Река Уда в Восточном Саяне привлекла внимание известной пензенской туристской группы «Бобры». Отчет о водном туристском путешествии 4 категории сложности, совершенном с 29 июля по 26 августа 1977 года.
Маршрут захватывает участок реки Кара-Бурени от зимовья Крестик до ее впадения в реку Уду (25 км) и далее проходит по реке Уда до г. Нижнеудинска (275 км). Начальной и конечной точкой для заброски по железной дороге является г. Нижнеудинск, на транссибирской магистрали.
В Нижнеудинске необходимо зарегистрироваться в местном лесничестве, а затем с полученной справкой прибыть для регистрации в КСС. В КСС выдают разрешение на вылет самолета. Без этого разрешения служба аэропорта авиабилеты не продает.
Г. Нижнеудинск – пос. Алыгджер. Этот участок пути осуществляется самолетом, при наличии летной погоды. Однако, из-за обилия желающих, капризов погоды и минимального наличия рейсов, улететь в Алыгджер порой бывает весьма непросто.
Пос. Агыджер – зимовье Крестик. Этот участок пути осуществляется либо непосредственно самой группой, либо с помощью вьючного каравана. Караван можно нанять у местных жителей. Караван преодолевает этот этап за 6 часов. Мы осуществляли заброску своими силами и потратили на это 1,5 дня.
Протяженность тропы – 25 км. Тропа хорошо разработана, имеет два перевала с относительным перепадом высот 200 и 300 м. В большей части ложе тропы каменистое. На всем протяжении 10 бродов от 3 до 5 м шириной.
Список группы
Назаров Владимир Иванович (1950) – руководитель.
Ронин Дмитрий Наумович (1951) – штурман.
Романов Владимир Петрович (1945) – завхоз.
Солохинин Сергей Александрович (1950) – фотограф.
Рожнов Владимир Александрович (1951) – казначей.
Акимов Геннадий Константинович (1950) – рыбак.
Баринов Николай Иванович (1949) – медбрат.
Сведения о районе путешествия
Река Кара-Бурень ярко выраженная таежная река с шириной русла от 30 до 60 м. Долина реки разработана очень слабо и горы сжимают ее на всем протяжении, образуя в некоторых местах каньонообразные ущелья. 25 – километровый участок реки Кара-Бурени повышает общую категорию сложности всего маршрута на 1 ступень (с 3 до 4).
Река Уда в точке впадения в нее р. Кара-Бурени представляет собой достаточно мощную таежную реку шириной около 100 м и глубиной свыше одного метра. Долина Уды разработана более мощно, но тем не менее во многих местах борта долины вплотную подходят к руслу.
Скорость течения обеих рек при среднем уровне воды равна 2 м/сек на спокойных участках и до 5 м/сек на порогах, шиверах.
Дождливая погода в течении 3-4 дней вызывает подъем уровня воды до 1,5 метров на плесовых участках русла и до 6-8 метров в каньонах верхнего течения.
На всем маршруте около 75 самых разнообразных как по характеру, так и по сложности, естественных препятствий. Из них 10 препятствий приходится на долю участка р. Кара-Бурень.
По классификационной таблице Григорьева и Штовбы количественную оценку препятствий можно дать следующим образом.
Пороги и шиверы
Препятствий 5 категории -2, препятствий 4 категории – 3, препятствий 3 категории -3, препятствий 2 категории -23, препятствий 1 категории – 42.
Самыми сложными являются пороги-шиверы «Ганджорский» на р. Кара-Бурень и «Джуглымский» на р. Уда. Они оцениваются 5 категорией сложности.
Пороги «Три бандита» и «Миллионный», шивера №4 на р. Уде оцениваются 4 категорией сложности.
Особенностью данного маршрута является и то, что все основные препятствия находятся в начальной стадии, а одно из самых сложных, порог «Ганджорский» — расположен практически в самом начале маршрута. Это требует особой слаженности экипажей, так как река не дает возможности освоиться с судном и с первых же километров предлагает серию весьма сложных препятствий.
Разведка с берега и страховка являются обязательными. Наличие фартуков, индивидуальных спасательных средств – обязательно.
Маршрут проходит в малонаселенной местности. В начале маршрута расположен поселок Алыгджер (почта, магазин, больница, авиасвязь), далее на протяжении 230 км до пос. Порог больших населенных пунктов, где можно сняться с маршрута в случае необходимости, нет,
При исключительных обстоятельствах можно воспользоваться для этих целей пос. Нерха, который лежит на левом берегу реки Нерха в 6 км. от Уды.
