Неутомимый пензенский турист Александр Зайцев осваивает новые веломаршруты по Пензенской области в мае 2023 года. Походы выходного дня – как
Одиночный заезд
На прошлой неделе впервые за 10+ лет в северную сторону от Пензы начали ходить электрички утром: электропоезд «Сурская Стрела» Пенза — Кузнецк продлили до Саранска. Я, питающий до сих пор необъяснимый интерес ко всему железнодорожному, не мог пройти мимо этого момента, и решил прохватить добротные 100+ со стартом из села Булычёво Иссинского района. Ранним воскресным утром я уехал на о.п. Заречный, дабы избежать досмотров и там сел в эльку.
Через два часа поезд остановился на станции Булычёво, и я покатил на восток к Знаменской Пестровке. Оттуда в сторону Большого Вьяса шла грунтовка, но я не знал её состояние априори, так как в ночь с пятницы на субботу были довольно сильные осадки.
Но грунты, вопреки сомнениям, оказались шикарными, лишь в паре мест надо было спешиться и обойти большие лужи. Дальше я выехал на старую дорогу в урочище Ермоловка, и по ней через Дарьевку добрался до границы Пензенской области и Мордовии.
Сделал фото на
В Грабово свернул на Чертково, и оттуда уже в 19 часов под последними лучами солнца почесал грунтами на Кроптово. Грунтовки в этих полях были не хуже иссинских и лунинских, и единственный мало-мальски грязевой участок был после Кроптово — там надо было спешиться в паре мест, и хорошо, что ещё было светло. Ещё был непростой участок от Мастиновского пруда с земляными комьями на колее, где тоже часть пришлось идти пешком, ну а дальше всё было достаточно ровно и гладко, и даже Арболес встретил довольно сухими тропинками.
В итоге домой я приехал в 23.25, на час позже намеченного — сказалась усталость под конец и длинные перегоны по грунтам в темноте. Общий пробег составил 152 км, давно я такие расстояния не ездил, но что интересно, особой усталости не чувствовалось на финише, возможно, уже раскатался. В следующий раз нужно будет прокатить от Булычёво в другую сторону, но это, как говорится, будет уже совсем другая история…
По новому маршруту
А вот и второй вариант маршрута с Булычёво подъехал. Именно его я хотел первоначально проехать, но решил отложить на пару дней, чтобы грунты уж точно были сухими. В этот раз я был не один, со мной поехал Роман Rim Red Rimm, а это значило, что будет нескучно.
И действительно, нам не было скучно с самого начала. Дорогу нам в Булычёво преградил грузовой состав, и я решил не делать крюк в 6 км до переезда у о.п. 33 км, а поехать через Архаровку и Дмитриевку. И если с первой проблем не возникло, то вот в Дмитриевке пришлось всё-таки сделать крюк — мост в центре села через реку Иссу, по которому мы хотели проехать, развалился.
После Дмитриевки поехали на Иссинский песчаный карьер по красивой грунтовой дороге. Грунтовка пересекла небольшой ручей, вышла наверх и нам открылась впечатляющая панорама гигантских песчаных холмов. Меж тем дороги через сам карьер не было, и нам ничего не оставалось, как надеяться на то, что эта травянистая грунтовка не растает в поле.
Дорога, конечно же, в поле растаяла, но трава была невысокой, и мы продолжали ехать вдоль пруда у карьера. Когда же пруд закончился, стали искать возможности перехода на другую сторону — там по спутниковым снимкам была дорога. Пару раз сунулись — заболочено сильно, прошли подальше. Чуть дальше нашли, как показалось первоначально, хорошее сухое место для перехода — но в итоге сухими из воды не вышли, набрали полные кроссовки и, хлюпая, пошли через пашню к дороге. Добравшись до грунтовки, отжали носки и покатили на Николаевку. К сожалению, этот участок убил очень много времени, поэтому на будущее надо всё-таки ехать через Иссу.
Однако попутный ветер вселял надежду, что мы отыграем отставание и проедем весь запланированный маршрут. Два километра по саратовской трассе пролетели на одном дыхании, свернули к совхозу Уваровский и рядом нашли родник с колодцем, вода из которого богата
От совхоза двинулись в сторону Мордовии — здесь Инсарский район соседнего региона вклинивается между Иссинским и Мокшанским, а вдоль границы регионов высажена лесополоса. Грунтовка от совхоза забирала вверх, но попутный ветер был такой сильный, что мы в этот тягун летели местами до 30 км/ч! И часу не прошло, как мы въехали в Мордовию и проехали через село Шадымо-Рыскино, небольшой населённый пункт Сиалеевско-Пятинского сельсовета — такие здесь интересные названия.
По самому селу дорога в сторону Беликово была разбитой тракторами, и нам пришлось снова покружить, чтобы за окраинами домов найти весьма сносную грунтовку. На выезде из Мордовии устроили привал, пообедали, а Роман даже сварил кофе. После сытного обеда начался длинный спуск в Беликово, и затем мы выехали на асфальт, по которому с наслаждением промчались до Юлово. После Юлово у меня была по треку грунтовая срезка на дорогу в Засечное, но жизнь ничему не учит — она снова растворилась в поле. Покружив немного в поиске правильного направления, пошли через поле до окраины леса метров 300. Там шла мало-мальски проезжабельная грунтовка, выводящая нас на дорогу в Засечное. По ней мы относительно быстро добрались до Засечного, и там было принято волевое решение не ехать через Мокшан и потом по грунтам через Труженик и Рамзай, а выехать, прости Господи, на М-5 и по ней чесать до Чистых прудов.
Впрочем, не так страшен чёрт, как его малюют, и в девятом часу вечера М-5 уже не была такой загруженной. Местами нам приходилось съезжать на каменистую обочину, но всё же в основном мы ехали по асфальту. У бывшего аэродрома Пяша уехали на старую М-5, и дальше добраться домой было делом техники. Проезжая село Арбеково, видели салют на Юбилейной площади. Попрощались с Романом у переезда, и я поехал через дачи Черёмушки и косогоровскую стоянку на валяевскую трассу. Навстречу машины ехали одна за другой — люди возвращались домой после праздничных гуляний. Ну а я вернулся в 23.30, довольный, но чуть более усталый, чем в воскресенье — сказалось большее количество грунтов и много энергии ушло на пеший ход. Огромное спасибо Роману за компанию, спасибо за терпение, понимаю, как это было непросто. Надеюсь, ещё катнём!
Новые веломаршруты осваивает Александр Зайцев
Май 2023
152 км, да ещё с грунтами-впечатляет! Надо как-нибудь протестировать новую электричку.