Большой 600 — километровый водно-пешеходный поход по Туве совершила группа пензенских туристов. Совершен сплав по рекам Хамсара и Б. Енисей. Руководитель группы Стрит Голубцов.
Отчет о туристском походе в августе 1964 года. Водно-пешеходный маршрут по Туве ТОДЖИНСКАЯ КОТЛОВИНА — р. БОЛЬШОЙ ЕНИСЕЙ.
Организация похода
Водно-пешеходный маршрут по рекам Хамсаре и Б. Енисею был организован местным комитетом одного из предприятий г. Пензы. В походе участвовали туристы из Пензы /8 чел./ и Москвы /4 чел./: всего 12 человек. Маршрут предусматривал пешую и водную части.
Пешая часть начиналась от промхоза Хамсара. В Хамсару из г. Кызыла группа и весь груз /в том числе 6 байдарок/ были доставлены самолетом. Байдарки во время пешей части маршрута оставались в промхозе на хранении.
Основная цель пешей части маршрута состояла в ознакомлении с природой восточной части Тувы /Тоджинская котловина/ и, в первую очередь, с известными водопадами р. Дотота.
По основному варианту пешая часть маршрута проходила следующим путем: из промхоза по дороге вдоль р. Хамсары через реки Холдуг-Хем, Соруг и Кара-Хем до оз. Чойган-Холь. Затем переход на оз. Алды-Дэрлиг-Холь /к истоку р. Хамсары/ и к устью р. Дотот. После осмотра водопадов переход на оз. Ута-Холь, а затем на оз. Оюктар-Холь. По тропе вдоль озер, а затем вдоль р. Бедий до его устья и вдоль р. Хамсары до промхоза.
По этому варианту протяженность пешей части маршрута составляет 220 км, из которых большая часть — по тропам /без тропы около 50 км/. Для преодоления водных преград на пешем маршруте была взята с собой одна легкая байдарка /»Прима»/, в которой также предполагалось сплавлять основной груз группы во время перехода вдоль р. Бедий.
Запасной вариант
Поскольку этот вариант маршрута довольно сложен и мог оказаться не под силу группе, был намечен более короткий и простой запасной вариант, предусматривавший возвращение в промхоз с Дототских водопадов вдоль р. Хамсары. Этот вариант имел также то преимущество, что позволял осмотреть Хамсаринский водопад; однако этот маршрут не захватывал горного участка в районе оз. Ута-Холь. Как и в основном варианте, большая часть груза сплавлялась на байдарке по р. Хамсаре.
Протяженность запасного варианта составляет около 180 км. Группой был пройден запасной вариант маршрута, после возвращения в промхоз начиналась водная часть маршрута по р. Хамсаре и Б. Енисею /до устья/ общей протяженностью около 450 км. На пути предстояло преодолеть 3 порога на р. Хамсаре /Куцый, Рябой и Щёки/ и один на Б. Енисее /Хутинский/.
Маршрут рассматривался на МКК при Пензенском областном Совете по туризму и был квалифицирован как маршрут 4 категории сложности. Были разрешены как основной, так и запасной варианты пешей части маршрута. Разбивка маршрута проводилась по карте 1:1.000.000, копия которой имелась на маршруте. При подготовке похода использовались отчеты Юшманова и др. в Московском клубе туристов, статьи в БСЭ, устные консультации туристов, знакомых с этим районом.
Все путешествие вместе с доставкой продолжалось 35 дней; каждый участник похода затратил 165 руб.
Описание маршрута
До Абакана участники похода из Пензы и Москвы ехали порознь. Пензенцам пришлось ехать через Москву, с пересадками в Москве и Ачинске, т.к. на прямые поезда в Пензе не удалось достать билеты. Отправились в субботу, 25 июля. Из Москвы для экономии времени выехали на поезде Москва-Хабаровск. Из Ачинска в Абакан ходят 3 поезда в сутки, так что уехали без труда. Один из этих поездов имеет круговой маршрут: Ачинск-Абакан-Новокузнецк-Ачинск; по этому кольцу навстречу друг другу курсируют два поезда.
