Отчет о туристском походе 4 категории сложности. Пройдены на байдарках реки Забайкалья Большой Амалат, Амалат, Ципа, Витим в июле-августе 1970 года. Руководителем похода был Стрит Вячеславович Голубцов.
Голубыми тропами Забайкалья
Поход по рекам Забайкалья был организован в июле — августе 1970 года МК профсоюза Пензенского НИЭИ и Пензенским городским клубом туристов.
Первоначально предполагалось выполнить маршрут 5 категории сложности по реке Ципа сборной группой туристов Пензы и Москвы. Однако, в связи с отказом москвичей от участия в походе накануне отъезда и ослаблением в связи с этим состава группы, маршрут был изменен, и были пройдены реки Забайкалья Б. Амалат, Амалат, Ципа и Витим. Маршрут рассматривался МКК при Пензенском областном Совете по туризму и был классифицирован по 4 категории сложности.
В походе участвовало 7 человек, из которых только четверо имело опыт походов выше 2 категории. Группа располагала 2 байдарками «Салют», 1 — «Луч» и 1 — «Прима»/на ней шёл 1 человек/. Руководитель Стрит Голубцов.
Доставка на маршрут /пос. Байса Бурятской АССР/ из Пензы была осуществлена поездом и автомашиной; обратно возвращались /из пoc. Бамбуйка/ — самолетом /до Романовки/‚ автомашиной до Читы и поездом. Группа не имела никаких сведений или описания маршрута; при разработке и прохождении его пользовались картой М 1:1.000.000.
Маршрут был пройден успешно; на него был затрачен 21 полевой день /ходовых дней — 17/, доставка на маршрут и возвращение заняло 14 дней, а на весь поход израсходовали 35 суток.
О районе путешествия и маршруте
Район путешествия расположен между 54÷56° с.ш. и 113÷116° в.д., проходя по территории Бурятской АССР. Он принадлежит Витимской географической провинции и находится в пределах Витимского плоскогорья. Район отличается сравнительно слабой расчлененностью; водораздельные хребты высотой 1260÷1600 м, имеют преимущественно с.з. направление; долины имеют значительную ширину и лежат на отметках 600÷1000 м. Реки района принадлежат бассейну Витима. Климат района суров. Зима малоснежная‚ морозы доходят до –60 °C и ниже, а среднемесячная температура июля не превышает +/14÷17 °С/; повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Осадков выпадает немного /300÷400 мм в год/, однако 80÷85 % их приходится на вторую половину лета.
Тайга сравнительно однообразная, почти сплошь состоит из даурской лиственницы, которая покрывает склоны и водоразделы. Долины в большинстве своем заболочены, заросли багульником, карликовой березкой, ивой и голубикой. Из других пород распространена осина, встречается ольха, изредка сосна и кедровый стланник.
Животный мир довольно богат: горные козы, олени, лоси, росомахи, волки, бурые медведи, соболь, зайцы, бурундуки, пищухи и др; из птиц особенно много уток.
Район известен месторождениями
Маршрут в большей своей части проходит по ненаселенной местности; из числа поселков, отмеченных на карте, с постоянным населением только пять: Байса, Монгой, Рассошино /на р. Б. Амалат/, Гулинга и Бамбуйка /на р. Витим/. Кроме них на маршруте есть несколько изб, которые используются для временного приюта бригадами косцов, охотниками и туристами.
Общая протяженность маршрута равна 410 км, перепад высот составляет 290 м, /с 820 м — пос. Байса до 530м — пос. Бамбуйка/, что дает средний уклон 0,7 м/км.
Половодье на реках бывает весной небольшое из-за малого количества снега. Наиболее мощные разливы наблюдаются во второй половине лета после затяжных дождей. Летом вода в реках, начиная с верховьев, хорошо прогревается.
Доставка на Амалат
Из Пензы выехали днём 18 июля пассажирским поездом Киев-Владивосток. Наш путь лежит до Читы, откуда на Амалат решили добираться на автомашине, не доверяя самолету, тем более, что на всех картах из Читы до пос. Богдарин /местные чаще говорят «Богдарино «/ показано отличное шоссе.
