Для того чтобы прожить эти двадцать четыре дня в велосипедном путешествии по горам Франции и Швейцарии, мы готовились три месяца. Разрабатывали и обсуждали маршрут, готовили документы для получения визы, ремонтировали велосипеды, закупали необходимые вещи и продукты. Основную тяжесть подготовки к походу вынес наш сын Михаил.
Идея похода и нить маршрута, после глубокой проработки материалов в интернете, была предложена им так, чтобы мы увидели самые интересные и красивые места. О городах, которые мы проезжали, он подготовил информационные буклеты. Они помогли нам предварительно познакомиться с достопримечательностями, которые в них имеются.
Спортивная часть маршрута предусматривала преодоление пяти перевалов высотой от 1200 до 2500 метров. Сам руководитель похода (походная кличка «Фюрер», он же «Садист», он же «Режиссёр»), пока мы с мамой отдыхали, успел подняться и вернуться ещё на два перевала, затратив на это 8 часов времени и выделив лишний литр пота. Наградой ему за это, стали три десятка красивых фотографий и пять минут видеофильма.
Однако начну рассказ по порядку.
1 июня 2012 г. вечерним автобусом мы убыли в столицу. Утром следующего дня, загрузив и оседлав своих коней, мы поехали во французский визовый центр, чтобы получить визу. Успешно справившись с этой задачей, поехали на вокзал, откуда экспрессом добрались до Шереметьево. Пройдя все необходимые процедуры, связанные с перелётом, вечером этого дня мы взлетели и через четыре часа приземлились в аэропорту города Марсель.
Прекрасная, теплая, стрекочущая цикадами, южная ночь, приняла нас в свои объятия. Неспешно собрав велосипеды, погрузив на них свои рюкзаки (25 кг каждый), мы двинулись в ночь по направлению «не знаю куда». Опытный «Фюрер»» и не менее опытный папа (походная кличка «Прометей», он же «Водовоз») нашли небольшую сосновую рощу в двухстах метрах от аэропорта, под сенью которой успешно заночевали.
Проснувшись, приготовили завтрак на замечательной печке, походная кличка «Мерседес». За шесть минут выдаёт два литра кипятка при этом, сжигая небольшую кучку веточек, коих всегда и везде в достатке. Мама (походная кличка «Директриса») накрыла стандартный для похода завтрак: овсяная каша, разведённая кипятком с добавлением сухих сливок, кураги или изюма, топленого масла, бутерброды с сыром или колбасой, кофе с печеньем и конфетами. От аэропорта до Марселя ехать километров 15-20. Половина пути в гору, остальная половина уже по пригороду с горы, к центру к морю.
Поднялись на самый первый небольшой перевал, отделяющий аэропорт от Марселя, мы вышли на прекрасную видовую площадку, с которой отлично просматривается аэропорт. Со стороны гор один за другим заходят на посадку самолёты самых разных авиакомпаний мира. ВПП уходит в озеро, похожее на море. Судя по частоте прилетающих самолётов, туристов желающих отдохнуть на лазурном берегу, совсем немало. На подходе к перевалу случился первый прокол. «Водовоз» поймал гвоздик. Покрышка старая, нужно менять.
В ближайшем магазине покупаем две покрышки, одну мне, другую Михаилу. Это было запланировано, т. к. качество их резины более высокое. Наконец выкатываем в исторический центр города, «Старый порт» и далее на пляж, который тянется вдоль всего города. Наступают заслуженные и прекрасные часы отдыха, загара, купания в Средиземном море с перерывом на обед. По случаю прибытия и начала похода «Режиссёр» милостиво разрешил принять наркомовскую дозу. На Средиземном море, на берегу залива я принял 150 ломовского разлива.