В Абакане встретились с москвичами, они приехали раньше и уже купили билеты на автобус в Кызыл. Это было очень кстати, т.к. перед отъездом автобуса билетов на него почти никогда не бывает, особенно для обладателей большого груза.
По Усинскому тракту
Автобусы ходят 3 раза в день. По Усинскому тракту до Кызыла они проходят за 15 часов с двумя перерывами по 30-40 минут на обед.
В автобус, отходивший в 9 утра, влезли с большим трудом: шофер не хотел брать такой большой груз.
Трасса сначала идет по равнине, шоссе очень хорошее. Первая остановка на обед в селе Ермаковское, через 4-5 часов езды. Вскоре после обеда дорога уходит в горы. Дорога проходит 2 перевала высотой 1200-1300 м, поднимается на них серпантином; кругом покрытые тайгой горы. После первого перевала дорога выходит к реке Ус и долго идет вдоль реки, долина которой очень живописна. Затем дорога пересекает Ус и уходит на юг. На ужин остановка в г. Туране, а после него — второй перевал. В горах дорога не асфальтирована /покрыта гравием/ для лучшего сцепления во время гололеда.
В Кызыл приехали в полночь. Ночевали в кассовом зале автовокзала, расстелив прямо на полу надувные матрасы. Впрочем, на автовокзале есть комнаты отдыха. Утром к 7-00 были уже в аэропорту /4 остановки на автобусе от автовокзала/. В 9-00 поднялись в воздух. Если перевал открыт, аэропорт, как правило, не задерживает. К туристам относятся хорошо. Мы улетели на двух самолетах АН-2. Полет продолжается больше часа. Вокруг открываются очень живописные виды. Над перевалом самолеты проходят совсем низко, едва не цепляясь за лиственницы. Видно массу озер и далекие горы со снежниками.
В промхозе Хамсара
Промхоз Хамсара расположен у основания излучины, образованной в этом месте рекой. Сообщение с внешним миром — самолет и радио. Самолеты и вертолеты курсируют постоянно, в чем мы убедились в течение пол-дня (пока упаковывали на аэродроме рюкзаки для пешего перехода. Население промхоза занимается рыбной ловлей, охотой, заготовкой грибов и ягод. Сам поселок состоит из одной улицы и еще разбросанных в разных местах нескольких домиков. Начальник промхоза — тов. Похоев, тувинец, очень приветливый человек. Он, очевидно, давно привык к туристам и знает все их нужды. Он проконсультировал нас относительно пешего маршрута, показал подробную карту пути до оз. Чойган-Холь, с ним легко договорились о хранении до нашего возвращения вещей.
С продуктами в промхозе было неважно: туда завозятся продукты и товары из расчета потребления только местным населением. Туристам продают только неходовые товары. Впрочем, хлеба мы купили, а больше нам пока ничего не было нужно.
В промхозе есть гусеничный трактор, который пригнали зимой из Кызыла. С его помощью и осуществляется снабжение бригад промхоза. Можно было заранее списаться и проехать большую часть пути на тракторе, вернее на санях, которые он тащит. Это не только облегчило бы путь, но и позволило бы забросить на оз. Чойган-Холь байдарки.
На аэродроме местный учитель-тувинец /у него есть маленький сынишка Тимурка/ рассказал о тракторной дороге, по которой нам предстояло идти и нарисовал схему.
После устройства всех дел и перепаковки отправились в путь.
Начало пешеходной части похода
Так как было уже поздно, прошли одну ходку и остановились на ночлег на берегу Хамсары.
Хамсара-быстрая, широкая река с чистой и очень теплой /20°/ водой. В ней исключительно приятно купаться. Дно галечное, встречаются песчаные косы.
Сначала тракторная дорога идет вдоль Хамсары /до избы Дорофеева, которая расположена на другом берегу/, а затем отходит от реки. Через 7-8 км дорогу пересекает ручей. Здесь удобное место для ночевки. В 13-15 км (от промхоза) дорога проходит около озера Щучье, на котором мы устроили обед. Здесь дорога идет по холмам высотой 15-20 м, что здорово изматывает. Озеро небольшое, с коричневой водой и илистым дном, только на мысе есть участок твердого дна, там можно купаться.
Рыбы вроде нет, хотя в промхозе рассказывали про здешних щук. Спугнули пару гусей.