В 8 км от поселка Алыгджер в верхнем течении на р. Уде образовался Нижний каньон. Первые пороги его – Удинские водопады – всегда привлекают туристов причудливыми узорами скал, необузданной яростью воды, с грохотом падающей с каменных уступов.
Один день просто необходимо выделить, чтобы осмотреть «Удинские водопады».
Техническое описание маршрута
Лоция реки Кара-Бурень
Порог Карнахойский
Категория трудности – 2. Длина 1,1 км. Скорость течения до 12 км/час. Начинается в 700 м ниже устья ручья Верхний Урдыг, который и является основным ориентиром.
Просмотр с левого берега. Река в начале порога делится большим островом на два рукава. Прохождение левым рукавом. Начало представляет собой широкую и мелкую шиверу. Через 300 м левый рукав делится галечным островом на две протоки. Основная струя уходит в правую, по которой и следует проходить. Встречаются отдельные подводные и надводные камни, но в основном русло довольно свободное, высота стояков до 0,5 м. На выходе в середине русла полуобливной майдан. Линия движения по основной струе. Страховка и сигнальщики не обязательны.
Порог Ганджорский
Категория трудности – 5. Длина 1,2 км. Скорость течения свыше 15 км/час.
Основной ориентир – большой конус выносов безымянного ручья у левого берега. Просмотр по левому берегу. Для прохождения порог следует разбить на два участка и проходить их поочередно с приставанием к левому берегу в улове.
1 участок начинается широкой шиверой, которая на протяжении 400м постепенно сужается со 100 до 25 м, и увеличивается засоренность русла камнями. Последние 150 м основная струя начинает вздыматься стоячими волнами высотой от 0, 7 до 1 м. Заканчивается шивера тремя большими подводными камнями, расположенными треугольником, вершиной против течения.
Непосредственно за ними левый берег резко вдается в русло, сжимая его до 15-метровой ширины, и затем река делает поворот влево. В этом месте ближе к правому берегу лежит огромный обломок скалы «клык», на который и устремляется основной поток, создавая сильнейший навал, а затем крутую отбойную волну. В этом месте скорость потока максимальная и достигает 20 км/час. После «клыка» река, повернув влево, мчится по 300-метровой шивере, изобилующей камнями и крутыми валами высотой до 0,5 м. В конце шиверы, перед правым поворотом русла, по левому берегу находится большой улов, который и является концом 1 участка.
2 участок порога начинается поворотом реки вправо. От правого берега примерно на одну треть ширины русла реку перегораживает слив высотой 0,7 м на острые камни.
Под левым берегом тянется цепь из больших полуобливных камней, на которые наваливается основная струя и создает мощный прижим к каньонообразному левому берегу. Далее идет 400 м шивера, заканчивающаяся серией стоячих валов высотой до 0,5 м.
Линия движения на пороге выглядит следующим образом: вход в начальную шиверу по основной струе, с постепенным уходом к левому берегу, затем по кромке валов с левой стороны, примерно в 30 м от «клыка» необходимо максимально возможно ближе прижаться к левому берегу, чтобы избежать навала на «клык», а затем уйти от отбойной струи.
На шивере после «клыка» держаться основной струи, с постепенным уходом к левому берегу и последующим выходом в улов для приставания к берегу.
2 участок начинать из улова с резким перегребанием струи в сторону правого берега, чтобы оказаться как можно ближе к кромке слива и избежать прижима на камни вдоль левого берега. Движение по шивере в основной струе с лавировкой между камнями.
Страховка с воды обязательна. Прохождение 1 участка страховать из улова, 2 участок страховать после последних валов шиверы у правого берега.
Следует заметить, что обнести весь порог неразобранной байдаркой невозможно, так как берега представляют собой вертикальные скальные стенки высотой 20-30 м, а так как Ганджорский порог является самым сложным препятствием на маршруте, то планировать сплав от Крестика можно рекомендовать лишь достаточно подготовленной группе.
Шивера «А»
Категория трудности 2. Скорость течения до 15 км/час. Ориентиры – ручей с правого берега и поворот реки влево.
Шивера представляет собой довольно резкий и крутой слив, засоренный камнями и с мощными валами высотой свыше 0,7 м.
В начале шиверы посреди русла, ближе к левому берегу лежит большой одинец, чуть обливаемый водой и совершенно не видимый сверху.
Линия движения под правым берегом. Просмотр с правого берега.
