Веломарафонское движение в Пензе началось только в этом сезоне. Успешно проведен зачётный веломарафон на 200 километров, пробный
Веломарафон «Белые ночи — 2004»
Выезжаем из Пензы 29 июня. Погрузили тандем и три велосипеда в прицеп, который с переменным успехом тащила полторы тысячи километров старая «Волга» 1970 года выпуска. В «Волге» разместились пензенские веломарафонцы: Роман Рудаковский (водитель) с Галиной впереди, Владимир Басалаев с Людмилой и Сергей Хромов на заднем сидении. Основной спонсор веломарафона на 200 км, впервые проходившего в городе Пензе, Председатель Пензенского отделения Всероссийской общественной организации «Чернобылец» Морозов Вячеслав Яковлевич, и на этот раз оказал помощь. Спасибо ему. Жаль, что он сам не смог поехать вместе с нами. Вячеслав Яковлевич бывший велогонщик, занимавший в СССР высшие пьедесталы в гонках на тандемах на треке.
После двух сотен километров после Москвы заночевали в палатках в лесу около дороги. В Питер прибыли 30-го ближе к вечеру. Андрей Безызвестных, Председатель велоклуба «Нева-марафон», подготовил два варианта нашего размещения. Недорогой гостинице, по причине отсутствия душа, предпочли ждущую ремонта квартиру друга и соратника Андрея, Павла Глухова, за что ему огромная от нас благодарность. Весь состав нашей команды был вместе, не было проблем с размещением велосипедов, с питанием и со сном.
Первые два дня наша команда успела отоспаться после дороги, проехаться по несравненно лучшему, чем пензенский, асфальту улиц Питера, познакомиться с достопримечательностями города на Неве, посетить друзей и подруг и даже, найти родственников, с которыми не виделись 30 лет.
Все купили карты Ленинградской области, прорисовали на них маршрут. Андрей подробно рассказал о поворотах и развязках, которые нас ожидали, и снабдил каждого из нас соответствующими схемами.
Веломарафоны подобного рода в России проводятся по Правилам Парижского Клуба и прямо или косвенно являются подготовкой к Всемирному веломарафону Париж – Брест – Париж, проводящемуся каждые четыре года. Норматив для прохождения четырёхсот километров составляет 27 часов.
Старт
Старт марафона «2004 Белые Ночи» в 13.00 от Володарского моста, находящегося в юго-восточной части Санкт-Петербурга, в 4,5 километрах от места нашего базирования. За полчаса до старта подъезжаем к мосту. Фотографируемся на фоне Невы.
Подъехавшие на тандеме Паша Глухов с Настей подробно и обстоятельно ведут съёмку на видеокамеру. Знакомимся с ещё одним участником марафона, Александром Беляевым. Это всё. Маловато, конечно для большого города, но мы знаем, что сегодня уже стартовал
Подходит время старта. Выдвигаемся на мост. Поехали. Андрей ведёт группу в направлении Мурманского шоссе. Едем спокойно. Машин на дороге много, но ведут они себя прилично. Проблем не возникает. Быстро заканчивается город. Увеличивается скорость обгоняющих нас машин, но уменьшается их количество. Движемся группой со скоростью 24-26 км в час. Приходит осознание того, что мы на марафоне, впереди большое расстояние и всё нужно делать правильно.
От предложенной Андреем технической остановки для переодевания и прочих действий все дружно отказались. Я не люблю пялиться в заднее колесо впереди идущего велосипеда (лучше отстану) и поэтому выходим на тандеме вперёд. Предложенный темп 30-34, кажется, принят.
После поворота на Морозовку хороший асфальт временно кончился. Маневрируя среди неровностей, дабы поберечь шины, добираемся до Морозовского рынка, где должен быть чековый контроль. Андрей ставит в своей карточке контрольное время и говорит всем, что поскольку мы подъехали группой, то этого будет достаточно и чеки не нужны.
Замечаем, что с нами нет Романа Рудаковского. Никто не заметил, когда он отстал. Роман едет на велосипеде типа «Кросс-кантри» на сликах.