Ночевку устроили в месте пересечения дороги рекой Холдуг-Хем /Кара-Мон/, пройдя за день 23 км. Холдуг-Хем — порожистая быстрая речка с холодной водой. В ней водится много хариуса. На правом берегу реки у дороги, здесь есть ответвление, ведущее, судя по направлению, к Хамсаре.
Чориктер — хариусовый рай
Основная дорога сначала отходит от реки, а затем все время идет вдоль притока Холдуг-Хема — ручья Чориктер. Ручей порожистый, холодный. Хариуса в нем, особенно в верховьях, невероятное количество. В 7 км от Холдуг-Хема стоит изба рыбака Иванова, которому Чориктер со всем его хариусом отдан на откуп; в год он должен засолить тонну хариуса. Самого Иванова мы встретили на следующий день на ручье. Выменяли у него крючок с мушкой. Мушка сделана из черного жесткого волоса. Магазинных рыболовных мушек хариус не признает. Хорошо он берет на слепней, мух, черных жуков, которые водятся под камнями на берегу.
Но в здешних условиях это мало производительный способ ловли, т.к. клев идет непрерывно и больше времени уходит на наживку этих жуков. С двумя мушками за время обеда мы наловили полведра хариуса. Из-за ночной грозы во второй день прошли всего 15 км, ночевали на ручье.
Встреча с москвичами
Повстречали 6 туристов из МАИ. Они забросили часть груза к устью Соруга на Хамсаре, а сами налегке двигались по нашему маршруту к Дототу. На обратном пути они предполагали в устье Соруга соорудить плот и дальше сплавляться. /Для сведения: для сооружения плота в этом месте хороший сушняк — старая гарь — есть только на правом берегу Хамсары/.
На следующий день дорога сначала шла вдоль ручья, а затем свернули в сторону р. Соруг. Ночевали около притока Соруга — р. Когжу-Хем, причем за реку приняли небольшой болотистый ручеек, не дойдя до самой реки примерно 700 м.
До оз. Чойган-Холь, где кончается тракторная дорога, оставалось 11-12 км, которые мы не спеша одолели на следующий день.
Через Соруг тракторная дорога проходит по добротному мосту. Около моста есть 3 жилых избы, хозяев, правда, не застали.
В районе моста Соруг — спокойная с чистой прохладной водой река шириной около 30 м. Выше моста /20-25 км/ на Соруге большие пороги под которыми, говорят, водится много тайменя. Ниже моста на Соруге также много непроходимых для байдарок порогов,
К озеру Чойган-Холь дорога первый раз выходит около реки, вытекающей из озера /приток Соруга/. Течение в реке быстрое, вода теплая, глубина — по колено.
Озеро Чойган-Холь
Здесь мы собрали байдарку, погрузили на нее все вещи. Один из нас поплыл по озеру, остальные пошли по берегу.
Дорога кончилась довольно быстро, около рыбацкой избы на нижнем озере /Чойган-Холь — система озер с неширокими протоками между ними/. На озере работает бригада Василия Ивановича Сидорова. Кроме избы на нижнем озере есть еще две избы: изба Сидорова у западного конца большого озера, на острове, и на одном из верхних озер.
Рыбы в озере много /щука, окунь, сорога/. Хорошо видно, как она плавает, но не берет ни на какие приманки — сытая. Говорят, можно ловить на спиннинг щуку только в небольших боковых озерах. Рыбаки ловят сетями. На озере много уток.
Рыбаки встретили очень приветливо, угостили ведром окуней, дали лодку для прогулок по озеру.
Новый метод передвижения по озеру
Мы испытали новый метод передвижения по озеру: четверо плыли в рыбацкой лодке, двое на байдарке. Остальные шестеро взгромоздились на надувные матрасы, связанные цугом. Эту необычную флотилию буксировала байдарка. Несмотря на то, что вода очень теплая, больше часа «матрасники» выдержать не могли — продрогли. С помощью подобных «плавсредств» добрались до избы Сидорова, где переночевали. На следующий день было намечено восхождение на гору Барас-Тайга /на карте высота 2420 м между озерами Чойган-Холь и Устю-Дэрлиг-Холь/. Но с утра была плохая погода, горы закрылись туманом. Нам пришлось вернуться обратно.