Шиверы «Б» — «И» (7 штук)
Категория трудности 1. Длина 100-200 м, скорость течения 10 км/час. Однотипные шиверы. Прохождение по основной струе, с лавировкой между камнями, без разведки.
После шиверы «И» русло делится большим островом на 2 рукава. Прохождение левым рукавом, так как в правом завал из бревен и камней.
Лоция реки Уда
Шивера №1
Категория трудности 1. Длина 500 м. Скорость потока 10 км/час. Ориентир лежит в 500 м ниже водомерного поста (трос над речкой). Ширина русла около 80 м, постепенно сужается. Прохождение возможно без просмотра по основной струе.
Шивера №2
Категория трудности 1. Длина 150 м. Скорость потока 12 км/час. Ориентир – слева ручей. Ширина русла около 50 м, однако русло довольно чистое от камней. Высота валов до 0, 7 м. Просмотр с левого берега. Прохождение по основной струе.
Шивера №3
Категория трудности 3. Длина 300 м. Скорость потока 12 км/час. Расположена в 1 км ниже р. М. Урантай. Состоит из двух частей, разделенных 50 м относительно спокойным участком.
1 участок – несложная шивера.
2 участок начинается продольными каменными «воротами» и имеет два крутых резких слива высотой до 1 м. Стоячие волны 0,5 – 0,6 м. Прохождение начинать ближе к правому берегу, затем перегрести к левому, чтобы попасть в «ворота», далее по основной струе с лавировкой между камнями.
Шивера №4
Категория трудности – 4. Общая длина около 1 км. Скорость потока 15 км/час. Расположена в 1 км ниже шиверы №3. Состоит из трех участков, разделенных 100-150 м плесами.
1 участок имеет длину 150 м. Начинается грядой, идущей от левого берега. Засоренность русла большими камнями весьма значительна. Высота валов до 1 м. Линия движения начинается ближе к левому берегу, по кромке гряды с последующим выходом в центр. Просмотр с левого берега.
2 участок аналогичен предыдущему. Начинается после плеса и имеет длину 200 м. Линия движения проходит ближе к левому берегу. Просмотр с левого берега.
3 участок менее сложный, но достаточно мощный и также требует просмотра с левого берега. Прохождение по центру.
На всех трех участках линия движения сильно петляет между камнями и требует крутой лавировки и отрицательной скорости прохождения, так как четко запоминающихся ориентиров нет.
Порог №5 «Красный камень»
Категория трудности 2. Скорость течения 12 км/час. Лежит в 1,5 км ниже последнего участка шиверы №4. Основные ориентиры – поворот реки влево и 100 метровая скальная стенка на правом берегу красноватого цвета. Перед порогом за 200 м, на повороте реки слабый перекат.
В центре русла большая скала. У правого берега слив водопадного характера высотой 0,7 м. У левого берега разбросаны крупные подводные камни, между которыми устремляется поток, образуя серию стоячих валов высотой до 0,7 м. Линия движения ближе к левому берегу с несложной лавировкой между камней по кромке стояков. Просмотр с левого берега.
В некоторых лоциях указан перекат в 1 км ниже порога «красный камень», однако уже при среднем уровне он практически отсутствует.
Шивера №7
Категория трудности 2. Скорость течения 10 км/час. Общая длина 500 м. Состоит из трех участков, разделенных плесами. Последний участок по характеру ближе к перекату. Линия движения по основной струе с несложной лавировкой. Прохождение сходу без разведки.
Порог «Три бандита»
Категория трудности 4. Скорость течения свыше 15 км/час. Начинается мощной шиверой на плавном левом повороте реки, после 400-метрового плеса ниже шиверы №7. Правый берег скальный, левый – россыпи больших валунов. Длина надпорожной шиверы – 300 м.
Шивера сильно засорена различными камнями. Высота отдельных валов до 1 м.
Шивера непосредственно переходит в порог. В этом месте две больших скалы резко сжимают русло с обеих берегов, а третья лежит в середине и делит поток на две части, который создает мощный навал на центральную скалу. Сливы между скалами представляют собой мощные стремнины, заканчивающиеся серией крутых валов высотой до 1 м.
Линия движения под правым берегом с лавировкой между камнями и выходом в правый разбой по кромке валов в сливе с последующим уходом в улов у правого берега.
Просмотр с правого берега, страховка в улове. В большую воду возможно прохождение под левым берегом. В этом случае просмотр с левого берега.
