Маршрут по Южному Уралу. Отчет о велосипедном туристском путешествии первой категории сложности (Челябинская область), совершенном с 26 июня по 18 июля 1989 года.
Справочные сведения о путешествии
Велосипедное путешествие первой категории сложности по Южному Уралу с маршрутом: Златоуст – Тургояк – Чебаркуль – Аргаяш – Увильды – Касли. Маршрутная книжка №53 вело/89.
Оформилась группа туристов Пензенского-19 городского велоклуба в количестве 7 человек под руководством Колмогорцева В. В.
Путешествие было совершено в сроки с 26. 06 по 18.07.89, протяженность активной части маршрута 320 км, из них 91 км по грунтовым дорогам.
Кроме этого, группа посетила Грушинский фестиваль самодеятельной песни и приняла участие в соревнованиях по велотуризму в г. Челябинск-70.
Состав группы
Колмогорцев Валерий Владимирович (1966) – руководитель.
Дроздова Валерия Николаевна (1959) – штурман.
Чистякова Ирина Николаевна (1972) – санинструктор.
Колесникова Наталья Александровна (1974) – завхоз.
Бондарь Олеся Семеновна (1974) – казначей.
Букатин Александр Николаевич (1966) – механик.
Кафтаев Гаяз Якубович (1961) – отв. за снаряжение.
Все участники из Пензы-19.
Сведения о районе путешествия
Челябинская область привлекает туристов своей , разнообразием флоры и фауны, историческими местами и памятниками.
Южный Урал – одна из наиболее возвышенных частей всего Урала. Абсолютными высотами он превосходит высоту гор Северного Урала (около 2000 м).
В районе путешествия протекают две крупных реки – Ай и Миасс. Область отличается большим количеством озер. Там находятся «жемчужины» Урала – Тургояк и Увильды. Кроме этого, имеется крупное Аргазинское водохранилище.
Растительный мир богат и разнообразен. Большая часть Челябинской области покрыта сосновыми и лиственными лесами. Кроме этого есть лиственничные участки, орешники, пихтовники. Из ягод встречаются земляника, черника, в низменностях – морошка. Типичным для этой местности является ковыль. Изредка можно встретить занесенные в Красную книгу СССР «венерин башмачок». Животный мир разнообразен. В реках и озерах достаточно рыбы: окунь, щука, форель, судак, сом.
Район путешествия привлекает и своей богатой историей. Златоуст – город, где свыше 160 лет развивается редкое и самобытное искусство – Златоустовская гравюра на стали. Начиная с 1829 года, она неизменно экспонируется на всемирных и международных выставках.
Касли известен на всю страну заводом художественного литья из чугуна. Там работали известные скульпторы Муравьева, Клодт и много других. Завод выпускает более 100 наименований изделий в год.
Челябинск – промышленный и индустриальный центр Башкирии, один из крупнейших городов Урала. Здесь, на тракторном заводе, вышли первые советские тракторы. Челябинск – город металлургов, здесь перерабатывается основная часть руды,добываемой на Урале.
Организация путешествия
Подготовка к путешествию началась в феврале 1989 года. Был подробно составлен план организации путешествия, в соответствии с которым и велась вся подготовка. Описание маршрута было выслано велотуристам г. Челябинск-70, с которыми была встреча на маршруте.
Все участники путешествия принимали участие в походах выходного дня и тренировочных походах. Был выполнен контрольный выход на местность и преодоление препятствий в районе Сурского водохранилища. За время
При составлении графика движения был запланирован заезд на Грушинский фестиваль (поезд) и на активной части маршрута посещение музея минералогии в г. Златоуст, Каслинского завода художественного литья и музея истории края в г. Кыштым.
Был подготовлен картографический материал по району путешествия, составлена схема маршрута, график движения, составлен рацион питания и перечень необходимого снаряжения.
За месяц до начала путешествия в Пензенскую областную МКК были направлены заявочные документы, рассмотрев которые МКК зарегистрировала маршрутную книжку за №53 вело/89.
Успешно завершенный план предпоходных мероприятий и подготовка к путешествию не потребовал изменений или отклонений от первоначального плана путешествия.
Группа на маршруте
Все участники прошли весь маршрут по Южному Уралу полностью.
График движения
29.06 – 04.07. Пенза – Куйбышев (фестиваль) – Златоуст. Проезд поездом.
05.07. Златоуст – Тургояк – б/о “Волна» — 32 км. Проезд по бетонной дороге. Жара до 32 град, суховей.
Тургояк – д/о “Золотой пляж» — 20 км.