От избы на нижнем озере идет тропа к истокам Хамсары, где стоит изба Петра Дорофеева. По словам рыбаков, до нее всего 8 км /2 часа хода пешком/. Мы вышли на тропу около 5 часов вечера, но тропу быстро потеряли. Среди кедрача встречается много остовов от чумов из жердей, оставшихся еще со времен кочевой жизни тувинцев. Между чумами много тропинок, среди которых мы и потеряли свою тропу. В результате пришлось заночевать возле какого-то болотца. На утро быстро вышли на тропу, которая привела нас к водоразделу между озерами /подъем на 250-300 м, на отрог г. Барас-Тайга/. После перевала тропа завернула в сторону, и мы пропетляли целый день.
После очередной ночевки, оставив всякие тропы, пошли по азимуту. Через 1,5 часа после крутого спуска вышли к избе Дорофеева.
Как впоследствии оказалось, шедшие впереди москвичи действовали не менее талантливо. Не верьте тропам, следите за компасом!
Изба «Интеграл»
Озеро Алды-Дэрлиг-Холь менее живописно, чем Чойган-Холь, но вода там такая же приятная, как и там. На нем стоят две избы, одна у истока Хамсары на левом берегу, где постоянно живет Дорофеев с женой; другая — на другом берегу озера в его восточной части. Изба называется «Интеграл», постоянно в ней не живут. Еще есть изба и ледник на озере Устю-Дэрлиг-Холь. Там тоже живет рыбак и хранится вся пойманная рыба. Её оттуда зимой переправляют самолетом в Кызыл.
Чтобы попасть на «Интеграл», надо перебраться на другой берег озера. Рыбак дал нам для этого лодку; доставить нас по озеру на моторке отказался. Мы опять собрали байдарку, нагрузили ее вещами, а сами пошли по берегу. Идти хорошо, правда иногда приходится шлепать по воде. В одном месте к берегу выходит небольшая скала. Можно пройти под ней по воде или облезть. По южному берегу не пройти, т.к. там много подобных скал, под ними большая глубина.
Это озеро, по словам рыбака, имеет наибольшую глубину около 40 м, а у озера Устю-Дэрлиг-Холь он не мог достать дна и с помощью 100-метровой лески.
Дототские водопады
На следующий день, переночевав в избе, отправились на Дототские водопады. До первого водопада около часу хода по азимуту 65°. По дороге и на самом Дототе очень много ягод. На реке два водопада, верхний и нижний, расположенный в 5-7 км от устья. Водопады лучше осматривать с левого берега, поэтому реку надо перейти вброд ниже водопадов. Река широкая /50-60 м/, быстрая, глубина 0,5-0,6 м.
Нижний водопад имеет падение 5-8 м. В высоком левом берегу река вымыла большую котловину, в стенке которой есть пещера.
От нижнего водопада начинается глубокое /примерно 50 м ущелье — труба/, на дне которого пенится Дотот. Труба тянется на 2 км; у её начала — верхний водопад. В отличие от нижнего он разбивается скалами на 3 потока. Высота падения воды порядка 15-20 м. Оба водопада и каньон очень живописны, производят большое впечатление.
После возвращения в избу /на осмотр водопадов следует отвести день/ путем несложных расчетов было найдено, что из-за отставания от графика на 2 дня основной маршрут выполнить не удастся, придется идти запасным. Особенно жалко было отказаться от основного варианта из-за озера Ута-Холь и горы рядом с ним /высота 2305 м, на которую предполагалось подняться/. Гора все время была нам отлично видна. Про озеро Ута-Холь никто ничего не знает. Сидоров рассказал нам, что там много рыбы /»хариус в 3 кг»/ и медведей.
На соседнем с ним озере Довуракты-Холь раньше ловила рыбу бригада, там были лодки и ледник, но сейчас никого нет. На Ута-Холь есть лодка, но на нем редко кто бывает. Озеро очень красиво, лежит в горах. Ближайшие рыбаки — бригада на озерах Оюктар-Холь. Вдоль этих озер проходит торная тропа, сделанная тувинцами, тянущаяся на 300-500 км. Эту тропу мы встречали впоследствии в среднем течении Хамсары.
