно отвечающей целям нашей группы, как Лена.
Знакомство с озером Байкал, наличие посильного волока и все препятствия, характеризующие горно-таежные реки, несомненно, повысило умение и возможности участников похода длявыхода на более сложные маршруты.
Особенностью подготовки группы было то, что два экипажа полностью укомплектованы самодельными байдарками и снаряжением и группе ставилась задача: применение техники и тактики движения с применением некоторого опыта по ТВТ. Так как река Лена 3 к.с., с элементами 4 к.с., то этот опыт брался во внимание, и группа взяла с собой катамаран, который везли с собой по частям всеми лодками.
В каньоне «Золотокана» и на участке, где имелась возможность попасть в завал, ставили на ход катамаран и производили страховку. Все участники по мере подготовленности и характера реки имели возможность получить практические навыки управления катамараном.
Все участники прошли маршрут без аварий с тремя оверкилями. Навыки ТВТ и организация страховки дала возможность пройти маршрут надежно и содержательно.
Справочные сведения о путешествии
Район путешествия – Прибайкалье.
Продолжительность путешествия Пенза-Пенза 29 дней.
Средства сплава – байдарка РЗ-85 3 шт., самодельные байдарки с поддувными бортами 2 шт., катамаран 1 шт. (применялся для страховки в Золотокане и Ленском каньоне, транспортировался в разобранном виде всеми лодками РЗ-85).
Маршрут группы: г. Пенза – г. Иркутск – п. Байкал – оз. Байкал – п. Онгурены — мыс Покойники – р. Лена – п. Качуг г. Иркутск – г. Пенза.
Протяженность водной части маршрута 352 км.
Количество участников 10.
Время путешествия с 1 по 29 августа.
Стоимость похода на одного человека 152 руб.
Состав группы
Беляков Владимир Андреевич (1941) – руководитель.
Кузнецова Вера Сергеевна (1960) – казначей.
Тарахов Николай Александрович (1950) – участник.
Рогов Сергей Львович (1960) – штурман.
Кваша Георгий Михайлович (1962) – фотограф.
Никулина Татьяна Николаевна (1960) – медсестра.
Ларин Сергей Викторович (1964) – участник.
Кошкин Александр Павлович (1961) – участник.
Богатырева
Амплетов Игорь Степанович (1957) – участник.
Техническое описание маршрута
По Байкалу
После высадки с теплохода группа разбила лагерь недалеко от береговой кромки и собрала байдарки. Впереди по курсу пос. Онгурен, в 10 км от села на север берег Байкала представляет собой узкую полоску, покрытую крупными камнями и галькой. В отдельных местах скалы подступают к самой воде. Такой берег тянется почти на 15 км, и выходить в море можно только при устойчивой тихой погоде.
Следующая удобная стоянка – возле мыса Кочерикова, где залив окаймлен широким галечным пляжем, а тайга подходит близко к берегу. Дальше на север берег неудобный для причаливания и ночлега, однако на этом участке часто встречаются мысы, за которыми можно укрыться в случае шторма. Таковы мыс Рытый и Шартлай. Возле Шартлая высятся интересные гольцы , на них стоит сделать восхождение.
Через перевал к Лене
Озерная часть маршрута заканчивается на мысе Покойники с удобным местом для лагеря. Подъем на перевальное седло разделен двумя котловинами и тремя ступенями. Тропа вьется по правому склону, затем – небольшой спуск в котловину, поросшую лесом. Во второй котловине тропа переходит на левый склон, а при подъеме на третью ступень возвращается на правый. Потом бежит по галечной осыпи, входит в нее и по сухому руслу ручья приводит к крутой осыпи, выходящей к перевалу. Отсюда пологий километровый спуск к берегу Лены. При потере тропы надо ее найти, а не идти наугад.
Лена, одна из величайших рек Сибири, берет начало на западном склоне Байкальского хребта и впадает в море Лаптевых. Выше места выхода с перевала она протекает в узкой долине, где то справа, то слева к воде вплотную подступают утесы. Ширина реки колеблется от 15 до 35 м, скорость течения 7-10 км/час. Пороги, шиверы, прижимы сменяют друг друга. В русле попадаются крупные камни, завалы.
Пороги реки Лена
Путешествуя по Лене, надо иметь в виду, что весной паводки низкие, зато летом из-за ливневых дождей вода быстро поднимается на несколько метров. Сплав на байдарках можно начинать сразу после спуска с перевала. Первые 5-6 км ширина Лены 10-15 м, глубина 0,2 – 0,4 м. Пороги чередуются с плесами.