Дождь нас не остановит
Не задерживаясь, продолжаем путь по улучшившемуся асфальту в том же темпе. Хлынул дождь. Просветов не видно. Останавливаемся, чтобы одеться. Но стоило только всем продемонстрировать свои дождевые наряды, как дождь прекратился. Чтобы не потеть, пришлось раздеваться. Нам, на тандеме, проще. Снимаем всё дождевое, не останавливаясь. Людмиле вообще легко, ей можно руками не держаться за руль без всякого риска. Мне же она помогает снять куртку во время движения.
Дорога постепенно просыхает. Вокруг красивый лес, стройные ёлочки. Ветер дует нам в спину. Не жарко, но есть опасение, что ночь может быть холодной. На железнодорожном переезде Андрей прокалывается и остаётся менять камеру.
Едем вчетвером. Мы на тандеме, за нами Александр и Сергей. Александр на шоссейном велосипеде, на таком и следует ездить марафоны. У Сергея же, самый, что ни на есть, отстойный велосипед. Это старый дорожник пензенского производства на шинах 40 мм, слегка доработанный. Впереди одна звезда, сзади четыре. Руль гоночный. Крылья широкие, как два парашюта. Только от брызговика на его переднем колесе заглохла бы любая аэродинамическая труба! Туклипсов нет. Но держит Сергей скорость, не отстаёт! Мы – 28, и он – 28. Мы – 34, и он – 34.
Сергей не отстает
Да, о чём сегодня на многочисленных велотусовках идут основные разговоры? Да о том, от какой фирмы у кого и чего на веле стоит и сколько это стоит. И не более того. Серёжа, кажется, не в курсе этих названий и цен. Он просто знает, что надо посильнее давить на педали и тогда будешь быстро ехать. И он с успехом делает это.
Слева, сквозь лес, показывается озеро Волоярви. Ветер, разогнавший волну, придаёт озеру суровый вид. Расслабляться и останавливаться на берегу не стали. Вскоре въезжаем в посёлок Матокса, где очередной чековый контроль, КП-2. Берём один на всех пакет фруктового сока, по паре бананов. Александр говорит, что задерживаться на КП не в его правилах и уезжает вперёд.
Отдыхаем. Сергей рассказывает, что перед посёлком на тропинке видел лису, с любопытством смотревшую на наш велокортеж.
Первые 95 км пройдены
Подводим итоги. Первые 95 км пройдены за 3 часа 45 минут. Значит, на оставшиеся 300 км остаётся 23 часа. Это вдохновляет. Трёхсотку в Пензе мы прошли за пятнадцать с половиной. Но понимаем, что последняя сотня не будет такой быстрой, как первая. У нас ещё всё впереди. Подъезжает Андрей, останавливается для отдыха. А мы с Сергеем трогаемся в путь.
Пошли горки. Не особенно крутые, но постоянные. Уже не получается высокая средняя скорость, да и не следует к ней стремиться. Стараемся ровно отработать очередной подъём, скатиться вниз и начать следующий. Остаются позади небольшие посёлки Гарболово, Ненимяки, проезжаем по краю Васкелово, по плотине между двумя большими озёрами. Видим, что в этих местах, неплохо бы просто так покататься, никуда не спеша.
Выезжаем на Приозёрское шоссе с довольно интенсивным движением, от которого мы уже успели отвыкнуть. Сергей едет за нами. Иногда перебрасываемся фразами, делимся впечатлениями. Впереди видим знакомый силуэт. Это Александр штурмует подъём. Подтягиваемся. На спуске обгоняем его, а на подъёме он снова выходит вперёд. Так и доезжаем до КП-3 в Иваново.
Мы ужинаем, остальные — мимо
Вечереет. Становится прохладно. Заходим в кафе, ужинаем. Александр снова не задерживается и уезжает. Через некоторое время, мимо нас, без остановки, проезжает Андрей.
В кафе проблемы. То кассовый аппарат не работает, то электрочайник не включается. Сергей покупает телефонную карту, пытается позвонить домой, но телефон-автомат не принимает номер…
Едем. Через полчаса решили одеться потеплее. Останавливаемся, Сергея просим не ждать, и он уходит вперёд. Минут через десять продолжаем движение в прежнем темпе.