Изба Дорофеева
На следующий день мы прежним способом доставились к избе Дорофеева, который за 15 руб. согласился довезти нас в район Хамсаринского водопада на своей моторке. Он провез нас 16 км, а водопад приблизительно в 20 км от истока.
Сначала Хамсара течет очень спокойно, встречаются зеркальные плесы с песчаными пляжами; уток масса. Но вскоре течение убыстряется и начинаются шиверы.
Порядок продвижения приняли прежний: один — С. Голубцов, наиболее опытный водник — вел байдарку с наиболее тяжелыми вещами, а остальные налегке шли по берегу тропой. Тропа торная, с засечками.
Перед отправлением договаривались о месте встречи на обед или ночевку. В этом месте дожидались друг друга.
Благодаря Дорофееву мы за один день добрались с «Интеграла” до самого Хамсаринского водопада.
Хамсаринский водопад
Выше водопада Хамсара течет в небольшом каньоне около 400-500м, попадая в него после крутого поворота. Пристать к берегу /обязательно правому!/ можно в непосредственной близости от водопада, где кончается стенка и есть небольшая каменистая отмель. Все шиверы выше водопада проходятся без предварительного просмотра, но с большой осторожностью, т.к. в русле много подводных камней, местами большая стоячая волна. К берегу на шивере пристать трудно, но между шиверами есть более спокойные места, где пристать просто.
Хамсаринский водопад спадает тремя рукавами, расположенными по дуге. Основной, средний рукав имеет небольшую промежуточную ступень. Высота падения воды около 5-7 м при ширине реки 100-120м. Глубина больше метра. Этот водопад несравненно мощнее Дототских. На левом берегу над водопадом есть пустая избушка, а вдоль берега проложена дорога с деревянными катками для протаскивания лодок. Ниже водопада опять начинается бурная шивера, тянущаяся непрерывно около 15 км. Для байдарки это довольно опасное место, т.к. течение очень быстрое, много камней, местами высокая волна. Пристать в таких условиях довольно сложно. На берегах, поодаль от воды очень живописные и высокие скалы. По ним проходит пешеходная тропа. На этих шиверах хорошо берет таймень и хариус; т.к. рыбаки на моторках сюда ходить не любят.
В обратный путь
После этой длинной шиверы встречаются еще несколько коротких, но бурных шивер с большой стоячей волной. Из них наиболее опасны шиверы напротив устья Copyгa и в 2-3 км ниже устья‚ под большими красными скалами. После этой шиверы река успокаивается и
Пешеходы от водопада сначала шли по тропе‚ которая вскоре свернула в сторону реки и затерялась. Долго шли по берегу по мокрым от дождя камням. Затем уперлись в скалу‚ полезли вверх‚ где нашли тропу с засечками. Местами эта тропа подходит близко к реке /около устья 1-го ручья/. Примерно в 3 км от этого места есть два красивых озера. Меньшее расположено у подножья горы, другое озеро — большое, на нем видели уток‚ которых не достать без лодки.
Туристы из МАИ и «дачники»
Очередная ночевка была назначена в устье ручья ниже Соруга. Тропа пересекала какой-то бурный ручей, по которому решили дойти до его устья. Вдоль ручья тянется гарь‚ причем пожар пытались тушить взрывами‚ отчего получился невероятный хаос. В результате ручей потеряли‚ к реке вышли по азимуту и наткнулись на все тех же туристов из МАИ. Они делали здесь плот. Пришлось ночевать y них‚ без привычных удобств‚ т.к. байдарка с палатками и другими полезными вещами ожидала в устье ручья.
На следующий день сначала пробирались берегом‚ потом попытались идти по гари‚ но там оказалось еще труднее. Опять вышли на берег. Уже в середине дня нашли‚ наконец, устье ручья и байдарку. С помощью байдарки вся группа переправилась через Хамсару, чтобы дальше пешеходы могли идти по тракторной дороге. Это приятнее всяких гарей и т.п. вещей.
Интересно отметить, что в этой части реки начали встречаться группы «дачников» — отдыхающих москвичей. Они добираются сюда на рыбацких моторках и ведут в палатках оседлый образ жизни.