Поздно вечером, когда пляжная публика стала расходиться, мы тоже двинулись вдоль побережья в сторону Монако с целью поиска стоянки на ночёвку. На окраине города уже в темноте Михаил нашёл удивительную по своей
Рано утром следующего дня, выйдя из палатки, я забрался на вершину небольшой горушки. Море слегка шевелило волной, стараясь не беспокоить спящий город укрытый фатой утренней дымки. Я, человек не особо склонный к лирике и сентиментальности, минут десять любовался
Часа в четыре, объехав доступные достопримечательности, пообедав и искупавшись в море, берём курс на основной маршрут нашего путешествия, т. е. на север, в Швейцарию, в Альпы. Через два часа вырываемся из машинных объятий города на оперативный простор, откуда уже видны предгорья Альп. К концу дня встаём на ночёвку на небольшом скошенном поле. Рядом протекает небольшой ручей. Я беру пластиковые бутылки общим объёмом 5,5 литра и иду к крайнему дому небольшой деревушки, стоящей у дороги. Во двор дома, к которому я направляюсь, одна за другой заезжают две машины. Он и она выходят из машин, а я, воспользовавшись открытыми воротами, обращаюсь к нему с ключевой фразой: «мсье плиз, О», что означает по-русски «мужчина, пожалуйста, воды». Он берёт две бутылки и передает их жене, после чего начинает что-то лопотать на французском языке, который я ни бельмеса не понимаю. В конечном итоге я объяснил ему, что мы русские велотуристы едем по маршруту Марсель – Женева – Шамони – Люцерн – Цюрих. После этого он проникся уважением к моим сединам, взял третью бутылку и наполнил её водой. Мы пожали друг другу руки и разошлись.
Ужин, с последующим галдежом и ночёвкой прошли замечательно. Утром, как правило, я встаю первым. Принимаю водные процедуры у ручья, наслаждаюсь живой и чистой природой и, наломав сухих веток, завожу свой «Мерседес». Подтягивается команда. Каждый чётко знает свои обязанности и выполняет их. Михаил собирает постель и палатку, мама накрывает поляну утренним завтраком. Сегодня первый день активного и полноценного движения на маршруте.
Ещё нет накопившейся усталости и перевалов, впереди целый отпуск и ожидание приключений. Погода можно сказать жаркая, но настроение хорошее, боевое. На ходу, любуясь окружающим нас пейзажем и монотонно педалируя, начинаю сочинять стихи.
Были в городе Марселе,
Покружились в карусели.
Бегут машины, скутера снуют,
На вело, как то – не уют.
А потому, прощай, Марсель,
Пошли отсель.
Во второй половине дня, когда пройдено около 80 км под палящим солнцем, рождаются другие стихи:
Давим на педали, выжимаем пот,
Солнце жарит прямо в темя, и ни капли в рот.
«Фюрер» дал приказ жестокий: хочешь жить, крути,
Это отдых на Лазурном… Мать его йети!!!
Остановились мы на берегу горной реки. За день мы прошли более ста километров. По пути, купили бутылочку «Шардоне», которую с удовольствием продегустировали за ужином. На четвёртый день нашего путешествия мы въехали в Гренобль. В этом городе в 1968 году проходила зимняя олимпиада. Город растянулся в долине между двух хребтов по берегам реки Роны. Сегодня воскресенье поэтому на улице очень мало людей, все магазины закрыты, и мы очень хорошо катим, пока я не поймал очередной гвоздик.
Поменяли камеру, сфотографировались на мосту и поехали дальше. Мы едем по долинам французских Альп. Глаз отдыхает и радуется, а ноги крутят сами собой. Вокруг прекрасно ухоженные сады и виноградники. Многие сады покрыты специальной сеткой, которая предохраняет их от нашествия птиц и насекомых, то ли от заморозков или не хороших осадков. В один момент, взглянув на вершину горы, которую мы проезжаем, я увидел высоко в небе парапланериста, кружащего в потоках восходящего воздуха. Проехав ещё 2-3 км, мы увидели их посадочную площадку на поле вдоль дороги. Рядом стоит инструктор, его машина и человек пять спортсменов, готовых вновь уехать в горы для очередного полёта. Как говорится, за ваши деньги любые прихоти. Обслуживание туристов и спортсменов находиться здесь на самом высоком уровне. За время движения по маршруту мы неоднократно наблюдали парапланеристов, альпинистов, серфингистов, аквалангистов и других экзотических «…истов». Я уже не говорю о велосипедистах, которые постоянно едут нам на встречу или обгоняют нас.
Мы приветствуем друг друга. Едут они на хороших гоночных велосипедах, в велокостюмах какого-либо клуба, без груза и в велошлемах. Мы же хорошо гружёные, явно едем на «дальняк». Они это понимают и, видя женщину и мои седые волосы, одобрительно тянут большой палец вверх. Порой, встречные или попутные машины так же сигналят нам, выражая свое одобрение. Это приятно, это вдохновляет. Раза три, когда мы по ошибке выезжали на автобан или ехали по дороге, игнорируя велодорожку, проложенную рядом, водители сигналом деликатно, подсказывали нам об этом. Они очень лояльно относятся к велосипедистам. Когда мы тянулись на очередной перевал со скоростью пешехода ни разу, ни один водитель не сигналил нам и не возмущался. Пристроившись сзади, они терпеливо ехали за нами до тех пор, пока дорожная ситуация позволяла им безопасно обогнать нас. Проехав в этом походе 1300 км, мы не видели ни одной аварии. Как правило, на выезде из каждого швейцарского городка стоит плакат, на котором изображён
.