Впереди важный поворот на Выборг, который нельзя прозевать, и поэтому Людмила часто достаёт карту и сверяет по ней названия встречающихся на пути населённых пунктов. Дорога меж тем начала выравниваться. Вот и посёлок Варшко, обозначенный в маршрутном листе. Вот и указатель поворота на Выборг, но нам кажется, что эта дорога, на которой уже стоит Сергей, ведёт на автозаправку, а поворот будет дальше. Машем Сергею, чтобы ехал за нами, но через полсотни метров, разобравшись в ситуации, возвращаемся к повороту. Сергей же, в ответ на наше предложение, не кинулся очертя голову вдогон, а достал карту. Правильно! В незнакомой местности так просто оказаться Сусаниным!
И на хорошем асфальте бывают проколы
Снова едем втроём. Дорога после поворота пошла неширокая, ровная, с полным отсутствием машин и с хорошим асфальтом. Прикидываем, что до Выборга остаётся порядка 90 километров. Проезжаем Ягодное. Нередко встречаются женщины и дети, катающиеся на велосипедах. Сквозь чистые леса проглядываются красивые озера. Видно, что места здесь действительно ягодные. Сплошные черничники.
Слышим, как застучало колесо у Сергея. Прокол на такой хорошей дороге! Останавливаемся. Помогаю Сергею поменять камеру. Причина прокола – кусочек тонкой проволоки от корда автомобильной шины. Налетают комары и мошка. Работать не дают. Отбиваемся ветками папоротника. Когда осталось установить колесо, Сергей просит больше не ждать его. Из-за агрессивности комаров возражать не стали.
Снова едем одни. Вечереет, стихает ветер. Период белых ночей ещё не закончен, и мы знаем, что если даже и будет темно, то ненадолго. Марафон мы решили ехать без сна, и вчера отказались от маленькой палатки, которую предложил нам Андрей. Давно замечено, что вечером всегда катится легко. И сегодня не исключение. Каждые две минуты проезжаем очередной километровый столбик.
Настоящий марафон начинается только сейчас
Впереди видим велосипедиста. Чуть приблизившись, узнаём Андрея и, поравнявшись, представляемся ему. Андрей, улыбается, жуёт что-то вкусное и правильное, восполняя энергетические ресурсы своего организма. А наш изюм с курагой почему-то оказался переложенным из кармана велорубашки в велорюкзачок, подвешенный к заднему багажнику тандема. Зато есть орехи. Взаимно угощаем друг друга. О том, о сём, ведём беседу с Андреем. Андрей замечает, что перевалили за вторую сотню и настоящий марафон начинается только сейчас. Соглашаемся. Усталость ещё не наступила, но организм уже начинает сопротивляться излишней резвости. Не в этом ли, инстинкт самосохранения марафонца?
Через некоторое время въезжаем в село. Видим кафе, магазин, столы со скамейками. Предлагаем Андрею немного отдохнуть в этом месте. Но он отказывается и продолжает путь.
Предполагаем, что скоро должен подъехать Сергей, и тогда тронемся вместе с ним. А пока сидим на скамейке, массажируем ноги, отдыхаем. В кафе гуляет компания молодых парней. Гуляет шумно. Один из них, а затем и второй, увидели нас, вышли из кафе и подошли ближе. Задали совершенно умные вопросы о том, сколько мы сегодня проехали, о нашем самочувствии, успеваем ли мы к сроку и пожелали успешно завершить маршрут. Видно, что здешний народ в курсе идей веломарафонского движения. Да, место это удобное, и не мы первые здесь остановились за последние годы.
Охлаждать организм надо осторожно
Вечер прохладный. Ещё добавляю холода в свой организм, выпив банку ледяной «Пепси». Пробрало до дрожи. Людмила тут же сказала мне правильные слова. Желая побыстрее исправить ошибку и согреться, вывожу на дорогу тандем. За десять минут стоянки Сергея не дождались.
Крутим педали. После захода солнца время как бы остановилось. Замерли сумерки. Темнота, вопреки ожиданиям, не сгущается. Но задний красный маячок включаем. Незаметно подъезжаем к шоссе, идущему в сторону Выборга. На карте оно обозначено как «Скандинавия». Для порядка уточняем направление на Выборг у семейства, суетящегося у багажника своей машины.