На доставку от этих мест до промхоза, сборку байдарок‚ докупку продуктов и т.п. у нас ушло два дня.
Начало сплава по Хамсаре
В 15 км ниже промхоза на реке встречается очередная небольшая шивера‚ легко проходимая ближе к правому берегу. В нижней части шиверы поймали на спиннинг трех щук.
Пятью км ниже шиверы расположен порог Куцый. Он представляет собой мощную струю с большой стоячей волной. Проходили его вдоль левого берега. На лодках можно пройти и по середине‚ но сильно захлестывает. При нас один из московских рыбаков даже проплыл его без всяких приспособлений по центру струи.
Затем река спокойна до устья Бедия. Немного ниже устья встречается еще одна шивера, проходимая ближе к правому берегу‚ а через 300-400 м река делает крутой поворот вправо ‚за которым начинается один из сложных порогов — Рябой.
Порог Рябой
Рябой порог получил свое название, по-видимому‚ от массы камней, рассыпанных в русле. Самый порог образован каменным уступом в середине реки, где вода спадает каскадом; у берегов в этом месте образуются сливы. Проходили порог так /см. схему/: после поворота надо идти на расстоянии 1/3 ширины реки от правого берега‚ минуя ряд камней‚ большинство которых остается справа. Править надо на левый край треугольного камня в начале порога /издали немного похож нa палатку/. Левее этого камня /в 3-4 м/ лежит другой‚ полузатопленный камень.
Между этими камнями проходит мощная струя‚ которая затем идет прямо на уступ. Необходимо пройти по струе между этими камнями, а затем сразу же вывести лодку из струи в сторону правого берега /иначе снесет на уступ/. Сделать это не очень просто‚ т.к. струя очень сильная. Выйдя из струи, лодка попадает в небольшую заводь, где, можно не спеша развернуться для входа в слив. На берегу лежит большой камень‚ слив образуется между ним и уступом‚ начинающимся ближе к середине реки. Ширина слива около 5 м, он не очень крутой‚ волна сравнительно небольшая; однако за ним лодка набирает большую скорость, что опасно из-за множества камней.
Мы на пороге устроили ночевку‚ причем причалили к правому берегу ниже слива на 100 м. Это позволило нам не проходить длинную и неприятную шиверу за порогом вечером‚ когда солнце слепит глаза.
Порог‚ по-видимому‚ можно проходить и вдоль левого берега‚ но, когда мы шли‚ там лежал поперек струи застрявший туристский плот, сильно затруднявший прохождение. Второй такой плот мы видели нa шивере после порога.
Шивера после порога
Шивера тянется 3-4 км‚ река в этом месте делает большую излучину‚ проходя вдоль высокого правого берега. В конце шиверы крутой поворот вправо, в русле несколько больших камней; проходить надо ближе к правому берегу.
После шиверы река сначала течет довольно быстро‚ а через 10-15 км разливается спокойным широким плесом‚ похожим на озеро. Течение малозаметное, глубина около метра‚ на дне чистый мелкий песок. Очень хорошо купаться. В начале плеса есть изба‚ по-видимому пустая, на правом берегу. Плёс кончается через 5-7 км небольшим‚ но очень приятным песчаным мысом. Подъезжая мы согнали с него стадо диких гусей‚ за что окрестили это место «гусиным пляжем».
Здесь у нас была полудневка. Надо сказать, место для этой цели очень подходит. На плесе‚ особенно в нижней его части‚ масса рыбы; у плеса есть несколько заливов /см. схему/ и сообщающихся с ним озер‚ которые буквально кишат утками. Позднее мы узнали‚ что это не случайно. Вся Хамсара поделена нa промысловые участки между окрестными промхозами. Участок между порогами Рябой и Щеки принадлежит Систиг-Хемскому промхозу‚ до которого от этих мест не менее 300 км и трудный порог Щеки. Поэтому промысел здесь практически никто не ведет, и река «лучше сохранилась».
Порог Щеки
Ha следующий день к обеду добрались до порога Щеки /Кижи-Хемского/. Большую часть пути река течет спокойно‚ только за 5-7 км до порога течение ускоряется и начинается длинная‚ но сравнительно простая шивера. Единственная трудность была в вылазка на берег для осмотра порога. Течение очень быстрое‚ берег каменистый.