Организация движения в городах такова, что пробок практически нет, несмотря на то, что улицы по современным меркам достаточно узкие. К велосипедистам относятся как к полноправным участникам дорожного движения, выделяя велодорожку. Поэтому ездить по европейским городам легко и комфортно. На дорогах, кроме больших светофоров, расположенных на высоте 5-6 метров, стоят дублирующие светофоры для велосипедистов и мотоциклистов на уровне глаз этих участников дорожного движения. Пересечение дорог, как правило, замыкается на круговое движение, что снижает опасность столкновения автомобилей. На всех дорогах стоят знаки и телефоны экстренной помощи (телефонная трубка и латинские буквы SOS). На всех дорогах имеются оборудованные места отдыха со столиком, мусорным контейнером и дорожной картой данного района. Команда неоднократно этим пользовалась. Наш молодой руководитель ввёл строгое правило: чтобы ни один пакет, ни одна бутылка, ни один фантик не оставались на наших стоянках. Тот, кто последним подготовился к отъезду, обязан брать пакет с мусором и везти его до первого мусоросборника. Стоит отметить, что на многих площадках стоят отдельные контейнеры для пластика, стекла и прочего мусора. Это показатель экологической культуры народа. Невольно получилось маленькое отступление о правилах их жизни. Однако вернусь к описанию нашего путешествия.
Сегодня мы преодолели перевал Баярд (1246 м). Ваш покорный слуга, пишущий эти строки, впервые в жизни преодолел оное препятствие на велосипеде. У меня пока слабое понятие как правильно педалировать, переключать передачи, держать дыхание. В один момент, я слез с велосипеда и метров сто вёл его в гору, пока не восстановил сбитое дыхание. Забегая вперёд, скажу, что в дальнейшем на длинных серпантинных подъёмах устанавливалась определённая передача, задавался определённый
Спуски с перевалов лично для меня показались не очень приятными. Купленные в Пензе тормозные колодки оказались очень плохого качества, поэтому стирались на глазах, оставляя на ободе колеса чёрный пылевой налёт. Моя масса под сто килограммов, плюс велорюкзак 25 кг несли меня под гору с нарастающей скоростью. Как правило, за краем дороги была пропасть. Если на скорости случится вылет с дороги, то фатальный исход неизбежен. Поэтому пальцы рук немели, зажимая ручки тормозов. Где-то на середине первого спуска я остановился проверить тормоза. На переднем дисковом тормозе появились температурные цвета побежалости. Когда я решил охладить его, полив из фляжки воду, она закипела, превратившись в пар. В конце спуска ручка заднего тормоза уперлась в ручку руля и практически не тормозила. Задние колодки стерлись до основания. Запасные колодки, которые были у Михаила, были немедленно поставлены на мой велосипед. После этого езда на велосипеде стала спокойней, однако, неприятные ощущения и напряжённость на спусках преследовала до конца похода.
Мы едем долиной по направлению к Женеве, по дороге, которая называется «Дорога орла». По этой дороге Наполеон Бонапарт возвращался из ссылки. Во многих местах стоят памятники великому французу.
Очередная ночёвка была в небольшом городе на берегу замечательного озера. В населённых районах, тем более в городах, всегда трудно найти место для ночёвки, где бы не было людей, была вода и можно развести костерок. И всё же мы нашли такое место. Утром и вечером наслаждались купанием в озере и музыкой, которая доносилась из кафе, стоящего прямо на пляже. Следующий день прошёл без особых приключений. Наслаждаясь красотами Альп, мы приближались к Женеве.
Перед Женевой мы встали на ночёвку на краю пшеничного поля. Пока я грел воду, а мама накрывала стол ужином, Михаил сделал прекрасные снимки спелого хлеба. Очень крупные колосья, отсутствие сорняков в поле, приятно радовали глаз и душу. В России я давно такого не видел к большому своему сожалению. Внутренний голос постоянно спрашивал: «Почему они могут, а мы нет?» Ответа у меня не было.