Шоссе классное, ровное. Ну, разве можно по такому ехать медленно? Скорость сразу возросла. 28-29 тандем катит сам, а если и мы включимся, то за тридцать уходим. Встречаются указатели, показывающие расстояние до Хельсинки. Стрелка на Выборг предлагает подняться на мост справа и пересечь по нему шоссе. После спуска с моста поняли, что шоссе «Скандинавия» и дорога на Выборг не одно и тоже.
Въехав в город, ждём появления «кафе у бензозаправки» – КП-4. Оно появляется быстро. С некоторыми сомнениями делаем круг на пустующей стоянке машин, смотрим в окна, надеясь увидеть своих, или их велосипеды рядом с кафе. После второго круга вижу велосипед Александра и его самого.
Заходим в кафе. Александр основательно обедает. Советует нам, что взять и говорит, что здесь можно умыться тёплой водой. Это хорошо. 250 километров не умывались. А где же Андрей? Мы его не обгоняли, а Александр утверждает, что сюда он не заходил.
Обед в 1 час ночи
Приступаем к делу. Девушка за стойкой, видно, прикалывается над нами, отправив нас знакомиться с меню, висящим на стене. Похоже, меню на финском языке, а может быть и на английском. В подробности вникать не стали, попросили меню на русском, которое тут же появилось. Вообще, ночью во всех заведения меню имеется только для порядка, потому, что по причине небольшого количества клиентов большинство блюд просто не приготовлено. Поэтому, чтобы не терять драгоценное марафонское время, лучше быть проще и сразу спросить: «Что Вы предложите на первое, второе и третье?» Так и сделали. Пока готовился стол, по очереди сходили умыться, от чего получили громадное удовольствие. 1 час ночи – не 1 час дня, но обедаем, как днём, по полной схеме. Горячий мясной бульон – гениальное решение, пошёл просто прекрасно, наполнив тело запасом тепла, необходимого для ночной езды. Рыба с гарниром из гречки – тоже нормально. Ну, и кофе, конечно. Спать-то мы не собираемся!
Во время перехода ко второму, в зал входит Андрей. Удивлённо смотрит на нас. «Ведь вы же меня не обгоняли!?». Потом, расспросив о пути следования, прикидывает, что есть варианты, где мы могли проехать по параллельной дороге.
Александр тем временем желает нам приятного аппетита и уезжает. Андрей тоже не задерживается. Быстро перекусив и сказав, что рассиживаться не привык, выходит из кафе. Добавил, также, что Приморское шоссе, по которому нам предстоит ехать, небогато подобными заведениями.
К Приморскому шоссе
На оставшиеся полторы сотни километров имеем пятнадцать часов, и хотя, форс-мажорные обстоятельства на веломарафонах никто не отменял, достойно заканчиваем ночной обед.
Едем по ночному Выборгу, ищем поворот на Приморское шоссе. Нашли быстро. Сразу за поворотом догоняем Сергея. Он проехал мимо кафе, где мы обедали, не придав ему особого значения, и купил немного еды в небольшом магазинчике. Жалеет об этом, говорит, что проголодался, а еды и воды у него с собой мало. Едем вместе, в надежде увидеть кафе или магазин. Но нет их. На всякий случай спрашиваем у идущих навстречу двух мужчин: «Правильно ли мы едем в Питер?» – «Если через Приморск, то правильно».
Настроение Сергея ещё сильнее снизилось после того, как Людмила рассказала ему о том, что в кафе мы ели горячий мясной бульон. В другой ситуации это не могло бы иметь серьёзных последствий, но сейчас, после пройденных 250 километров в хорошем режиме, организм настойчиво требует того, что ему необходимо. И с этим надо считаться. Останавливаемся. Отливаем во фляжку Сергея чай, запасы которого у нас пока имеются, Людмила даёт ему ещё каких-то продуктов. Но видно, что они не в состоянии заменить в середине прохладной ночи, запавший в воображение горячий мясной бульон. Советуем Сергею ехать по самочувствию, жевать на ходу и потерпеть до следующего КП в Ермилово, до которого ещё километров сорок.