В воде у берега много камней‚ на которые боком наносит байдарку. Мы пристали к левому берегу в 400-500 м выше порога. Пошли на разведку. Порог получил свое название от невысоких красных скал /щёк/‚ сжимающих в этом месте реку. Образуется длинный‚ метров в 400 коридор. В русле много камней.
У входа в порог у левого берега лежит каменная гряда; основная струя идет вдоль правого берега‚ правда, в нижней части порога хорошая струя формируется и у левого берега. В основной струе довольно высокая волна, особенно в одном месте, где она отражается от береговой скалы. На выходе из порога много камней, но их легко обходить.
Два способа прохождения порога
Проходили этот порог мы двумя способами. Первый‚ наиболее безопасный‚ но более трудный технически, состоит в том, что байдарка входит в порог по левой кромке струи у правого берега. После обхода каменной гряды резко разворачивается и идет под левый берег, где проходит вторую половину порога.
Второй способ более простой‚ но есть риск попасть в сильную волну. Вход в порог, как и первом случае по левой кромке основной струи. Затем просто следует держаться с краю струи, не входя в большую волну. Как показал опыт, в этом случае маневр сводится к минимуму‚ но y большинства байдарок /типа «Луч»/ волна несколько раз заливалась в лодку‚ а одна из байдарок, которую втянуло в струю‚ оказалась залитой водой наполовину. В то же время, по первому способу удалось провести «Приму»‚ которая «сидит» гораздо ниже «Луча»‚ практически без захлестывания.
После порога 6-8 км тянется длинная неприятная шивера, которая кончается после крутого поворота реки вправо, где мы и остановились на ночевку.
Ниже Кижи-Хема река течет спокойно; последние шиверы и быстрины начинаются в 15-20 км ниже устья р. Кадырас. Быстрина тянется довольно долго, прохождение в основном просто‚ но в двух местах прижимы‚ большая волна под скалами. Там надо проходить внимательно, не подходить близко к скалам.
Енисей
В Енисей Хамсара впадает незаметно, наверное, поэтому в устье поставлен специальный указатель «р. Хамсара». Енисей отличается от Хамсары тем, что вода в нем более мутная‚ поставлены вешки и створныe знаки. Течение очень быстрое и ровное.
В 5 км ниже устья на правом берегу расположен пос. Ырбан. Есть магазин‚ столовая‚ больница‚ летает самолет‚ ходят водометные катера. В поселке живут‚ в основном лесорубы и лесосплавщики. Это основной поставщик строительного леса для Кызыла. Лес вяжут в мелкосидящие плоты и тянут катером; заодно при желании берут и туристов.
Ниже Ырбана Енисей разбивается на ряд проток и, чтобы не попасть на мель или в завал, лучше следить за вешками и створом‚ который иногда идет в самом неожиданном направлении.
Из-за массы проток и островов мы пропустили почти все селения, расположенные здесь, в том числе и Систиг-Хем. Течение несет очень быстро‚ в день не составляет труда проплыть 70-80 км. Если идти фарватером‚ особых опасностей нет. Часто встречаются большие отмели и косы, сложенные из красивой разноцветной гальки. На островах видели маленьких маралят. Ночевали на острове, и в середине следующего дня уже приплыли в с. Сейбу.
Сейба
Перед Сейбой на правом берегу встречается несколько домов‚ затем справа встает огромная кирпично-красная скала — обрыв. За ней на правом же берегу и расположено село. Сюда летает самолет. По имени села названа 100 км Сейбинская труба‚ прорезающая Саянский хребет. Это наиболее живописный участок на Б. Енисее. Во всей трубе практически опасным для байдарок является Хутинский порог, в 15 км ниже устья p. Xyт. Bo всех остальных местах течение очень быстрое, но река достаточно спокойна
Мы ночевали в устье р. Хут‚ обследовали ее нижнее течение. Река небольшая‚ бурная. Рыбы как в Енисее, так и в притоках немного‚ что объясняется изобилием рыбаков. В Енисее ловят крупного тайменя. Он очень осторожный и на мыша берет редко‚ не говоря o блесне. В основном для ловли берут наживку из живого хариуса и проводят ее с помощью «кораблика».