В Читу приехали в ночь на 23 июля по московскому времени. При разнице в 6 часов в Чите день был уже в разгаре. Сразу же ринулись на поиски автомашины до Байсы. До Романовки достать машину не составляет труда; туда ежедневно ходит автобус /от ж.д. вокзала отходит в 7 часов утра по местному времени/. Однако достать машину до Байсы оказалось непросто. Получив ряд отказов на автобазах, съездили в Сосновскую геологоэкспедицию в пос. Кадала, партия которой стояла в районе Байсы. Нам сказали, что возможно будет туда рейс через неделю и что туда может пройти машина только со всеми ведущими осями.
Наконец, мы догадались съездить в Читинское Транспортно-экспедиционное агентство /зав. Ямпольский Михаил Абрамович, тел. 3-16-60/, про которое в рекламе написано‚ что это «друг охотника и рыболова». Там сразу же оформили рейс бортовой машины, затребовав, правда, за это денег, как за спецрейс самолета.
Перед тем, как договориться об этом рейсе, мы еще съездили на разведку в аэропорт. Начальник отдела перевозок т. Филько принял нас очень приветливо и предложил…спецрейс в Богдарино, т.к. билетов на очередной рейс не было, за 240 руб. Нам это понятно, не подошло, после чего он обещал попытаться организовать нам внерейсовый самолет /билет стоит около 8 руб./. Обещание свое он выполнил.
Из Богдарина на Б. Амалат можно было бы добраться до Байсы автомашиной по тому же шоссе или самолетом до а/п Монгой или Рассошино /рейсы туда бывают раз в 3-4 дня/.
Кроме того, т. Филько сообщил нам, что из Бамбуйки кроме как спецрейсом нам не выбраться, и, если мы хотим иметь спецрейс, то должны оплатить его заранее, сейчас, а по прибытию в Бамбуйку вызвать самолет радиограммой. Мы имели глупость послушаться его совета и авансировать спецрейс /от Читы он стоит 350 руб./. Это впоследствии очень нас связало.
Сумасшедшие туристы
Ночевать остановились на берегу речки Читинки рядом с вокзалом, где есть кусты и что-то вроде городского пляжа. Часов в 11 вечера к нам подъехала милиция и потребовала предъявить документы. Проверив их, нас обозвали сумасшедшими — оказывается место, где мы остановились, в Чите славится как притон всяких бродяг, нас здесь в лучшем случае ограбят. Мы не испугались и остались ночевать, установив дежурство. И в самом деле, всю ночь вокруг нас околачивались какие-то очень сомнительного вида личности. Поспать толком не удалось.
На следующий день мы получили в свое распоряжение грузовик с шофером Мишей, погрузили вещи и отправились в путь. Первые 20-30 км шоссе асфальтировано, а затем начинается грейдер, на котором изрядно трясет и поднимается туча пыли. Правда, в открытой машине мы от пыли не очень страдали /если впереди не было других машин/, но тряска была такая сильная, что помялись банки с консервами и некоторые выступающие алюминиевые детали байдарок.
Дорога сначала идет на Романовку /162 км/, а затем после переправы через Витим на пароме еще 107 км до Байсы. Окружающая местность малоинтересна — холмы‚ небольшие горы, широченные заболоченные долины. Реки, текущие в них и обозначенные на карте, невооруженным глазом, как правило, не просматриваются: они текут среди сплошного болота и
Пока переправлялись, искупались в Витиме. Вода очень теплая, коричневатая и очень приятная на вкус. Сам Витим в районе Романовки производит впечатление равнинной реки с быстрым, ровным течением и большими песчано-галечными косами. Правда, кое-где встречаются и скалы.
Романовка большой поселок, где есть аэропорт, столовая, клуб; там стояла в это время партия Сосновской геологоэкспедиции /нач-к партии т. Калашников/. Геологи ведут, в частности, сейсморазведку в районе Баунтской впадины. При нас они готовили там взрыв мощностью в 3 тонны. К туристам относятся благожелательно.
В районе Амалата пейзаж меняется в лучшую сторону- горы становятся выше; недалеко от Байсы есть два больших озера — Салбули и Берея. Озера, говорят, рыбные; особенно живописно выглядит оз. Берея. Их видно с дороги.