На следующий день мы въехали в Женеву. Этот город знают во всём мире. Здесь находится штаб-квартира Организации Объединённых Наций, а также международный Красный Крест. На площади перед ООН стоит огромный стул с оторванной ножкой. Каждую минуту из земли вырываются около сотни струй, символизируя взрыв. Рядом расположена мемориальная доска, на которой на шести языках отлита надпись, призывающая правительства всех стран отказаться от применения противопехотных мин и кассетных бомб. Визитной карточкой города, на мой взгляд, является широкая ухоженная набережная, подковой обрамляющая озеро, из середины которого вырывается фонтан высотой 140 метров. Здесь всегда много отдыхающих, спортсменов и туристов, любующихся необычным творением рук человеческих.
Запомнился очень красивый ботанический сад с экзотическими насаждениями огромными деревьями и небольшим зоосадом. Утки и лебеди пасутся у набережной. Они привыкли к тому, что люди их подкармливают. По озеру постоянно снуют пароходики, катая многочисленных гостей города и отдыхающих горожан. Целый день мы катались и гуляли по Женеве, а вечером тронулись за пределы города, чтобы найти стоянку для ночлега. В первые, за время путешествия прошёл небольшой дождь.
Наш следующий этап путешествия – вершина горы Монблан, самой высокой точки Европы. Горы, окружающие нас, становятся всё выше. Появились снежные вершины. Они висят над нами, создавая ощущение величественного пространства, радуя глаз неповторимой красотой. Домики и поселения лепятся не только в долине, но и высоко в горах. Постоянно думаю о том, как они туда забираются и как спускаются. Видимой дороги нет, но ведь где-то она должна быть. На подъезде к Рамони (это город у подножия Монблана, забитый туристами и магазинами с отличными товарами для альпинистов) мы выехали на красивейший водопад, как будто вырвавшийся из скалы, поросшей лесом. Для того чтобы проезжающий здесь путник полюбовался чудом природы построена видовая площадка и место для отдыха, которым мы с удовольствием воспользовались, устроив здесь обед.
Утолив голод и омывшись в струях ручья, протекающего рядом, поехали дальше. К вечеру, в пригороде Рамони, нашли приличный и не дорогой кемпинг, где и заночевали. В кемпинге остановились специально для того, чтобы подзарядить аккумуляторы видеокамеры, постираться и помыться. Сидя за столиком около рецепции, карауля заряжающийся аккумулятор и просматривая карты, я услышал русскую речь. Альпинисты, муж и жена из Донецка, арендовали автомобиль в каком-то аэропорту Швейцарии и приехали сюда для того чтобы погулять по горам. Они предупредили нас, чтобы мы перед подъёмом на вершину оделись теплее, т. к. внизу плюс 25, а на верху минус 5 и сильный ветер. Поговорив о том, о сём, разошлись по своим палаткам. Намывшись и поужинав с бутылкой французского вина, мы дружно ушли в долину сна.
Наступивший день был одним из самых ярких от впечатлений, которые мы испытали в этом походе. Покатавшись по городу, сделав снимки у памятника первовосходителям на Монблан, приехали к канатке. Вагончики увозили на вершину тысячи желающих взглянуть на землю из-за облаков. Купили два билета, заплатив по 48 евро. Тамара осталась внизу с велосипедами, а мы с Михаилом, отстояв в очереди на подъёмник, поехали на вершину. Вагончик, вобрав в себя примерно человек 30- 40, тронулся в свой очередной рейс. Публика охает, ахает и фотографирует, то удаляющуюся вниз землю, то надвигающиеся с верха подёрнутые облаками горы. Подъём происходит с одной пересадкой. На пересадочной площадке многие альпинисты сходят и продолжают свой путь на вершину так, как им и положено, ножками с кошками и ледорубом. Ну а остальные, пересев в вагончик следующей линии, поднимаются на вершину, где находятся несколько смотровых площадок. Погода солнечная, но дует пронизывающий ветер. Внизу по гребню поднимается группа альпинистов, а на вершине соседней скалы, расправив руки как крылья, стоит счастливый человек, только что победивший очередную гору. Мы смотрим на вершины Альп с господствующей высоты 3842 м. Внизу, просматривается долина, по которой мы приехали в Рамони, по которой уедем дальше. Домики и строения этого города, разноцветным пшеном рассыпались вдоль долины. Я всегда уважал и уважаю горников за их тяжёлый, изнуряющий, рискованный труд.
В то же время думал, почему люди обрекают себя на эти трудности? Сейчас, стоя здесь, захлебываясь от восторга и красоты, которую открывает покорённая высота, я ответил на свой давний вопрос. Одна маленькая, но интересная деталь для путешественников. Отсюда, с вершины Монблана, по другой ветке канатной дороги можно уехать в Италию.