Шивера-порог «Джуглымский»
Категория трудности – 5. Скорость течения 15 км/час. Лежит в 1 км ниже порога «три бандита», за правым поворотом русла реки. Является самым сложным препятствием на Уде.
Начинается довольно широкой (до 100 м) мелкой шиверой, засоренность которой постепенно возрастает, с увеличением уклона и скорости течения. Общая длина шиверы-порога около 1 км. Первые 700-800 метров – это мощная шивера, повсеместно забитая разнокалиберными камнями, затем непосредственно начинается порог, который сжимается с обоих берегов скальными выходами.
Камней в русле несколько меньше, чем на шивере, однако увеличивается скорость потока и высота валов (свыше 1 м). У берегов образуется мощный навал на скалы. Линия движения требует выполнения весьма сложного маневра с выходом в основной поток и крутой лавировки. Желательно применение отрицательной скорости. Заходить в шиверу по центру и затем после первой трети пути уходить к левому берегу, затем снова перегребать к центру, чтобы к моменту окончания шиверы оказаться рядом с основной струей. Порог проходить по кромке стоячих валов.
Детальная разведка обязательна. Необходимо выделить 2-3 береговых ориентира, на траверсе которых предполагается выполнять маневр. Разведка возможна с обоих берегов. При большой воде возможно прохождение у правого берега.
Страховка с воды в подпорожье, в тени береговых скал левого или правого берега.
Порог №11 Джугтырский
Категория сложности 2. Скорость течения до 20 км/час. Лежит в 1 км ниже устья р. Джуглым, за поворотом реки вправо. Правый берег вдается в русло плавным галечным мысом, к которому следует пристать для просмотра.
Порог состоит из 2 частей – собственно порога с очень быстрым и довольно крутым сливом и несложной шиверы, отделенной от порога 100 м плесом-уловом. Общая длина – 400 м.
Линия движения – сначала по основной струе, затем с выходом из нее вправо и далее по кромке валов, с выходом в улов.
Прохождение шиверы – несложно, по основной струе с несложным лавировкой между отдельных камней.
Просмотр порога – с правого берега, шиверу можно проходить без просмотра.
Шивера №12
Категория сложности 3. Скорость течения – 12 км/час. Представляет собой каскад из трех шивер, разделенных плесовыми участками.
Ориентир – поворот реки влево и ручей по правому берегу. По своему характеру напоминает каскад шивер №4, однако засоренность русла, уклон и скорость течения – ниже.
Первые два участка проходятся по основной струе, с лавировкой между камнями. Прохождение возможно сходу, без просмотра.
3 участок лучше просмотреть с левого берега. Этот участок самый длинный (около 0,5 км). Заходить лучше у правого берега, с последующим перегребанием основной струи и уходом под левый берег.
Порог №13 «Верхняя баба»
Категория трудности 2. Скорость течения до 15 км/час. Ориентир – поворот реки влево. На правом берегу скальные образования красноватого цвета, с левого берега – галечный мыс. Длина порога 250 м.
От правого берега русло до середины перегораживает двухступенчатая гряда с крутым мощным сливом на острые камни-клыки. Так как перед этим река делает крутой левый поворот, то основная струя устремляется на эти гряды. У левого берега лежит большой полуобливной одинец перед поворотом русла.
Линия движения – сначала по основной струе, затем миновав одинец, резким маневром выходить из струи влево и продолжать движение под левым берегом, оставляя гряды по правому берегу. Просмотр – с левого берега.
Примечание: в малую воду, очевидно, обнажится большое количество камней и прохождение порога усложнится.
Порог №14 «Нижняя баба»
Категория трудности 2. Скорость течения 12 км/час. Расположен в 1 км ниже порога «В. Баба».
На входе в порог – косые валы от скальных выступов левого берега. Далее несложная шивера длиной 500 м. В отдельных местах русла торчат одинокие скальные выступы – «бойцы». На выходе из шиверы два таких «бойца» делят поток на 3 разбоя. Линия движения по основной струе, при выходе – по центральному разбою.
Просмотр возможен с обоих берегов, однако правый более высокий и поэтому предпочтительней.
Порог №15 «Тугурик»
Категория трудности 2, скорость течения до 15 км/час. Расположен в 10 км ниже порога «Н. Баба» перед устьем реки Тугурик. На этом 10 км участке, за исключением нескольких несложных перекатов, серьезных препятствий нет.
Порог расположен на правом повороте реки. Правый берег – скальный выступ, левый – отлогий галечный.
В пороге сужение русла, а затем крутой поворот реки вправо. На левый берег создается сильный прижим. На выходе порога – подводные камни и стоячие волны свыше 0,7 м.