Борьба с вечной мерзлотой
Дорога после Романовки, к нашему удивлению, началась даже лучше, чем из Читы. На этом тракте в районе Байсы ведутся работы. Участок плохой пороги находится между оз. Салбули и переездом через Амалат. Возможно, плохой участок продолжается и дальше, однако мы видели окончание этого тракта в Богдарине, там он опять в хорошем состоянии. Плохой участок проходит по болоту. Болото строители засыпают обломками скалы, которую взрывают тут же, неподалеку. Однако говорят, эта борьба с вечной мерзлотой длится уже много лет, и болото поглотило уже не одну скалу. Во всяком случае‚ мы благополучно доехали до Амалата, правда этому способствовала стоявшая в это время засуха. Если бы проехать по этому участку не удалось, пришлось бы сделать 2-3 км волок на Б. Амалат.
В месте, где дорога пересекает Амалат, на левом берегу расположен поселок строителей дороги — Байса; настоящее селение с этим названием находится в нескольких километрах ниже по Б. Амалату возле устья речки Байсы.
В поселке есть магазин с большим выбором мясных и др. консервов, есть хлеб. Почты в поселке нет.
На следующий день после приезда мы устроили дневку, удобно расположившись на галечной косе левого берега в 200 м ниже переезда. Во время дневки собрали байдарки, упаковались; при сборке байдарок под кильсоны «Салютов» подвели доски. «Луч» с металлическим каркасом в этом не нуждался, а в «Приму» поставить доску было нельзя, т.к. это привело бы к быстрому истиранию резины на днище.
Б. Амалат
Б. Амалат в районе поселка и ниже представляет собой плесы, разделенные каменистыми порогами, большинство из которых оказались непроходимыми из-за очень малого расхода воды в реке. Судя по водорослям, уровень воды во время нашего
По берегам реки часто встречаются скалы. Для Б. Амалата характерны скальные стенки, с осыпями, спускающимися к воде. На всем маршруте /не только на Б. Амалате/ скалы сложены из очень непрочного материала, поэтому часты камнепады. Лазать по скалам надо с большой осторожностью.
Первые дыры в оболочках наших байдарок появились уже перед устьем р. Байсой, где остановились на обед. Пороги следуют один за другим, причем все они довольно стандартны: после очередного порога следует яма, затем дно реки постепенно повышается, и это повышение завершается грядой камней, перегораживающих всю реку.
Как правило, подъехав к камням, приходится вылезать, искать струю поглубже и проводить байдарку. На плесах течения почти нет, что приводит к своим неприятностям. Не говоря о необходимости грести, плесы изобилуют массой подводных камней, которых совсем не видно с воды; обнаруживаются они обычно уже после того, как на него выскочит байдарка. Хорошо, если у камня нет острых углов…
В низкую воду, какая была у нас, пороги разрешали обходиться с собой довольно «запросто». В большинстве случаев, если позволяет глубина, удается проплыть вдоль гряды камней, выбирая наиболее глубокую струю, не опасаясь быть затянутым в нее. Однако даже в низкую воду про все пороги сказать этого нельзя.
Аварии
Доказательством тому была авария, произошедшая с одним из наших «Салютов». Случилось это на пороге немного выше устья р. Ашиглы. В гряде камней был сравнительно широкий проход с хорошей струей, в конце которой, разрезая ее, стоял камень. «Салют» не сумел увернуться и сел на этот камень. В результате крена через борт хлынула вода, и, если бы под кильсоном не было доски, то
Всего на Б. Амалате от Байсы до слияния с М. Амалатом можно насчитать 120÷150 порогов, из них 70-80 % при малой воде приходится проводить. В день нам удавалось проходить по 20-25 порогов. Несмотря на меловодность, Б. Амалат часто радует красивыми берегами со скальными отвесами и прозрачной густо-синей водой под ними. На плесах Б. Амалата масса уток; такого количества мы на маршруте больше не встречали. К сожалению, был не охотничий сезон, и почти все утки были с утятами.
