Путешествие на моторных лодках по рекам Сура, Волга и Ока было совершено пензенскими туристами. Ровно 50 лет тому назад. За три недели увлекательного путешествия пройдено 1590 километров.
Предисловие. Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагаются воспоминания моего отца Митрофанова Александра Фёдоровича о совершённом 50 лет назад, в августе 1968 года, увлекательном водном походе на моторных лодках по рекам Сура, Волга и Ока. В путешествие на моторных лодках отправились 6 человек на трёх суднах. Туристские мемуары написаны им в апреле 2018 года, т.е. совсем недавно. Самому автору на момент написания исполнился уже 91 год. Но он достаточно хорошо помнит подробности этого путешествия. Я осуществил редактуру рукописи.
Путешествие на моторных лодках по Суре, Волге и Оке
Прежде чем начать своё повествование о походе на моторных лодках по Суре, Волге и Оке (вплоть до Рязани), я хочу рассказать о лодках и о лодочном движении в нашем городе в те уже далёкие годы. Начиная с шестидесятых и вплоть до начала восьмидесятых годов прошлого века в Пензе наблюдался настоящий «лодочный бум». В течение короткого времени на Суре, главной водной артерии нашей области, появилось много дюралюминевых лодок заводского изготовления типа «Казанок». А позднее – и более вместительных катеров типа «Прогресс». Они были оборудованы подвесными моторами небольшой мощности: «Стрела» — 5 л.с., «Ветерок» — 8 л.с., «Москва» — 10 л.с. (Позднее, в 70-х годах, наряду с более тяжёлыми лодками «Прогресс», появились и более мощные лодочные моторы: «Вихрь» — 20 л.с. и 25 л.с. и «Привет» 22 л.с). Больше всего на Суре в описываемом периоде было «Казанок» с мотором «Москва».
Наша команда слева направо: Сорокин Лев, Берсенёв Виктор, Митрофанов Александр-старший, Котов Владимир, Гусев Сергей, Гусев Василий Михайлович
Лично я увлёкся лодками в 1962-1963 г.г., когда самостоятельно изготовил два плавучих средства. Сначала это была деревянная каркасная лодка из фанеры «Нептун». чертежи для нее из журнала «За рулём» мне принёс мой друг и коллега по кафедре «Начертательной геометрии и графики» Пензенского ИСИ Арнольд Кушлин. На этой лодке я прокатился всего один раз. Но фанера, хоть и была пропитана олифой, всё-таки намокала. Я решил обшить корпус судна дюралюминевыми листами марки АМГ. Но тут я подумал: а не смастерить ли мне лучше из этих листов цельнометаллическую лодку. Тем более, что в первом номере ежегодного журнала-альманаха «Катера и яхты», который стал издаваться в Ленинграде с 1963 года, я обнаружил чертежи катера К-29.
Делаем лодку
Катер «Нептун» я отдал своему старшему брату Михаилу, который, покатавшись на нём один сезон, вскоре его кому-то продал. А себе чуть позже я купил «Казанку». Я же довольно быстро из листов АМГ склепал новый катер К-29, причём дно было сделано из более прочного и жёсткого дюралюминия марки Д-16. В изготовлении катера мне посильную помощь оказывал Михаил. Мастерской по изготовлению плавсредств служил деревянный сарай, расположенный во дворе дома № 53 по улице Чехова. Тогда я там проживал со своей семьёй (женой, сыном и тёщей).
В спортивном магазине «Динамо» (был тогда такой на ул. Московской) я купил подвесной мотор «Москва». И вскоре совершил свой первый выезд по Суре на катере К-29. В дальнейшем было множество выездов на этом катере на рыбалку, за грибами и ягодами. Сначала на моторе «Москва», который я спустя некоторое время приспособил под водомётный движитель, а затем «Москву» в водомёте заменила мотопомпа МП-800 мощностью 20 л.с. До постройки плотины Сурского гидроузла в 1978 году удавалось подняться вверх по Суре довольно далеко. Во всяком случае, выше впадения в неё реки Уза. Однажды был совершён длительный однодневный выезд. Но сейчас речь не об этом, это уже другая история.