Линия движения – под правым берегом с последующим смещением в центр на выходе из порога. Общая длина порога – 300 м. Просмотр – с левого берега.
Порог №15 «Зеленый камень»
Категория сложности 1. Скорость течения 10 км/час. Ориентир – поворот реки влево и высокие отвесные скалы зеленовато-синеватого цвета по левому берегу.
Представляет собой нагромождение камней под правым берегом. Прохождение сходу, без просмотра, в левой половине реки.
Шивера №16
Категория сложности 2. Скорость течения 12 км/час. Состоит из двух каскадов.
Первый лежит в 800 м ниже устья реки Нерха и представляет собой резкое сужение русла с крутым падением и высокими валами свыше 0,8 м. Прохождение сходу без разведки по основной струе. Длина участка 100 м.
Второй каскад расположен за поворотом реки вправо и имеет длину около 400 м. Отделен от первого каскада 200 м быстриной. Представляет собой хаотичное расположение различных камней. Прохождение сходу без разведки, по основной струе, с лавировкой между камнями.
Порог «Черный остров»
Категория трудности 3. Скорость течения 15 км/час. Расположен в двух км ниже шиверы №16. Ориентир – левый берег скальный, правый – отмель, посередине русла – остров, поросший лесом.
Остров делит русло на два рукава. Левый рукав мелкий и непроходимый. Правый рукав в начале пересекается грядой от правого берега, потом крутым мощным сливом падает вниз и далее идет мощная серия валов высотой свыше 1 м.
С воды порог заметен очень плохо, и о его приближении можно судить лишь по сильному шуму воды.
Линия движения – ближе к острову, в левой половине потока, оставляя гряду справа, и далее по основной струе. Просмотр – с правого берега реки.
Шиверы №18 – 22 (5 штук)
Категория трудности 1-2. Скорость течения 10-12 км/час. Представляет собой несложные шиверы длиной от 200 до 1000 м. Прохождение сходу без разведки по основной струе с лавировкой между камнями.
Порог №23 «Миллионный»
Категория трудности 4, скорость течения 15 км/час. Ориентиры – высокие (до 300 м) отвесные скалы красноватого цвета по левому берегу, виден поворот русла влево. После скал пристать к левому берегу для просмотра.
Порог начинается небольшой шиверой, затем следует довольно резкий поворот русла влево и создается навал на правый берег. Далее русло выравнивается, следует серия высоких косых валов, затем в центральной части мощная каменная глыба, незаметная с воды, делящая поток на две струи.
Основная струя – левая. Затем русло поворачивает вправо, создавая тем самым небольшой прижим на левый берег. Общая длина порога – 500 м. Линия движения – под левым берегом, с последующим переходом к правому на выходе из порога.
Просмотр с левого берега.
Шиверы №24 -44 (21 шт.)
Категория сложности 1-2, скорость течения 10-12 км/час. Длина от 100 до 1000 м.
Представляют собой несложные шиверы со средней засоренностью камнями и валами 0,5-0,7 м как правило, один берег – скалистый, обрывистый, другой – отлогий, галечный. Прохождение сходу без разведки под отлогим галечным берегом (в 10-15 м от него).
Порог №45 «Валунный»
Категория сложности 2. Скорость течения 12 км/час. Представляет собой резкое падение русла с мощными подводными и надводными валунами. Общая длина – 150 м. Прохождение по основной струе, с лавировкой между камнями. Просмотр с обоих берегов, возможно прохождение без просмотра.
Шиверы и перекаты №46-65 (20 шт)
Оставшиеся препятствия не представляют определенной сложности, как правило однотипны. Все проходятся сходу, без разведки. Ориентировка непосредственно с байдарки. Из всех можно выделить шиверу №60 после поселка Порог. Ее протяженность свыше 1 км, высота валов до 0,7 м, линия движения несколько осложнена маневром между отдельными камнями. Категория трудности – 2.
Трудность остальных препятствий не превышает 1 категории. Кроме того, на этом участке находятся в достаточном количестве несложные препятствия: быстрины, отмели и т.п. По категории трудности не оцениваются.
Итоги путешествия, выводы, рекомендации
Поход по рекам Кара-Бурень и Уда оставил очень хорошее впечатление и полностью оправдал возложенные на него ожидания.
Очень живописные места, достаточно высокая техническая сложность, практически полное отсутствие гнуса и относительная простота заброски (если повезет с караваном) делают маршрут весьма интересным для сплава.