Неуловимый злодей-старик
К нашему удивлению Б. Амалат оказался очень малорыбной рекой. Кроме гольяна, водящегося в изобилии по всей Сибири, в реке есть немного щуки, ленка и хариуса. Мы поймали там всего одного полукилограммового ленка /на спиннинг/. В то же время, на реке очень много мест, где для рыбы созданы вроде бы все условия, например, ямы после порогов. Местные жители объясняют это существованием какого-то злодея-старика, который перегородил в низовьях всю реку сетью, черпает там рыбу и продает, не пуская вверх. Мы обещали порушить эти снасти, но, проплыв всю реку, так ничего и не обнаружили. Возможно дело в очень теплой воде: вначале в Б. Амалате вода была 20 °С, после дождей понизилась до 16°С.
По карте на Б. Амалате есть 4 поселка: Байса, Монгой, Рассошино и Арбажанкит. Последний поселок — 2 нежилых избы и конюшня на берегу реки; пос. Байса — несколько не видных с реки домиков; Монгой — большое село, но от реки отстоит на 7 км, и мы его проплыли, не заметив.
Местами хорошо видна с воды дорога, соединяющая эти поселки; на дороге видели следы грузовика.
После поселка строителей «в люди» мы вышли только в Рассошине. Там есть почта, откуда мы отправили телеграмму о выходе на маршрут и отметили маршрутную книжку, 2 магазина, сельсовет, аэродром. В магазинах хороший выбор продуктов, есть хлеб. Мы запасались хлебом в Байсе и Рассошине. В Рассошине есть совхоз. Плывя по Амалату, мы встречали бригады рассошинских косцов.
Опасаясь трудностей дальнейшего пути, мы форсировали
Амалат
В 2-3 км ниже Рассошина Б. Амалат сливается с М. Амалатом, образуя р. Амалат. М. Амалат вносит очень заметную добавку воды, и река сразу становится много шире и полноводнее.
Когда мы проплывали, М. Амалат нес в своей воде много мути, но это, скорее всего было связано с прошедшими дождями.
Река сразу стала значительно спокойнее, пороги почти исчезли, а оставшиеся стали проходимыми; появились мели. Из мелких порогов, потребовавших частичной проводки, можно упомянуть порог после устья р. Тильдима. На карте отмечено, что Амалат довольно длительное время течёт двумя руслами, фактически оказалось, что правое русло — это старица, вход в которую мы даже не заметили, а выход видели: болото с неширокой полосой чистой воды посередине.
Так же, как на Б. Амалате, на реке очень трудно ориентироваться, т.к. все притоки настолько заболочены и маломощны, что их трудно заметить. На Б. Амалате близко подходили горы; они помогали в определении места, а на первой трети пути по Амалату трудно использовать и этот ориентир — долина здесь очень широкая, берега низкие и горы видны только у горизонта. Подходят к реке горы только ниже устья р. Сали, где Амалат опять ускоряет свой замедлившийся было
Несуществующие деревни
Из отмеченных на карте населённых пунктов на Амалате нам удалось обнаружить Ключевку — полуразрушенная пустая избушка и Усть-Тананда — изба на левом берегу напротив устья р. Тананды. В этой избушке, по-видимому, базируются геологи, но мы её застали пустой. Кроме того, есть изба в устье р. Укшум.
Дорога вдоль Амалата, обозначенная на карте, по-видимому, существует, т.к. мы слышали на ней тарахтенье трактора.
На Амалате пошли лучше наши рыболовные дела — начали попадаться на спиннинг некрупные / по 2-3 кг/ щуки, ленок. На берегу в Усть-Тананде видели череп огромного /30-40 кг/ тайменя. Но поразил нас Амалат больше всего обилием зверя. Каждый день мы по нескольку раз встречали диких коз /они выходят к берегу и объедают водоросли, растущие на камнях/ подпускающих на 10-20 м, видели оленей, волчонка, зайцев, на отмели встретили свежие следы медведицы с медвежонком. В качестве трофеев привезли домой прекрасные рога изюбра. Амалат произвел на нас впечатление края непуганых зверей.
На прохождение Амалата мы затратили 5 дней. Большинство перекатов и порогов /80 %/ проходили на плаву, без проводки.
Ципа
Ципа после сонного Амалата производит впечатление: сразу же после устья попадаешь в струю с сильным течением и высокой волной.