Путешествие на моторных лодках. Большие планы
Вернусь в 1968 год. Мы, группа лодочников, решили совершить водный поход на моторных лодках по Суре до Волги и далее. В группу вошли 6 человек: Гусев Василий Михайлович, 58-ми лет, прекрасный токарь завода ЗИФ, умелый механик и строитель лодок; его сыновья Владимир Котов (приёмный сын) 29-ти лет, работал в Заречном токарем и Сергей Гусев, 18-ти лет, только окончил школу; зять приёмной дочери Гусева Веры — Лев Сорокин, 30-ти лет, работал лаборантом в одном из НИИ; Виктор Берсенёв, 29-ти лет, наш хороший знакомый, работал на ТЭЦ, не помню уже кем, и жил в том же районе; и автор этих строк — Митрофанов Александр Фёдорович, 42-х лет, работал преподавателем в инженерно-строительном институте. «Командором» похода был Гусев-старший.
В поход мы решили отправиться на трёх самодельных дюралюминиевых лодках типа «Стрела». Лодки эти лёгкие, двухместные, небольших размеров: длина – 3,5 м, ширина – 1,2 м, высота борта – 0,4 м. Две лодки склепал из дюралюминия Василий Михайлович. Где приобрёл лодку Берсенёв, сказать не могу, да это и неважно. Важно то, что она была таких же габаритов, как и «Гусевские». Мой 4-хместный катер К-29 был тяжеловат и для данного похода не годился из-за неизбежного проигрыша в скорости.
К старту готовы
Все лодки были оснащены подвесными моторами «Москва», которые производились в Москве и Рыбинске. Причём взяли мы с собой 4 мотора, один в качестве запасного. Перед стартом состояние всех лодок и моторов было тщательно проверено.
С собой мы взяли две брезентовых палатки и ватные телогрейки, из обуви, помимо сандалий – резиновые сапоги. Захватили также три пустых 20-литровых канистры для бензина, одну канистру с машинным маслом для добавления в бензин. У моторов были свои бачки вместимостью 20 литров. Естественно, взяли харчи, в основном мясные и рыбные консервы, супы в пакетиках, хлеб, крупы, картошку. А также кружки, ложки, миски, ножи и несколько бутылок «денатурки», которую добыл в НИИ Лёва.
Стартовали мы 3 августа, было очень тепло. Совершал ли кто подобные походы до нас, сказать не могу, вполне возможно, что мы оказались первыми. После нас точно никто ничего подобного на моторках не совершал. А в 80-е годы, с постройкой плотины, «лодочный бум» в Пензе сошёл на нет. Исчезла лодочная стоянка в районе острова Пески, на которой базировался наш водно-моторный клуб «Сура». Сам я продал катер в 1982 году. Однако, вернусь к походу.
Путешествие на моторных лодках начинается
Итак, в 10 часов утра мы на трёх лодках подплыли к ТЭЦовской плотине. Перенесли лодки и всё, что в них было, по берегу, и начали путь чуть ниже плотины. Расселись по лодкам мы в таком порядке: в первой – я и Гусев-старший. Во второй – Володя и Сергей, в третьей – Лёва и Виктор. Двинулись вниз по Суре с лозунгом «Вперёд, на Селигер!» (озеро недалеко от Волги в Тверской и Новгородской областях).
Идём по Суре (экипаж Гусев-старший и Митрофанов)
Дневник похода никто не вёл, да и думал ли я, что придётся вспоминать эти события спустя 50 лет?! Тронулись в путь мы безо всяких происшествий. Управлять лодками умели все, в том числе и моторами, за рулём все члены экипажей находились по очереди. Так как мы спускались вниз по течению, то моторы включали нечасто. Сура и ниже Пензы по течению имеет в своём русле те же «прелести», что и выше Пензы – мели, перекаты, подводные коряги и так называемые «чёрные или морёные» дубы. Этих дубов в Суре в то время было много. Много их затонуло во время образования Сурского водохранилища.
