Тайны костра познал пензенский мастер спорта по туризму велопутешественник Николай Платов.
Тайны костра
О них лучше сказать стихами, с них и начнем своё повествование.
***
В костре живёт огонь, живая неопознанная сущность.
Будь осторожен и без повода его не тронь.
Он не земной, он всемогущий!
Пришедшую с небес стихию, почти за дар Богов,
Боготвори её и бойся.
Всем существом своим пред ней откройся.
С небес огонь в костре из рая или ада,
Нам не дано узнать, и понимать сие не надо.
Но мы пытаемся огонь познать,
Несёт он жизнь или её сжигает.
В костре огонь хранит её, иль забирает.
Когда он — благо, а когда — несчастье.
Прийти к нему считаем мы за счастье.
Быть у костра считаем за везенье
И преклоняем перед ним коленья.
Как в Храм, костёр, к тебе иду, а без тебя я пропаду.
Давай, костёр, затеем разговор, открою душу я тебе – согрей,
Каков сегодня ты костёр?
Поможешь и поддержишь разговор.
Готов покаяться тебе, ты загляни в потёмки мне
И выжги ты грехи мои, мою судьбу мне освяти.
И накорми, и обогрей, любить меня ты научи.
Костёр, ты тлей, но не дымись,
А с искрами ты ярче разгорись.
Пожалуйста, и поделись со мной теплом и светом
И научи меня не гаснуть и не тлеть,
И для себя, и для людей гореть, гореть…
Мы и на праздник у костра, и у огня в молитве.
Всегда с огнем в душе живём,
И в мире с ним, и в битве.
Благодарим огонь костра, но проклинаем на пожаре.
За все грехи сгорим мы в адовом огне,
Но светит нам огонь в желанном рае.
Казнят же и пытают тоже на огне, но возвращают к жизни,
Как сдаётся мне, опять же при огне.
К костру, я приглашаю вас к костру.
Тут мистики в огне поболе.
Костёр – шаман, огонь его слова,
А дым легко рождает образа.
Перед костром покаемся, виденья и мечты с собою унося.
И в том потоке дыма голубом,
Наши молитвы, просьбы и желанья
О счастье малом и большом,
И о дороге жизни, обо всём…
Искры костра
Вот этот правдивый рассказ, в той или иной степени связан с костром, и если повнимательнее приглядеться к нему, то окажется, что он всем своим существом стремится вверх. Его пламя где-то сверху иногда даже разрывается на части, правда, оторвавшись, эти кусочки сразу же гаснут, исчезают. А дым, непрерывным, голубоватым потоком утекает вверх и тоже вскорости растворяется. А вот искры, вырвавшись из пламени, покружатся над костром и быстро улетают в небо. Говорят, они, превратившись в звёздочки, где-то там ждут возможности вернуться на землю.
И такой момент настаёт: Пасха – Воскресение Христово! Определено и место: Святая земля – Иерусалим, Храм Воскресения Господня – Кувуклия, место, куда было положено тело Христа после распятья, и где произошло его воскресение. И цель возникающих там искр – поведать людям об этой благодати. По рассказам монашек, не раз присутствовавших при этом событии, вначале чувствуется какое-то напряжение, как будто своеобразная музыка, потом появляются в воздухе искорки, и они, собравшись в клубок на надгробной плите Иисуса Христа, возжигают этот Благодатный огонь. Он необычный и по цвету, а главное — он в первое время холодный, и паломники и прихожане умываются им. И свечи, зажжённые от этого огня, вначале горят тем же холодным огнём. И более того, всякая другая свеча, зажжённая от пламени этой свечи, обладает тем же свойством, это мы испытали на себе.
***
Молитва костру
И вновь я приглашаю вас к костру,
Для вас его я разведу.
А о себе скажу:
Всегда к костру иду я с остывающей душой,
С уже почти совсем потухшим маяком.
С вопросами – мой путь, каков?
Ещё хочу я отогреться в нём.
Костёр — мой Храм, где слышу я и песнопенья, и молитвы.
Костёр как бы алтарь в живом обличье.
Пред ним я преклоню колени,
И чтобы угодить огню, подброшу новые поленья.
Пусть зазвучит во мне мелодия добра горячая и яркая,
Достойная тебя, костёр.
Частицу своего тепла пересели в меня.
Пусть освещают всполохи огня мою дорогу,
Моих попутчиков, меня.
Тайна огня волнующа, значима,
Нам недоступна и непостижима.
Но в ней есть всё в других местах.