Будучи наслышанными о порогах Ципы, мы, хотя и знали, что они остались выше, отнеслись к реке с уважением пройдя пару километров, остановились для подготовки к дальнейшему плаванию. Устроив полуднёвку, привели в порядок фартуки, спасжилеты, проверили такелаж, подвели доску под кильсон «Примы».
Ниже устья Амалата Ципа имеет 7-8 бодрых шивер, на которых фартук оказывается совсем не лишним. В частности, вскоре после устья Амалата слева есть остров, а после него на повороте реки вправо — шивера с волной 0,5 м. У левого берега в этой шивере есть подводная скала, через которую вода идет частично сливом, частично водопадом. Здесь надо держаться правого берега.
Берега реки довольно однообразны — невысокие сопки, покрытые лиственницей, а иногда гарью. На одну из таких сопок в устье р. Кавокты /высота 1076 м/ мы поднимались во время дневки. Панорама с горы почти не открывается, но зато на старой гари мы объелись переспелой малиной. Из других ягод нам, в основном еще на Амалате, встречались красная и черная смородина, голубика, брусника /незрелая/ и черемуха.
При плавании по Ципе запомнилась речка Жалю — быстрая, с холодной / 7 °С/ чистейшей водой, бегущей в обрамлении зеленоватых скал.
В 5-7 км выше устья р. Хайта берег Ципы представляет собой довольно крутой травянистый склон, который с реки выглядит очень привлекательно. Нам пришла фантазия переночевать на вершине этого склона, для чего мы, оставив байдарки внизу, вечером, после ужина в ночной темноте совершили восхождение «к звездам». Утром, налюбовавшись прекрасной панорамой, обнаружили, что относительно уровня реки мы вознеслись на 350 м.
Рекордный улов
В нижнем течении Ципа делает две излучины. Начиная с них и до устья, река течет в высоких, очень живописных берегах, местами обрывающихся к воде отвесными скалами. Течение здесь быстрое и очень ровное, если не считать двух шивер с волной и небольшим прижимом. В начале второй излучины на правом берегу — каменистая коса, заканчивающаяся прекрасным песчаным пляжем — отличное место для стоянки.
Дичи на Ципе мы видели немного, зато количество рыбы возросло; ловили ленков в устьях речек, в одной из заводей поймали 13 кг щуку, которая вопреки ожиданиям оказалась очень вкусной. На этом кончилась наша рыбалка, принесшая за время похода около 45 кг рыбы /10 кг — ленок, остальное — щука /.
На прохождение Ципы мы затратили 3,5 ходовых дня.
Витим
Верхняя стрелка в устье Ципы увенчана красивой скалой, открывающей панораму Витима. В месте впадения Ципы и около 20 км ниже Витим течет в высоких берегах со скалами, нависающими над рекой.
Попав на эту реку, сразу чувствуешь её мощь. Течение незаметно, но грести против него совершенно бесполезно. По сравнению с Витимом в районе Романовки, река стала значительно больше. После прошедших дождей Витим был многоводным /затоплены прибрежные кусты/ и мутным. У нас оставалось время, и мы сделали дневку, чтобы осмотреть окрестности. Остановились в устье ручья, впадающего справа. В нем оказалась очень холодная /+5 °С/ и чистая вода. Во время выгрузки байдарок заметили, что вода в Витиме прибывает прямо на глазах: выгруженные на берег вещи пришлось относить, т.к. за каких-то 10 минут начало их заливать. Вообще, на Ципе и Витиме подняться на 1,5-2 метра за считанные часы воде ничего не стоит…
Во время дневки облазили окрестные скалы, осмотрели долину ручья, в котором безуспешно пытались обнаружить хариуса. По ручью впервые встретили кедровый стланник, но на нем почему-то не было шишек. Шишки пришлось покупать на обратном пути уже в поезде.
Витим врывается в долину
Витим внезапно вырывается в широкую долину, образуя при этом несколько островов. Вдали открывается прекрасная панорама вершин Станового хребта. Течение по-прежнему быстрое, километры летят незаметно. Можно не грести, плыть пакетом.
Осмотрели место где была деревня Кокаревка. Пустырь с ямами из-под фундаментов домов, да одинокий лабаз на краю пустыря.
Населенной оказалась только деревня Гулинда.