Первая стоянка была в районе Лунино, а первая ночёвка – рядом с селом Старая Кутля. Ночью мы отдыхали, плыли только днём, и то осторожно. Ночевали в палатках, по три человека в каждой. Так мы и шли вниз по течению, не заходя ни в какие селения, и было их по пути не так уж и много. В то время Сура километров на 300 от Пензы была практически «бесхозной». Не встречалось ни моторных лодок, ни тем более теплоходов. Да и Сура сама по себе не очень широкая и не очень глубокая, извилистая, да вдобавок с корягами и мелями. Но берега её были живописны, очень часто поросшие густым лесом. Встречались и песчаные пляжи, где мы останавливались для отдыха и купания. При этом на правом берегу Суры всё время виднелись не горы, конечно, но холмы, в основном поросшие лесом.
Первые трудности
Плотин через реку больше не встречалось, да и мостов было немного: железно-дорожный у станции Сура на границе Пензенской области. Запомнился также один автодорожный, так как он был понтонный, и его пришлось обходить по берегу, перетаскивая всё наше имущество. В том числе и лодки с моторами. У какого населённого пункта он находился, точно сказать не могу – никакой географической карты у нас не было. Да она нам, по сути, и не нужна была. Поскольку главной целью являлась Волга, а её мы никак не могли миновать.
Ночевали мы, как правило, на песчаном берегу. Еду готовили на костре из тех продуктов, что у нас были – варили супы и каши (из брикетов). Иногда варили уху из рыбы, которую ловил Лёва. Он один имел удочку и занимался рыбалкой. Был у нас с собой и небольшой бредешок, которым мы также иногда ловили рыбёшку.
Обед на Суре. Слева направо: Гусев-старший, Котов и автор.
Так мы и спускались по реке, пока не добрались до крупного посёлка Сурское в Мордовии. От Пензы по реке он отстоит примерно километров на 300. Чем же он нас привлёк? В первую очередь тем, что от него до самой Волги Сура стала судоходной. По ней двигались небольшие теплоходы; буксиры, тащившие за собой баржи с различными грузами, в основном лесом, кирпичом и кое-какими хозяйственными товарами. Отсюда на Суре уже был размечен фарватер реки – створные знаки на берегу на поворотах реки. Надо сказать, что Сура – очень извилистая река с множеством поворотов и перекатов.
Сура стала судоходной
Знаки были очень примитивные: один створ фарватера – левый, обозначался деревянным колом с веточкой наверху. Другой – правый, деревянным колом без ветки. Вот по этим «бакенам» мы дальше и двигались, не выходя из фарватера, так как за ним для сужения и увеличения скорости воды делались запруды из плетней, внутри заполненных камнями. Напороться на такую запруду было бы весьма опасно, особенно для нашего маломерного флота.
Двигались мы, как правило, за солидными плавсредствами, они нагоняли большие волны, под одну из которых мы с Василием Михайловичем и попали. Лодка полна воды, мы мокрые с головы до пят. Пришлось останавливать наш караван, причаливать к берегу, вычерпывать воду, сушить одежду. Других неприятностей до самой Волги с нами не приключилось. Так как мы стали более осторожными в подобных ситуациях.
Иногда мы всё-таки встречались с местными рыбаками, но очень редко. Одна из встреч запомнилась больше всего. Есть на Суре, в Чувашии, такой город Шумерля. Так вот, местные рыбаки жаловались, что эта Шумерля загаживает Суру своими производственными отходами химического завода. Аналогично и у нас в своё время завод Медпрепаратов и завод ЗИФ сбрасывали в Суру много неочищенных стоков. Так что с экологией и 50 лет назад было далеко не всё благополучно!