Побыв около часа на вершине, изрядно продрогнув, мы вошли в помещение, пробитое в горе, откуда происходит спуск в долину. Уехать сразу не удалось, т. к. команды, отправляющиеся вниз, формируются по специальным талончикам, которые выдаются клиентам при подъёме.
У нас был номер 37. Около часа мы ждали своей очереди на спуск. Всё по-честному. На спуске, проходя очередную опору канатной дороги, вагончик проваливался, вызывая испуганный визг и крики. С нами спускались молодые ребята альпинисты. Краснощёкие, загорелые и обветренные с маленьким рюкзачком за плечами, из которого выходила трубка с дыхательной маской, крутой ледоруб, верёвка и очень хорошие горные ботинки. Было очень приятно смотреть на них. Я завидовал им белой завистью. Около подъёмной станции, на скамейке нас ждала мама. Отогреваясь, мы делились с ней впечатлениями, показывая снимки на мониторе фотоаппарата. В части компенсации того, что она не побывала на вершине, отдав добровольно эту возможность своим мужчинам, в Люцерне мы купили ей швейцарские часы.
Через час, купив продукты, тронулись в путь. В этот день ехали довольно долго, выискивая приличную стоянку для ночёвки. Наконец, взобравшись на небольшой перевальчик, мы увидели строение зоологической станции, которое было закрыто. Во дворе гулял дикий козёл с роскошными и страшными рогами. Я крикнул Михаила, который с удовольствием провёл фотосессию. Видимо это прикормленная местная достопримечательность. Надпись на здании гласила о том, что останавливаться здесь не рекомендуется. Мы это поняли сами, уж больно хороший здесь охранник. Немного проехав вперёд, съехали на туристскую тропу, а ещё метров через 300 нашли хорошую стоянку около хрустального ручья, бегущего с гор и с обилием дров.
На склонах гор, окружавших нас, паслось стадо овец, которых стерегла огромная собака. Поужинав под блеяние овец, мы позволили себе посидеть у настоящего костра и погалдеть за жизнь. Со смотровой площадки на вершине Монблана нам светил сигнальный огонь, напоминая о путешествии на высшую точку Европы. На следующий день, выезжая с места стоянки на основную дорогу, у Миши сломался багажник. Изогнулись и переломились алюминиевые трубки ближе к месту крепления к раме. Багажник устал от той нагрузки, которую ему предложили. Попрыгав на кочках туристской тропы, он сломался. Сложилась достаточно критическая ситуация. Разгрузив велосипед и сняв багажник, «Водовоз» – он же инженер-механик, отремонтировал его с помощью подручных средств так, что он прошёл не только этот поход, но и послужит ещё достаточно долго.
Через час двинулись к перевалу Форклац. К обеду успешно на него забрались. Здесь на высоте 1527 м дует пронзительный, холодный ветер такой силы, что пластмассовые стулья местного кафе улетают на дорогу. Я ловлю их, чтобы они не улетели дальше в пропасть, и возвращаю их миловидной хозяйке. Наскоро перекусив, пошли на спуск в долину, которую мы, не сговариваясь, назвали виноградной. Справа и слева от дороги, на склонах гор, прекрасно ухоженные виноградники, тянущиеся насколько видно глазом и дальше. Террасы, подпёртые каменными стенками, несут на себе ровные шпалеры с виноградной лозой. Глаз радует и удивляет созданное трудом человека благолепие. Виноградные кисти, такие аппетитные, на самом деле – не зрелые и кислые.
Сегодня вечером мы попробуем вино, сделанное в той провинции. Проехав немного дальше, останавливаемся у маленького сырного заводика. Изначально у нас была мечта
Следующий значимый этап нашего путешествия перевал Фурка, самый высокий на нашем пути (2436 м) и самый длительный на подъём (16 км). Михаил постоянно пугает нас этим испытанием. Он едет впереди. Мы обгоняем его только тогда, когда он останавливается чтобы произвести съёмку. У него прекрасная подготовка после прошлогоднего путешествия по Норвегии и ещё лучше настроение, т. к. погода нас просто балует. Перед самым началом подъёма, недалеко от места, где одна дорога уходит на перевал Гримзель, он находит отличную стоянку, где наша группа пензенских туристов останавливалась на отдых несколько лет назад. Что можно сказать по этому поводу, «Фюрер» подготовился отлично. На пути длиной в1300 км, в незнакомых горах, найти эту точку не каждому дано. Стоянка расположена недалеко от дороги под огромными соснами. В тридцати метрах протекает хрустальный ручей и море сухих дров. Время полдень. Решаем сделать полуднёвку перед штурмом «страшного» перевала». Мы с мамой располагаемся на отдых, а Михаил решил покорить ещё один перевал, который называется Гримзель (2167 м) Он уезжает, сказав, что вернётся к вечеру. Мы устраиваем постирушку, готовим ужин, моемся, и, простите, дрыхнем. Михаил приехал гораздо быстрее, чем мы ожидали. Он рассказывает о своей поездке и показывает снимки. Вечер пролетел незаметно.