Включение участка реки Кара-Бурень от Крестика до ее устья, как уже отмечалось, увеличивает категорию сложности маршрута до IV, поэтому этот участок можно рекомендовать для водников, имеющих опыт походов не ниже III категории сложности, так как прохождение Ганджорсого порога требует от экипажей достаточного опыта и слаженности действий.
Вообще весь маршрут можно смело рекомендовать туристам с опытом походов III категории сложности, однако и для туристов более высокой квалификации он может представлять определенный интерес.
Август месяц весьма удачен для прохождения похода, так как в этот период тайга усыпана ягодами и грибами.
Погода во время нашего путешествия была весьма устойчивой, количество пасмурных и дождливых дней не превышало 20 % (если не считать дни, проведенные в Нижнеудинском аэропорту).
Температура воды в верхней части не превышала 11 град. и лишь в нижней части, в последней трети маршрута, вода прогрелась до 14-16 град., что было достаточно для купания, хотя в отдельные жаркие дни кратковременные купания устраивались и в верховьях.
Весьма существенным недостатком для любителей рыбной ловли является очень малое количество рыбы в реке, видимо, сказалось длительное химическое уничтожение комаров. Однако кампания по уничтожению насекомых прекращена в 1974 году, поэтому есть надежда, что в ближайшие годы рыба появится. Хариус ловился в районе порога «Верхняя баба» и у поселка Порог.
В целом весь маршрут отвечает техническим требованиям маршрута IV категории сложности, и с успехом может быть рекомендован как один из наиболее интересных и живописных маршрутов, в качестве переходного этапа для походов высшей категории сложности.
Специальное оборудование, индивидуальные спасательные средства
В качестве плавсредств использовались отечественные байдарки «Салют (3 шт.) и немецкая байдарка RZ-85. Выше ожиданий зарекомендовал себя RZ-85. Это, невзирая на его малую вместимость.
По сравнению с заводской конструкцией в байдарки были внесены некоторые изменения. Все байдарки были стянуты, в результате чего они немного напоминали «арбузные корки». Для этого на 3-4 см были укорочены привальники и фальшборта. В результате такой стяжки байдарки приобретают необычную маневренность. Но с одной байдаркой мы перестарались. Из-за сильной стяжки и больших напряжений, после удара об острый камень лопнула оболочка. 3,5 часа мы штопали огромную дыру.
Днища байдарок, вдоль линии стрингеров были усилены 4 продольными протекторами, что значительно повысило живучесть оболочек. Для байдарок «Салют» в качестве протекторов использовались резиновые полосы шириной 4-5 см, а для «эрзетки» — полихлорвиниловые полосы, приклеенные клеем «виникс».
Обвязка байдарок — обычной конструкции. К кормовой петле обвязки крепилась 30 метровая парашютная стропа с альпинистским карабином на конце. Стропа вязалась «бесконечной» петлей и укладывалась в пришитый сзади на деке карман. В случае переворота страхующая байдарка цеплялась карабином за обвязку и быстро доставляла спасконец на берег, и уже с берега байдарка буксировалась в безопасное место.
Кильсоны байдарок дополнительно усиливались подручными рейками и киперной лентой. Для ног были оборудованы упоры. Сиденья мы изготовили еще перед походом (6 слоев стеклоткани и эпоксидной смолы).
Кокпиты байдарок были закрыты фартуками из прорезиненной ткани. Наличие фартуков на маршрутах подобной категории сложности – обязательно.
Непотопляемость байдарок обеспечивалась двумя «бревнами» (так называются надувные детские игрушки) и двумя детскими надувными мячами.
В качестве упаковочных емкостей использовались непромокаемые мешки из медицинской клеенки размером 30×40 см, которые увязывались под декой к привальному брусу и мешки размером 50х100 см, которые вместе с рюкзаком крепились в центре байдарки между гребцами.
Индивидуальные спасательные средства — использовались самодельные надувные жилеты с примерной емкостью 30 л. В качестве защитного головного убора использовались хоккейные шлемы.
На ноги из детской клеенки склеили водонепроницаемые чулки. В сочетании с кедами они зарекомендовали себя отлично.
Очень пригодилась нам полиэфирная смола. Она здорово выручила нас, когда мы при сборке байдарок обнаружили, что забыли дома центральный шпангоут.
Но мы довольно быстро сделали новый, для надежности укрепили его киперной лентой и пропитали смолой.
Отчет переработал Игнатьев Александр