А перед Шумерлей мы проплывали мимо ещё одного чувашского города Алатырь, находящегося на месте впадения одноимённой реки в Суру. В Алатырь мы не заходили, надобности не было.
Путешествие на моторных лодках по Волге
Через неделю после начала нашего сплава по Суре, мы рано утром вошли в Волгу, даже и заметили как: вдруг сразу оказалось много воды. И только тогда мы поняли, что это – Волга.
Сура впадает в Волгу в районе небольшого городка под названием Васильсурск. Он находится на высоком берегу Волги, и принадлежит обеим рекам.
Мы поднялись в этот городок, зашли на местный базар, где продавали овощи, фрукты и рыбу, выловленную местными рыбаками. Закупили здесь продукты, а затем перебрались на лодках на другой берег Волги. Напротив Васильсурска берег был пологий, песчаный. Здесь мы помылись-почистились после долгой дороги, искупались в Волге. Отдохнув, мы продолжили путь уже по Волге вверх по течению в направление города
В настоящее время
В Горьком
Одну ночь мы ночевали на берегу Волги, попался очень хороший пляж с почти белым крупным песком. На следующий день мы оказались уже в Горьком, остановились на одной из лодочных станций для мелких судов. Местные лодочники нас приняли хорошо, удивились, как мы на таких «скорлупах» до них из Пензы по Суре и Волге добрались. Оставили лодки на станции и отправились в город. В этот день Сергею Гусеву исполнилось 18 лет, купили ему подарок – что-то из одежды и обуви. Походили по городу, ночевали на лодочной станции. Разумеется, в центре Горького как следует поели в одной из столовых. Всё-таки Горький – это солидный город, не чета нашей Пензе в то время.
В Горьком. Василий Михайлович с сыновьями и автор
Дальше наш путь лежал к плотине Горьковской ГЭС, она в то время уже была построена. Мы намеревались пересечь Горьковское водохранилище, но… вот тут случилось первое серьёзное приключение. Двигаясь по Волге, мы по своей наивности провинциалов, видя большую воду, забыли про всякую осторожность. Шли мы не по фарватеру, хорошо оснащённому бакенами, а «на глазок» — вроде бы воды было много, и с размаху напоролись на гряду из камней. Оказалось, что и Волгу искусственно суживают камнями, как Суру плетнями. Вот на одну такую гряду одна из наших лодок, шедшая на хорошей скорости, и налетела. Вернее, налетела не сама лодка, а нижняя часть подвесного мотора. Удар оказался настолько сильным, что не только срезался винт, но и лопнула металлическая подмоторная плита, к которой крепится нижняя часть двигателя.
Путешествие на моторных лодках под угрозой
Наша дальнейшая экспедиция оказалась под угрозой. Без этой самой плиты идти под мотором не представлялось возможным. На вёслах мы вернулись в Балахну, которую прошли накануне. Балахна – это город между Горьким и Городцом, в 50-ти км от Горького. Остановились на лодочной станции, на которой уже были, и стали думать, что же делать дальше.
Был вариант – вернуться в Горький, а оттуда на машинах поехать в Пензу. Но на наше счастье в Балахне, на лодочной станции оказался молодой человек (не помню уже его имени), который работал в Балахне на номерном заводе. Там производились работы с применением аргонной сварки, а только ей можно было заварить подмоторную плиту. Он взялся нам помочь, и через два дня плита была как новая. В Балахне на лодочной станции мы прожили четверо суток в тревожном ожидании. Но всё обошлось как нельзя лучше, мы восстановили мотор и продолжили путь к Горьковской ГЭС.
На станции местные любители-лодочники имели в основном лодки «Казанки» и моторы «Москва». Они убедительно не рекомендовали нам пересекать Горьковское водохранилище. Оно хоть и сравнительно небольшое по площади, но на нём частенько бывают штормы и большие волны. В него не впускают даже «Ракеты», только «Метеоры». Нам рассказали про двух лодочников, которые пытались переплыть водохранилище на «Казанке». Они шли по фарватеру, но перевернулись. Спас их на счастье проходивший мимо пассажирский теплоход.