Утром на ветке большой ели повесили пластиковую бутылку с коротким посланием тем, кто в следующий раз поедет по этому маршруту. Начали подъём примерно в 9 часов. Страхи, которые нарисовал нам Михаил, быстро улетучились. Мы тянем, выполняя свою повседневную работу, к которой уже привыкли или лучше сказать, в которую вкатились. Дорога на перевал хорошо просматривается, поэтому мы осознаём труд, который должны выполнить. Едем размеренно, иногда останавливаясь передохнуть или сфотографироваться. Внизу пыхтит паровозик, увозя туристов в туннель под перевал. Пересекаем небольшой водопад и, наконец, останавливаемся в кафе около гостиницы, передохнуть. Попив холодной водицы, тронулись дальше. Минут через пятнадцать вышли на перевал. Традиционно сфотографировались у перевального столба, размяли ноги и покатили в низ. Со всеми остановками, фотографированием, затратили мы на него четыре часа.
Вечером сего дня мы встали на ночёвку, прямо на туристской тропе, ведущей на перевал Сен-Готард (2106 м), рядом с небольшим гидросооружением. Утром, пока мы завтракали, мимо нас прошли первые туристы. Мама изъявила
– Да, ехали – ответили мы.
– А сколько вам лет?
– Шестьдесят один скоро.
– Да-а-а – протяжно сказал один из мужчин – Я на машине устал сюда ехать, а вы на педалях.
Они крепко пожали нам руки и поехали в итальянский город Милан, который расположен в ста километрах от этого перевала. Так что те, кто соберётся прокатиться по нашему маршруту, запросто могут завернуть и в Италию.
Спустившись с перевала к ожидавшей нас «Директрисе», мы пообедали и двинулись в город Андерматт, уже в полном составе. В центре города сохранился домик, в котором квартировал Суворов, о чём напоминает мемориальная доска. Недалеко от города находится очень узкое и глубокое ущелье. Через него построен мост, который в народе прозвали «Чёртовым мостом». Здесь в сентябре 1799 года русские войска, совершив тяжелейший переход из северной Италии в Швейцарию через перевал Сен-Готард, одержали великолепную победу над французами. Это сражение, в котором русские войска были в самом не выгодном положении, вошло в историю как символ силы и мужества русского солдата. Мы стояли на площадке перед мемориальным крестом во славу сподвижников фельдмаршала Суворова Италийского.
История этого памятника такова. К столетней годовщине этого события, князь С. М. Голицын, решил увековечить подвиг русских солдат. Он обратился к швейцарскому правительству с просьбой о разрешении на установку памятника. Правительство долго думало, так как установка памятника навсегда оставит
С тех пор, скала, в которой высечен двенадцатиметровый крест, площадка и дорожка, ведущая к памятнику, является российской территорией. Всего 495 м². Над ней развевается наш флаг. На руле велосипеда нашего лидера тоже укреплён российский флажок. Перед осмотром мемориала он поставил свой велосипед у отбойника, рядом с ущельем. Сильнейший порыв ветра, который постоянно здесь дует, опрокинул велосипед, и наш флажок улетел в ущелье, где нашли свой покой русские воины.
Всего в швейцарском походе погибло восемь тысяч суворовских солдат. Одна швейцарская газета писала, что альпинисты до сих пор находят в заснеженных горах останки русских героев. Французский маршал Массена, противостоявший нашим войскам, узнав о смерти Суворова, воскликнул: «Я отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова». За этот поход Суворов 28 октября 1799 года был возведён в звание генералиссимуса, и было приказано возвести ему памятник в Петербурге. Вот такой маленький исторический экскурс. Посещение этого места произвело на нас очень сильное впечатление.
Сейчас здесь построен большой современный автомобильный мост, который уходит прямо в скалу. Тот, старый, «Чёртов», находится метров на двадцать ниже и служит для пешеходов, но больше это памятник тем событиям, которые здесь происходили.