Златоуст
Бетонная дорога на участке Златоуст — Чебаркуль
Пройдено за день 52 км за 6 ходовых часов.
6.07. Озеро Тургояк. Дневка.
Тургояк. Разбивка лагеря
Тургояк. Дежурные за работой
07.07. Озеро Тургояк – гора Лысая (радиальный выход) – 6 км.
Тургояк. Гора Лысая. Радиальный выход
Город Миасс
Мелкий ремонт в дороге
Чебаркуль – 44 км.
Город Чебаркуль
Озеро Сунукуль – 15 км.
Жара до 30 град, суховей. Движение по грунтовым и битумным дорогам.
Всего за день пройдено 65 км за 4 часа 5 минут ходового времени.
8.07. П. Непряхино – 5 км.
П. Чишма – 35 км.
П. Аргази – 15 км.
Поселок Б. Аргази. Грунтовая дорога вдоль Аргазинского водохранилища
Переменная облачность, 25 градусов. Движение по асфальту и хорошей грунтовой дороге.
Лагерь на водохранилище Аргази
Пройдено за день 55 км за 3 часа 20 минут ходового времени.
9.07. Губернское – 35 км.
Озеро Увильды – 8 км.
Облачно, 23 град. Движение по щебенке, асфальту.
Пройдено за день 43 км за 3 часа 20 минут ходового времени.
10.07. Озеро Акуля – 30 км за 1 час 20 минут ходового времени. Движение по асфальту. Дождь, временами сильный ветер.
Озеро Акуля. Баня
11.07. Дневка на озере Акуля. Радиальный выход: Озеро Сугомак-пещера Сугомак-гора Сугомак. Пройдено за день 33 км.
Радиальный выход. Гора Сугомак
Пещера Сугомак
12.07. Озеро Акуля – Касли. Солнце, температура 27 град. Движение по асфальту. Пройдено за день 44 км за 2 часа 20 минут ходового времени.
Город Касли
Итого пройдено: 322 км за 20 часов 25 минут.
Техническое описание маршрута
От города Златоуст до города Чебаркуль идет бетонная дорога со стыками, которые мешают быстрому движению, особенно на спусках. В г. Чебаркуль начинается асфальтированная дорога, залитая свежим битумом.
На всем протяжении от Златоуста до Чебаркуля дорога изобилует крутыми (до 16 %) подъемами и спусками. Самые затяжные подъемы приходятся на район города Златоуст и постепенно уменьшаются к городу Чебаркуль.
От Чебаркуля пролегает холмистая дорога с небольшими подъемами и спусками. За г. Чебаркуль от поселка Непряхино вдоль Аргазинского водохранилища до озера Увильды пролегает хрошо укатанная грунтовая дорога, местами с щебневым покрытием.
От озера Увильды через Аргаяш, Кыштым, Касли проходит асфальт. Качество асфальта хорошее.
Особенно опасными на маршруте являются длинные спуски с закрытыми поворотами. При прохождении спуска соблюдался интервал между участниками группы 50-100 м. Замыкающий имел при себе ремнабор и малую медаптечку.
Особое внимание при прохождении горного участка уделялось техническому состоянию велосипедов: ежедневно проверялись крепление руля, колес, багажников, четкость работы тормозов.
При правильно составленном графике движения и заблаговременном выборе места для ночлегов проблемы с дровами и водой не возникали.
Итоги путешествия, выводы
В результате проведенного путешествия были успешно выполнены основные цели: практическое завершение учебного процесса семинара начальной туристской подготовки. Участники похода приобрели опыт путешествий в горной местности, испытали велорюкзаки из авизента. По результатам путешествия оформлена фотогазета.
При прохождении маршрута всеми участниками была показана хорошая физическая подготовка, твердая дисциплина. Во время похода заболеваний и несчастных случаев не было.
Считаю, что технических и тактических ошибок не было, намеченный план группа выполнила.
Рекомендации
По всему маршруту проблем с дровами и водой не было.
В период неустойчивой погоды рекомендуем иметь
В районе путешествия множество озер, поэтому проблем с организацией стоянок не было.
Из-за жаркой погодой выход группы на маршрут осуществлялся после спада жары (в 16-17 часов).
Ввиду того, что в июне-июле в районе Урала большое количество комаров и мошек, рекомендуется брать с собой средства против комаров (ДЭТа и другие) и иметь костюм из капрона.
В дождливую погоду хорошо зарекомендовал себя тент, натянутый над походной кухней.
Отчет переработал Игнатьев Александр

