Эта
Но я её внимаю,
И если нет её во мне — страдаю.
***
Костер на перевале Сен-Готард
Необычные, таинственные, загадочные свойства костра велопутешественники замечали и раньше. Но особенно ярко эти свойства костра проявились в 1998г., когда по их инициативе был зажжён первый памятный костёр на альпийском горном перевале Сен-Готтард в честь 200-летия перехода армии А.В.Суворова через Альпы.
Это было значительное международное мероприятие. Много народа, протокольные выступления, речи знатных гостей дали праздничный, благодарственный настрой для присутствующих. Выступали представители итальянских, швейцарских властей и представитель Международного Олимпийского комитета барон Фальц-Фейн Э.А., а также чрезвычайный и полномочный посол РФ в Швейцарии Степанов Андрей Иванович. Дали слово и нам, пензенским велопутешественникам. Публика всех приветствовала аплодисментами и улыбками. Зажечь костёр пожелал наш посол Степанов А.И. и сделал это нашей пензенской спичкой. Костёр, сложенный нами, разгорелся быстро и ярко, как бы отмечая важность этого события.
О чем напомнил костер
Но мы заметили, что только представители Австрии стояли с непроницаемыми лицами, и нельзя было понять, что они выражают. Хотя нам было понятно: этот костёр напомнил им, как обещав помочь Суворову обозом с продовольствием, одеждой и оружием (а австрийцы были союзниками с Россией), они обманули и предали, не оказав никакой помощи.
Предали и поляки, они тоже были на этом мероприятии, не находя себе места у костра. Видно, и им костёр напомнил, как когда-то Суворов изгонял вторгшиеся в Россию польские войска. Они же тоже были в Италии в рядах французских оккупационных войск, и Суворовские казаки в течение короткого времени разбили эти войска и заставили бежать во Францию.
Конечно, костёр заставил вспомнить и французов о том, как их стотысячная армия во главе с лучшим Наполеоновским генералом Массеной, обученная и экипированная для войны в горах, оккупировавшая Швейцарию, ничего не смогла сделать с Суворовским четырёхтысячным отрядом.
Как бы оправдываясь, Массена писал в письме Наполеону, находящемуся в это время в Африке: «Суворов заперт в ущелье и ему ничего не осталось, как замёрзнуть или подохнуть с голоду».
На самом же деле он сам чуть не оказался в плену у русских. В одной из стычек унтер-офицер отряда казаков Махонин свалил Массену с коня на землю, но Массена сумел вырваться и убежать. В руках у Махонина остался золотой генеральский эполет, который Суворов намеревался вернуть Массене только в Париже, если генерал останется в живых.
Мы поблагодарили костёр за эти подсказки и ещё больше уверовали, что костёр умеет это делать!
В селе Суворово
И всегда, приезжая в село Суворово, мы, велопутешественники, зажигаем лампаду памяти. Это, конечно, не костёр, но всё же.
Когда Лунинская районная администрация стала устраивать в памятный Суворовский день фестиваль «Суворовская каша», велопутешественники убедились, что на этом фестивале обязательно должен гореть и костёр памяти. И здесь, у этого костра, каждый непременно слышал трепетные Суворовские слова: «Я русский, какой восторг! Мы русские — и с нами Бог!».
В пламени этого костра можно увидеть, услышать, почувствовать образ пахаря, великого воина, раба Божьего и, главное, — нашего земляка Александра Васильевича Суворова и его завет: «Потомки, берите мой пример, любите и защищайте Родину, как это делал я. Это мой завет и навсегда».
Так говорит и осознаёт костёр, а значит, — Суворов здесь, с нами, у этого костра…
По всему этому костёр — это живая сущность, и мы должны обеспечивать его жизнь, в противном случае он умрёт. Поэтому мы всегда должны относиться к костру по- особому ответственно и при его зажжении, да и потом, когда он загорится в полную силу, и особенно, когда его убираешь. Обязательно с любовью, уважением и благодарностью за его загадочные, божественные свойства, которыми он делится с нами всегда, и за то, что точно знает, для чего зажёгся сейчас и здесь.
Тайны костра для всех раскрыл Николай Яковлевич Платов, январь 2021
Р. S. (От редактора). Николаю Яковлевичу Платову наш пензенский бард Евгений Сайков посвятил много строк, и почти всегда в них упоминаются огонь и костер:
Весной наладишь верного коня,
Чтоб у него вертеть педали.
И нет прекрасней Отчего огня,
Что осветил чужие дали.
26. 09. 2004
(1) комментарий