Побыв в России, поклонившись и возложив цветы своим героическим предкам, мы опять поехали в Швейцарию. Очень длинный серпантинный спуск начинается отсюда. Набегающий поток воздуха украл у меня маленькое полотенце, которое висело на руле, и которым я вытирал пот. Следующая цель нашего путешествия – город Люцерн. Однако влево уходит дорога на перевал Сустенпас (2224 м). «Фюрер» уговаривает нас завернуть туда, но я сопротивляюсь, т. к. для нас мамой это уже перебор. Мы находим компромисс. Договорились так: едем в сторону перевала до первой удобной стоянки, там встаём на ночёвку, а Михаил едет на перевал и обратно. Он сразу укатил далеко вперёд, а мы медленно тянем за ним.
Подъёму, кажется, нет конца. Как на зло, въехали в галерею, которая тянется 4 км. Останавливаться здесь нет никакой возможности. Наконец, она заканчивается. Осмотревшись, решаем заехать на крышу галереи, под которой мы только что ехали. Туда ведёт слегка просматриваемая дорога. Наверху – роскошный, цветущий луг, напоённый ароматом и звоном пчёл. Гора, примыкающая к галерее, покрыта лесом. В лесном подшёрстке кусты черники предлагают нам спелую ягоду. Единственный недостаток этой стоянки – отсутствие воды. По приобретённому опыту знаем, что при подъеме вверх к перевалу обязательно будут ручьи. Михаил уезжает на поиски, т. к. «Водовоз» категорически отказался ехать дальше. Через несколько минут он возвращается с водой. Мама решила немного проводить сына, а я остался. Занимаюсь стоянкой, приготовлением ужина, мелким ремонтом снаряжения. Прошло достаточно много времени, я стал немного волноваться. Прошло ещё немного времени, и они радостные появились прямо к ужину.
Михаил выполнил поставленную для себя задачу. Он преодолел все перевалы, которые были у нас на пути и три перевала, которые прилегали к нашему маршруту. У нас в активе было только пять. На следующий день спускаемся в долину, ведущую в Люцерн. Впервые за всё путешествие проезжаем промышленные предприятия, которые видны с дороги. Зато дальше мы выезжаем к большим озёрам, манящим сверкающей лазурью, и желанием искупаться. По водной глади плывут яхты, небольшие пароходики, красивые и быстроходные катера, серфингисты под парусом. Практически весь берег находится в частных владениях, поэтому съехать непосредственно к воде – большая проблема. Пришло время, вставать на ночёвку, а мы не можем найти место у воды. Наконец, в одном из многочисленных посёлков, которые мы проезжаем, я боковым зрением ухватил небольшой пляж, умело спрятавшийся за деревьями, внизу под скалой. Немного проехав вперёд, остановились, посоветовались и вернулись на пляж. Оказалось, что это небольшой муниципальный пляж со всеми удобствами. Два туалета, забитые туалетной бумагой и бумажными полотенцами, рядом душевая, бетонные столы, мусорные баки и, самое главное, очаг, где можно развести огонь. Для нашей команды это бесплатный кемпинг. Наше путешествие подходит к концу. Мы едем немного с опережением графика, поэтому решаем сделать здесь днёвку, чтобы отдохнуть и вдоволь накупаться.
Выждав на полянке, пока пляжная публика разошлась по домам, мы спустились вниз и заняли стол, расположенный ближе к очагу. Палатку поставили на поляне, чуть выше гравийного пляжа. Накупавшись в озере, долго сидели за столом, потягивая французское вино, любуясь озером в которое уходило солнце. Недалеко от нас влюблённая пара целовалась, сидя на скамейке. Уже в темноте, когда мы заняли «горизонталь» в своих спальниках, они поднялись к нам на поляну и ворковали между собой, заставляя думать нас о причине их прихода к нам. В конце концов, они ушли, а мы погрузились в
Приняв водные процедуры и откушав «стандарт», Михаил и я поехали на речной вокзал, где, с позволения кассирши, в зале ожидания зарядили аккумуляторы для видеокамеры. День прошёл незаметно. Отдыхали, катались, купались. Вечером, когда мы уже сидели и ужинали, на пляж спустились два парня в гидрокостюмах и аквалангами в руках. Они немного поплавали ещё при свете дня, а затем, когда на озеро упала ночная мгла, включив мощный фонарь, ушли на глубину. Не было их минут двадцать. Наконец, мы увидели свет, исходящий из воды, а затем и двух друзей выходящих из просвещённых озёрных глубин. Они долго сидели в темноте, пили пиво, обсуждая ночную прогулку. Когда они ушли, мы уже не слышали.