Затем до впадения правого притока – Золотокана река течет 4-5 км в глубоком каньоне. За устьем Золотокана – наиболее сложный участок протяженностью 12-13 км. Крутые повороты с прижимами сменяются шиверами со стоячей водой и сливами. Лена петляет, видимость 50-100 м, но почти всюду можно пристать к берегу.
Ниже долина расширяется, горы отходят от реки, уступая место тайге. Русло прямее, и на протяжении 6-7 км, почти до слияния Большой и Малой Лены, тянется мелкая, несложная шивера, требующая местами проводки судов.
Через 4-5 км горы опять подходят к руслу и снова нужно преодолевать прижимы и шиверы со стоячими волнами. Такой характер Лена сохраняет 25-30 км, после чего долина расширяется, берега понижаются, появляются острова. Отдельные протоки перекрыты завалами. Река петляет, скорость течения 6-7 км/час. Преодоление этого участка требует особого внимания. Во всех неясных случаях необходима разведка, так как попадание в завал грозит тяжелой аварией и потерей судна.
В районе правого притока Юхта-2 Лена течет в низких болотистых берегах, много смородины. Завлы реже и массивнее. Перед устьем левого притока – Аная прямой участок пути длиной 6 км. После впадения Аная река становится шире 50-60 м и многоводнее. Ниже встретится первый поселок – Чангур (есть магазин). До конечного пункта маршрута – поселка Кучуг характер Лены сохраняется.
Лоция реки Лена от начала сплава до Золотокана
Шивера на правом повороте через 200 м, длина 800 м. Шивера с отдельными открытыми камнями, до поворота налево – полуобливные и подводные камни. Струя не выражена.Длина 400 м. Разведка по правому берегу. Идти, придерживаясь правого берега, чалка на правом берегу в конце шиверы.
Порог сразу за шиверой №1. На левом повороте. В русле камни, небольшой прижим. В конце слив со стоячими волнами 0,5 — 0,8 м. Разведка правым берегом. Придерживаясь выпуклого берега, траверс в конце слива.
Порог №3. Расположен через 300 м. Каменная гряда перегораживает всю реку, слив более 0,5 м, длина 250 м. Разведка правым берегом. Вначале держаться левой стороны, за 30 м до прохода в гряде резко уйти вправо.
№ 4, 5. Порог-шивера. Расположен через 400-450 м после 3 порога. Струя не выражена, в русле камни. Длина 350 м. Без разведки, по основной струе.
Лоция реки Лена от ручья Золотокана
№ 6. Порог-водопад. Сужение реки с 21 до 3, 5 м. Мощный пенный поток круто падает с трехметровой высоты. Основная струя бьет влево на выступающий камень. Проход не просматривается. Ориентиры: резкое сужение. В 3 км ниже от препятствия характерный шум падающей воды. Обнос по левому берегу.
№7. Сложный порог. Локальные двухступенчатые сливы, сужение до 6 м. Падение на длине 80 м. Основная струя отбивает влево, две другие идут через 500 м после порога-водопада. Надежный проход на байдарках проблематичен из-за обилия камней на заходе.
Обнос байдарок по левому берегу. Проход на катамаране, страховка тремя лодками веревкой, прошли полулагом.
№8. Ступень. Гряда через всю реку, падение 0, 5 м. Расположена на 200 м ниже препятствия №7. Проход правее центра.
№9. Шивера-порог.Расположен ниже 8 ступеньки на 1, 5 км. Начинается шиверой, хаотично разбросаны камни, небольшой слив заканчивается значительным. Хорошо читается с воды. Проход без разведки. Лавировка между камнями, в сливе отклон вправо.
№11, 12. Порог. Расположены ниже 9 и 10 препятствий. 11 порог требует к себе внимания точным заходом по центру, так как кругом камни и косой слив. 12 порог сложнее. Мощный слив с правым поворотом. В сливе зуб. На выходе струя бьет в левый берег.
Два порога проходятся как одно целое. В 11 не давать лодке развернуться полулагом. 12 порог – заход полулагом, гребок правым, отклон влево и мощный зацеп левым. Страховка катамараном и веревкой. Киль – Ларин, Рогов.
Лоция Ленского каньона
№1,2,3,4,5. Шиверы. Расположены после впадения ручья Ржавого. Несложные шиверы с разбросанными камнями. Все ступеньки, как одна длинная шивера с поворотами и прижимами. Читается с воды.