Едем по белой ночи
Едем по белой ночи, удаляясь от Выборга. Светло. Фару включаю только при появлении встречных машин, которых совсем немного. Довольно много народа гуляет вдоль дороги, больше молодёжь. Думается, что и в обычные ночи гуляющих людей не намного меньше, просто их сейчас хорошо видно.
Взошла и невысоко зависла над горизонтом огромная красная луна. Вначале подумали, не солнце ли это? Вокруг дороги лес. Посматриваем вправо в ожидании увидеть Финский залив. Но рановато ещё.
Останавливаемся у краешка леса, чтобы заполнить чаем и водой опустошённые фляжки. Через несколько минут мимо проезжает Сергей. Машем ему, чтобы не останавливался. Налетевшие комары вынуждают поторопиться. Догоняем Сергея, пытаемся вдохновить его близостью КП у Ермилово, и уходим вперёд.
Спать не хочется, и мы постепенно входим в хороший рабочий режим. Спавшая было скорость, возросла до 28-30 километров в час. Отсутствие темноты – это здорово! Проезжаем поворот на Приморск и, как учили, движемся прямо. Людмила почему-то заговорила о диких зверях, которые могут здесь водиться. Говорю ей, что страшнее нас с тобой здесь никого быть не может, разве только, голодный Сергей сзади едет. Но она не унимается. Тогда говорю: «Если тебя между Читой и Сковородино не съели, то здесь, точно, не съедят». Наверное, у женщины периодически возникает потребность хоть как-то напомнить, что она женщина, что о ней надо заботиться, её надо успокаивать и оберегать.
Так, за разговорами подъезжаем к Ермилово. Сонная стоянка тяжёлых машин, тишина и… закрытый магазин. Держись, Серёжа! Терпи! Не останавливаясь, проезжаем мимо. Ушедший круто влево поворот и сузившаяся дорога заставили засомневаться.
Останавливаемся, смотрим карту. Вроде всё правильно. Едем и получаем подтверждение километровым столбом с числами, показывающими продолжение дороги.
Финский залив
Людмила бьёт меня в правый бок. О! Справа показался Финский залив. Море! Как много светлых воспоминаний связано с ним! Мысли и разговор переходят на морскую тему. Отвлекаемся от дороги, но ноги честно делают своё дело.
В показавшемся впереди силуэте велосипедиста безошибочно узнаём Андрея. Догнав, сразу уточняем про КП в Ермилово. Да, действительно магазин закрыт, КП отсутствует. Едем вместе. Андрей рассказывает нам про здешние места, про марафоны, которые он проходил на Урале и вокруг Ладожского озера. Сквозь сосны часто проглядывается Финский залив. Медленно начало подниматься солнце. Заканчивается удивительная белая ночь. Потеплело.
Прошу Андрея остановиться, чтобы сфотографироваться на берегу залива. Андрей охотно соглашается. Место остановки он уже определил, и мы тут же к нему подъехали. Прислоняем велосипеды к толстому бревну, идём на берег. Дует ветерок, нагоняет волну. Делаем один снимок, другой. Думаю, если наши лица на фотографии будут выглядеть кисло, то это не удивительно. В предутренние часы у людей самый крепкий
Продолжаем движение. Дорога идёт длинными, пологими волнами. Только перед гребнем волны бывает относительно круто, но не надолго. Мы переключаемся на третью, маленькую звёздочку на каретке, почастим немного, и – наверху. Андрей такие подъёмы берёт в стойке. Обсуждение этой темы, кажется, не привело к каким-либо выводам.
Скорость 9 км. Пора просыпаться
На одной из горок Людмила сказала: «Скорость девять километров в час. Так тихо мы на этом марафоне ещё не ехали». Мне же подумалось, что пора просыпаться. Осталось несколько десятков километров, и экономить силы уже не требуется. Надо меньше думать о том, что осталось немного, а просто ехать. Так будет легче.
Андрей заприметил знакомое придорожное кафе. Останавливаемся, стучим в окошко. Быстро поняв, что намерения наши серьёзны, девушка открывает дверь и впускает в помещение. Взяли кому чай, кому кофе. А главное, минеральную воду залили в велофляжку. Вода у нас была на исходе.