К совету мы прислушались, а пересечь водохранилище на борту какого-нибудь судна возможности не было – кто бы нас мог взять и когда? До плотины мы всё-таки дошли, посидели на ней, помыли ноги в воде водохранилища. Осмотрели два шлюза, побывали в Городце. Городец – очень древний городок на Волге (основан в 1152 году). Известен, в частности, тем, что здесь скончался великий князь Александр Невский.
Путешествие на моторных лодках по Оке
Короче, мы посоветовались и приняли верное решение – вернуться в Горький и пойти вверх по Оке на лодках до Рязани. А оттуда уже на машинах вернуться в Пензу. Кому первому пришла такая мысль, не помню, но идея была одобрена единогласно. Тем более, что и отпуска у нас близились к концу, и пора было возвращаться домой.
Итак, мы вернулись в Горький и двинулись по новому пути – Оке до Рязани. Ока по сравнению с Волгой значительно уже и спокойней, но в то же время больше Суры.
Шли мы по Оке в основном по фарватеру или вблизи высокого берега. Ока в той части, где мы шли, река спокойная, ровная с некрутыми берегами. Судоходство на ней по сравнению с Волгой небольшое – одно-два крупных судна за день. Цель была у нас одна – добраться до Рязани. Поскольку двигались вверх по течению, шли всё время на моторах. Лёва часто ловил рыбу, которую местные рыбаки называли «сабля». (Вообще-то, правильное её название – чехонь). Эта рыба похожа на селёдку, только тоньше, и действительно, изогнутая, как сабля. На вкус в варёном виде – так себе, вдобавок костистая, но уху из неё есть можно, что мы и делали.
Ещё раз повторю, что Ока – река со спокойным течением. Лесов по берегам встречалось немного, препятствий в виде плотин и понтонных мостов не было вовсе. Только немногочисленные автодорожные и железнодорожные мосты в районе городов, мимо которых мы прошли. А прошли мы Дзержинск, Муром, Касимов, Павлово-на-Оке, в котором мы остановились. Сходили на базар за продуктами, а также купили бензин. Сам город Павлово-на-Оке расположен на высоком берегу. Оттуда открывается красивый вид противоположного берега. Вот, пожалуй, и всё, чем запомнилась Ока.
Путешествие на моторных лодках закончилось
Примерно через неделю после начала движения по Оке мы достигли Рязани. Остановились по традиции на местной лодочной станции, сделанной из старого теплохода с боковыми колёсами. Располагалась станция около раздвижного моста напротив города. Мост солидный, а раздвижным его сделали для пропуска больших судов, идущих вниз и вверх по реке. По этому мосту мы и ходили в город Рязань.
Встал вопрос – как добираться домой, в Пензу? Было два пути (варианта) – автодорожный и железнодорожный. Сначала пошли в городское автохозяйство в надежде нанять автомашины. Начальство взять нас на попутных машинах отказалось, сказав, что якобы через Пензу машины от них не ездят. Впоследствии выяснилось, что это оказалось неправдой. Пошли тогда на железную дорогу. Нам говорят: «Возьмём, но лодки надо упаковать, а чем – это не наша забота».
Создалось патовое положение. Мы опять помыкались туда-сюда, на железной дороге над нами вроде бы сжалились: привезите лодки, отправим их малой скоростью, а уж какие они дойдут – целые или мятые, то не наше дело, или упаковывайте.
Проблема разрешилась
Опять идём в автохозяйство. Встретившиеся работники говорят: «Идите непосредственно к шофёрам, руководство официально с вами говорить не будет. А через Пензу отсюда машины ходят». Так мы и сделали. Водители подтвердили, что начальству с нами возиться неохота, видимо, мало «навара». Два шофёра, выслушав наш рассказ, говорят: «Завтра едем через Пензу в Куйбышев (ныне Самара), вас возьмём, у нас место в машинах есть. Идите и готовьте лодки, в 7 утра мы будем на берегу Оки».