Проход без разведки по центральной струе. На поворотах полулагом на реверсном ходу. Страховка тандемами.
№6. Порог. Этим порогом начинается серия технически сложных порогов. Ориентир после препятствия №5 – прямой участок впереди, река пойдет влево, справа – берег. Навал на плиту.
Разведка с правого берега. Прохождение правым краем, перемещаясь влево. Чалка на левом берегу. Страховка катамараном. Сигнальщик.
№7. Порог. Расположен ниже 90 м от препятствия. Слева «бык», справа камни. По курсу камни. Поворот направо, идти между камнями.
Разведка с правого берега, затруднена крутизной. Заход со смещением влево рядом с «быком», затем стрельнуть вправо. Чалка на правом берегу. Страховка катамараном. Киль экипажа Рогова.
№8. Порог. Расположен 650 м ниже порога №7. Сложный. Река делает петлю с поворотом влево на 100 градусов. На заходе справа камни. Сильный прижим.
Разведка с правого берега. Шли на отрицательном ходу полулагом, придерживаясь выпуклого берега.
№9. Порог. Расположен через 250 м после 8 порога. Камни, проход в правой протоке. Правый поворот реки.
Разведка с правого берега. Проход по правой струе между камнями.
№10. Порог. Последний сложный порог Ленского каньона. Расположен за правым крутым поворотом реки. Слева мель, затем крутой поворот реки влево. У правого берега большой камень-плита., слева от него подводный камень, проход 1, 5 м. Навал на правый берег.
Разведка правым берегом. Заход по центру, постепенно смещаясь вправо, идти рядом со стеной правого берега. Конец слива чистый. Руководитель сделал пробный проход слева – пробоина правого борта. Килей не было.
Лоция реки Лена после слияния с М. Леной
Отдельные камни, шиверы, мели, завалы. После слияния р. Лены с М. Леной попадаются отдельные камни, мели и шиверы. Некоторые повороты забиты упавшими деревьями и образуют завалы, характер и наличие которых из года в год меняются.
Соблюдать дистанцию, наблюдать за характером реки. При обнаружении завала обязательна разведка. На повороте придерживаться выпуклого берега. Всю страховку держали в полной готовности. В конце завала экипаж Кошкина зацепило корягой, и он срочно покинул лодку. Вытянули веревкой.
Итого путешествия, выводы и рекомендации
Представленный маршрут полностью отвечает предъявляемым требованиям к водным походам 3 категории сложности.
Заход на маршрут можно осуществить из города Иркутска (железнодорожный вокзал), на речной порт машиной, затем рейсовым катером по Ангаре до порт Байкал. До бухты Покойники туристы добираются на рейсовом теплоходе Комсомолец, но если группа не попала на расписание, то можно использовать запасные варианты: «Метеором», который регулярно курсирует до Н. Ангарска, или любым сухогрузом, но в любом случае надо все согласовать с капитаном, так как высаживаться придется прямо на воду или на спасательных шлюпках.
Наша группа использовала второй вариант заброски. Теплоход «Улан-Удэ» доставил нас на сутки раньше нашего графика, но в кромешной темноте капитан высадил нас на 15 км,не доходя до Онгуренов, соответственно эти километры мы добавили к двум ходовым дням по Байкалу.
В связи с тем, что река Лена бывшая «четверка», опыта группы с «двоечной» европейской водой и отсутствия практических навыков ТВТ, будет явно недостаточно. Например, впереди нас шли две группы – г. Москва (6 ребят на байдарках) и водники из г. Донецка на ТЛП. Переоценив свои возможности и получив несколько оверкилей, туристы из г. Донецка трезво оценили ситуацию и повернули назад. Группа из Москвы в Золотокане потерпели ряд аварий и также повернули назад. Пороги реки Лена покоряются не всем. Об этом нам говорили безмолвные свидетели: детали искореженных байдарок, брошенные продукты и снаряжение.
В среднюю воду и выше в группу полезно включать катамаран, который повысит надежность прохождения всего маршрута, знакомство с техникой управления катамараном всеми участниками группы несомненно дадут положительные результаты надежности прохождения маршрута 4 категории сложности.
Данный маршрут имеет на своем пути все виды естественных препятствий, пороги локального характера, прижимы, бочки, завалы, преодоление которых дает участникам накопление опыта сплава по горно-таежным рекам с последующим участием в походах 4-5 категории сложности.
.
Отчет переработал Игнатьев Александр