На следующий день, немного покрутив, мы прибыли в Люцерн. Город очень уютный, с множеством магазинов и кафе. Мария Шарапова, глядя с рекламного щита на массу туристов, пребывающих здесь, рекламировала швейцарские часы. Самой значимой достопримечательностью города является деревянный мост, построенный три столетия назад. Он – самый старый в Европе, очень хорошо сохранился, весь в цветах и надписях, оставленных на перилах за многие десятилетия. Посетили католический храм, коих много посещали в различных городах Европы. Все они в какой-то мере похожи друг на друга. Начал накрапывать дождь. Составив велосипеды недалеко от набережной, укрыв от дождя и охраняя поочерёдно, мы начали поход по магазинам, чтобы купить сувениры и подарки родным и друзьям. Другой возможности у нас больше не будет, т. к. в Цюрих мы прибудем в воскресенье. Дождь не переставал. Упаковав покупки и надев на себя накидки от дождя, мы двинули на Цюрих, по дороге приглядывая место для ночёвки. Проехав километров тридцать и не найдя ничего подходящего, мы свернули в кемпинг, попавшийся нам на пути. Хозяин, словоохотливый швейцарец, уставших и промокших путников, ободрал по полной программе. Впервые за весь поход «Мерседес» отдыхал. Баллончик с кемпинг газом подарил нам горячий ужин и чай. Затем все члены команды поочерёдно приняли согревший нас душ. Засыпая в палатке, на двадцатый день нашего путешествия, в голову полезли мысли о доме.
Весь следующий день был пасмурный и дождливый. К вечеру, когда мы приехали под Цюрих, немного распогодилось. На железнодорожной станции, стилизованной под старину, с персоналом одетым в старинную форму, старинными паровозами и вагонами, мы запаслись водой и решили вернуться назад для того, чтобы найти стоянку для ночёвки.
Дальше ехать не стоило, так как начиналось предместье города, откуда мы полетим на Родину. Вернулись километров на пять назад, переехали бурлящую от дождей реку, и в очередной раз остановились на туристской тропе под раскидистой сосной. Рядом с ней стоял стол и скамейки. Опять пошёл дождь. Используя свой богатый опыт таёжных путешествий, « Прометей» разжёг свою печку и приготовил ужин. Последняя стоянка на природе, в Альпах.
По этому поводу стрельнули из бутылки шампанского, поужинали и улеглись спать. Следующий день на наше счастье оказался солнечным и тёплым. Неспешно собрав рюкзаки, поехали в центр Цюриха. Примерно через час мы были у центрального вокзала. Определились, как добраться до аэропорта. Служитель информационной службы сообщил нам, что отсюда ежечасно в аэропорт идут поезда. Затем, изучив, подробную карту города, которую нашли на остановке общественного транспорта, приняли решение ехать туда своим ходом.
Наш самолёт вылетает завтра рано утром. Времени у нас предостаточно для того, чтобы прокатиться и посмотреть город. Достаточно долго мы колесили по улицам воскресного города. Наконец приехали на набережную Цюрихского озера, куда уже подтянулась отдыхающая публика. Самодеятельный оркестр, играл очень известное музыкальное произведение, ближе к историческому центру, под сводами небольшой церквушки очень красиво и талантливо играл на баяне парень. Многочисленная публика аплодировала ему и сыпала мелкие франки. Осмотрели два костёла, побродили по узким улочкам старого города, глядя на витрины закрытых магазинов. Убивая время, приехали в городской парк, который находится тоже на набережной озера, но с другой стороны. Здесь толпы народа гуляют, лежат на травке, принимая солнечные ванны, многие купаются, хотя вода не теплая.
Расположившись на газоне, вскипятив чай и разогрев сосиски, приступили к приёму пищи. Обед плавно перешёл в тихий час. Ближе к вечеру, потусовавшись на речном вокзале, мы направили своих боевых коней в аэропорт Цюриха. В здании аэровокзала разобрали и упаковали в чехлы велосипеды, перетрясли рюкзаки, подгоняя под один вес, потом кимарили в креслах, ожидая команды на регистрацию. На рассвете мы улетели в Варшаву, а затем в Москву. В Москве, от Домодедова до Павелецкого вокзала доехали на аэроэкспрессе, а от Павелецкого до Казанского – на велосипедах. После Европы, короткий велопробег по Москве показался кошмаром. К хорошему привыкаешь быстро, а отвыкать от него трудно. Ещё ночь ехали до Пензы на автобусе. Рано утром мы вошли во двор своего дома. Пёс Байкал встретил нас радостным лаем – он ждал нас двадцать четыре дня.
Владимир Медведев, сентябрь 2012 года.
(1) комментарий