Всё реже дорогу обступает лес. Населённые пункты потянулись сплошной чередой, увеличилось количество машин на дороге. А на глади залива стал хорошо просматриваться город-остров Кронштадт.
Отмечаю, что борьба со сном для меня оказалась заметно легче ожидаемой. Всего пару раз подумалось о сне, прогнал эту мысль, и она назад не вернулась. Сейчас состояние такое, будто я естественным образом проснулся. Ноги работают хорошо и голова тоже.
Людмила докладывает, что едем одни. Андрей тоже едет, но отстал. Расстояние между нами увеличивается. Через полчаса Людмила просит остановиться, чтобы полежать на скамейке автобусной остановки. Останавливаемся. Она отдыхает, а я думаю, чем бы полезным заняться в этой обстановке? Но долго думать не пришлось. Людмила встала и пошла к тандему.
Приближаемся к финишу
Мелькают названия населённых пунктов на указателях. Видно, что приближаемся к финишу. Справа появилась велодорожка, о которой говорил Андрей. Знаки, указывающие на то, что это велодорожка, а не тротуар, отсутствуют. Иногда едем по ней, а чаще по дороге. Людмила ещё раз захотела отдохнуть несколько минут. Отдохнула, после чего уже окончательно проснулась.
Едем без остановок. Число пройденных километров от старта приближается к 400, и уже не так медленно, как полчаса назад. Не потому, что быстрее поехали, а чисто психологически. Биологические часы выдали организму кредит доверия и перевелись на дневной режим.
Людмила сообщает: «Есть 400!» Молча жму мужественную руку Людмилы. Никто вокруг не замечает этого замечательного события, а жаль! Вспоминаем, в какие объятия друзей мы попали в Пензе, на финише, после прохождения двухсотки! Но сейчас, до финиша остаётся или семь, или двенадцать километров, согласно виденных вариантов маршрутных листов. Я, в соответствии со своим характером склонен считать, что осталось семь, Людмила же, по той же причине считает, что осталось двенадцать. Едем и спорим об этом.
Начинаем догонять велосипедиста. Знакомый силуэт. Не Александр ли это? Когда до него осталось полторы сотни метров, велосипедист свернул на отходящую влево неширокую улицу. Чуть притормозили у поворота. Снова видим его, но ближе. Всё сходится, но мы не можем поверить, что это Александр.
Приближаемся к многоэтажному Санкт-Петербургу. Минуем мост через Лахтинский разлив, а вот и улица Савушкина, где находится долгожданный «Макдональс», – место финиша. Терпение подвело. Вместо того, чтобы проехать по правой стороне улицы до кафе за пару-тройку минут и перейти на её противоположную сторону, мы сразу пересекаем улицу и минут десять-пятнадцать, где верхом, а где и пешком, пробираемся по тротуарам, строительным ограждениям, через бордюры пересекающих дорог до конечной точки маршрута.
Пройдено 412 км
Пока я пристраиваю тандем, Людмила выбивает чек и приносит два вкусных и холодных молочных коктейля. На чеке время 9 часов 41 минут На велокомпьютере расстояние 412 километров, пройденное за 20 часов 41 минуту.
Коктейль пьём медленно, потому что холодный. Через двадцать минут приезжает Андрей. Поздравляем друг друга.
Домой нам по пути. Едем с Андреем ещё 21 километр через весь Питер.
Сергей прибыл на финиш в 12.44. Закрытый магазин в Ермилово его так расстроил, что он повернул не в ту сторону и проехал лишних одиннадцать километров. Как он рассказывает, последнюю сотню ему казалось, что дорога постоянно идёт в подъём.
Роман прибыл в 17.36, успев испытать все прелести жаркого дня. Галина у «Макдональса» встречала его.
Отсыпаемся, приводим себя в порядок, делимся впечатлениями, которых у каждого накопилось немало, анализируем самочувствие. Когда я сказал, что у меня не болят ноги, Людмила тут же сделала вывод и объявила: «Значит, плохо крутил!»
Утром прощаемся с друзьями, благодарим их за помощь и покидаем гостеприимный Санкт-Петербург, подаривший нам такую замечательную Белую ночь!
Владимир Басалаев
Веломарафон в первую очередь подвластен выносливым спортсменам. Повысить