Вот так вариант с железной дорогой отпал. На лодочной станции в общей сложности мы прожили трое суток, относились к нам там хорошо. Столоваться ходили в Рязань через мост. Рязань – это всё-таки город областного значения, хотя в то время немного меньше Пензы по населению.
В последний раз переночевали на лодочной станции, поблагодарили любезных хозяев. Встали пораньше, собрали все вещи, а в 7 утра два «степных корабля» нас уже ждали на берегу. Мы быстренько погрузили в машины всё своё хозяйство, в кузовах для этого места оказалось достаточно. Одна машина везла тяжёлую, но занимающую мало места чугунную задвижку. Вторая – малогабаритный станок (токарный или фрезерный). Машины были марки «МАЗ», в каждой кабине имелось по три сидячих места (включая водителя) и одно лежачее. Что и нас, и шофёров, вполне устраивало – ведь нас как раз было 6 человек – по 3 в каждую машину. В общем, уселись, и – прощай, Ока, прощай Рязань, здравствуй, Пенза!
Дорога домой
Доехали хорошо, никаких ЧП, никакой ГАИ. В пути останавливались один раз в городе Шацк, где пообедали, а водители ещё и немного отдохнули. Мы в пути менялись местами – кто сидел, кто лежал. Дорога заняла у нас 11 часов – в 7 утра мы стартовали от берега Оки, а в 18 часов у ворот дома Гусева на ул. Сурской сгрузили лодки, моторы и всё остальное. Заплатили водителям 900 руб. и распрощались.
Вот так закончилось это путешествие на моторных лодках по трём рекам: по Суре примерно 640 км, по Волге около 250 км, и по Оке примерно 700 км. Сожгли в пути 700 литров бензина. Моторы работали как часы, и единственная авария была у нас на подходе к Горьковскому водохранилищу (об этом я писал выше). Всё путешествие продлилось три недели.
Как сложилась дальнейшая судьба героев похода?
Гусев Василий Михайлович умер в 1995 году в возрасте 85 лет, до последних дней был бодр и энергичен. Несмотря на разницу в возрасте в 16 лет, мы с ним дружили до самой его смерти. Его родной сын Сергей жив, он пенсионер, ему сейчас 68 лет. Работал сначала шофёром, потом – на заводе, дружил с «зелёным змием», но, в конце концов женился, имеет сына и дочь. Также, по моим сведениям, жив и приёмный сын Василия Михайловича Владимир Котов, которому исполнилось уже 77 лет. Лев Сорокин и Владимир Берсенёв, в своё время сильно выпивавшие, давно умерли, значительно не дожив до своей пенсии. Автору заметки в настоящее время 91 год, до 79 лет работал в строительном университете.
Александр Фёдорович Митрофанов.
Редактор статьи — его сын Александр Митрофанов-младший.
Фото из личного архива автора
Продукция фирмы ПАРАФАРМ — это натуральные витамины для спортсменов, в том числе и для туристов. Эти препараты созданы по революционной технологии холодной обработки лекарственных растений. Данная технология позволяет использовать цельное растение, а не отдельные его части в виде экстрактов. Цельное растение обеспечивает комплексность воздействия на организм, меньшее токсическое действие по сравнению с экстрактами.
Статья бред. Бум после постройки водохранилища не кончился. Станция лодочная на 3 Пензе закрылась в начале нулевых. И есть люди которые первые совершили такой выход и неоднократно.
Все таки надо сделать скидку на то, что человеку за 90 лет.
Историческое событие — так хочется примкнуть к этой компании
Отличные ребята и настоящие молодцы а кто собирается критиковать пусть с начало хотя бы в Спутнике на катамаране походит. Просьба напишите или позвоните мне тел. +79272891213. Хочется узнать подробности. Собираюсь на катера Пойти из Нижнего в Пензу. Заранее СПАСИБО!!!