Пос. Бамбуйка стоит в двух км, от берега Витима и к нему надо подняться по р. Бамбуйке. На веслах удается подняться только до первого переката, там, на галечной косе, мы собрали лодки и, рискуя быть затопленными внезапным паводком, переночевали.
Здесь уже ждала самолета группа из Таллина.
В Бамбуйке зав. почтой одновременно является и агентом Аэрофлота. Она посоветовала нам пока не вызывать спецрейс, а попытаться попасть на попутный почтово-пассажирский самолет.
На следующий день был один рейс, который увез таллинцев. Мы в ожидании выясняли местные достопримечательности. Пос. Бамбуйка стоит на реке того же названия. Река быстрая, шириной 70-100 м с чистой водой. Были планы пройти маршрут по Бамбуйке вместо Ципы /от Уакита до зимовья Ую — волок на Бамбуйку и сплав до поселка/. Однако при виде реки возникли подозрения, что для такого маршрута в ней маловато воды.
Остались без золота
Вдоль левого берега в реке тянется полоса мутной воды. По-видимому, муть идет из ручья, на котором в 8 км от поселка расположен прииск. На прииске работает артель старателей, разрабатывающих богатую россыпь, обнаруженную в верхней террасе ручья /нижние террасы уже давным-давно переработаны, и до недавнего времени этот ручей считался бесперспективным/. Старатель, как нам рассказывали, нынче пошел солидный: артель сама покупает у государства бульдозеры, приборы для промывки
Мы, к сожалению, слишком поздно обо всем этом узнали, можно было сходить и посмотреть, как снимают с сеток золото. Старатели принимают туристов приветливо, только запрещают фотографировать.
Еще в Бамбуйке есть озеро и даже доска для прыжков в воду на нем. Купаться приятно.
Сам поселок находится в упадке, но носит следы былого расцвета — много пустых изб, безжизненно висят электрические провода. Сейчас центр цивилизации переместился из Бамбуйки в пос. Ирокинда.
В Бамбуйке есть, кроме аэродрома, неплохой магазин и клуб. Есть ещё бабушка Таня, продающая разные меховые вещички.
Достопримечательностью этих мест является и то, что по Витиму проходит граница часового пояса, в связи с чем, когда на левом берегу, скажем, 8 часов, на правом — уже 9.
Возвращение
Прождав день, мы на следующее утро проснулись в сплошном тумане /ночевали в избушке на аэродроме/. Погода, на наш взгляд, нелетная. Только не спеша уселись завтракать, услышали гул мотора. Из тумана вынырнул «Антон» и начал выделывать какие-то фигуры над полем. Наконец он сел, и пилот разразился бранью в наш адрес: оказывается, это он прогонял с поля корову, которая нам не была видна. Мы вмиг погрузились, взяв на борт и котел недопитого какао. Оказывается, самолет кроме нас везет золото с прииска; и по этой причине нас вначале прокатят в Уакит, а потом уже в Богдарин. Мы ничего против не имели и с большим интересом рассматривали с высоты пороги в верховьях Ципы, потихоньку вздыхая, что нам не удалось пройти их нынче.
В Богдарине мы пересели на самолет до Романовки, чтобы вернуться в Читу, т.к. нам надо было вернуть наш аванс за спецрейс /хотя удобнее и быстрее было бы лететь сразу в Улан-Удэ/.
В Романовке договорились о доставке на попутной машине, что нам обошлось, по сравнению с расценками читинского ТЭА, баснословно дешево.
И вот Чита. Переночевав на берегу уже известной нам речки Читинки /предусмотрительно перебравшись на другой берег/, утром нанесли визит в аэропорт, где нам без особых усилий вернули аванс, и в 10 часов утра читинского времени отправились в обратный путь.
Заключение
Пройденный маршрут интересен для туристов средней квалификации, рыболовов и охотников. По сложности он может быть квалифицирован по 4 категории. Маршрут может быть использован также в качестве рекогносцировки перед организацией похода по Ципе.
Рациональный выбор времени путешествия /июль/ обеспечивает хорошую погоду. В нашем походе из 21 полевых дня только 4 были с кратковременными дождями; большую часть времени светило солнце, мошки и гнуса в это время мало.
Отчёт восстановил Божаткин Михаил