Хутинский порог
Хутинский порог по уверению отчета Юшманова имеет 4 гряды. Первые 2 из них выражены достаточно отчетливо и пугают крутой стоячей волной высотой больше метра. Перед порогом стоит у правого берега шаланда c лебедкой для вытаскивания из порога слабосильных катеров. Водометные катера этот порог преодолевают‚ хотя и с трудом. Обносить порог надо левым берегом‚ там можно пройти‚ хотя и приходится карабкаться по большим камням. Мы обнесли первые две гряды‚ расположенные друг от друга примерно в 100-150 м. Затем сели в байдарки и две оставшиеся гряды благополучно проплыли. Третью мы вообще не смогли обнаружить, а четвертую прошли сходу. На ней есть хорошая волна, но значительно меньше‚ чем на первых двух. Правда‚ следует учесть‚ что в то время на Енисее была малая вода.
Следующую ночевку организовали в устье р. Ожу. Река образовала большую каменную отмель, вдающуюся справа в Енисей. Ожу представляет собой бурный клокочущий поток. На реке устроили дневку‚ но неудачно‚ была скверная погода. Места очень живописные. В хорошую погоду здесь интересно. Много ягод и грибов. Сюда местные рыбаки из Кызыла ездят на моторках с субботы на воскресенье. Они считают, что отсюда до Кызыла по реке 90 км.
Маршрут закончен
Вскоре за Ожу берега Енисея становятся малоинтересными — безлесные горы, отстоящие от реки на 1-2 и более км. В связи с этим, a также из-за неважной погоды‚ решили кончать маршрут. Шли очень плотно и к 9 вечера того же дня были в Кызыле. До самого автовокзала можно доплыть по воде на байдарках, если их перетащить из реки в канаву, опоясывающую парк /волок 100 м/.
Наша поспешность оказалась напрасной. Мест на ближайшие рейсы автобуса не оказалось. Пришлось ночевать на вокзале. Как выяснилось на утро, можно было бы вполне комфортабельно переночевать в палатках в парке на берегу Енисея‚ там совсем безлюдно. Мы варили там на следующий день обед.
Днем осмотрели город‚ главным образом обелиск «Центр Азии», находившийся в те времена на задворках министерства коммунального хозяйства Тувинской АССР.
Выводы и рекомендации
1.Пройденный маршрут хорошо знакомит с очень интересной и своеобразной природой Тувы.
2. В маршрут целесообразно внести следующие изменения:
а/ Предварительно связаться с промхозом и договориться о тракторном рейсе на Чойган-Холь. В этом случае имеет смысл доставить байдарки на оз. Алды-Дэрлиг-Холь /волок с Чойган-Холь/. Ha байдарках очень интересно обследовать систему озер Чойган-Холь и Дэрлиг-Холь.
б/ Сходить нa пороги Соруга‚ расположенные выше моста.
в/ Организовать восхождение на вершину г. Барас Тайга для осмотpa системы окружающих озер.
г/ От избушки «Интеграл» сделать радиальный маршрут на оз. Ута-Холь.
д/ Организовать хорошие дневки на р. Хамсаре в 5-10 км ниже водопада и в 10-15 км ниже Рябого порога.
е/ Интересно обследовать сложнейшую систему проток и островов в «равнинной» части Б. Енисея ниже Усть-Систиг-Хема.
ж/ Организовать восхождение на вершину в районе Хутинского порога.
Понятно‚ что за время одного маршрута невозможно выполнить все эти рекомендации, но при планировании похода можно иметь их ввиду.
- В случае повторения пешей части описанного маршрута байдарку можно с собой не брать‚ т.к. на всех озерах есть рыбаки и лодки.
Участники похода
- Голубцов Стрит Вячеславович, г. Пенза — руководитель
- Горошенков Анатолий Иванович, г. Пенза
- Горошенкова Эмилия Викторовна, г. Пенза
- Делков Гелий Егорович, г. Москва
- Селезнев Геннадий Борисович, г. Пенза
- Герасимова Татьяна Федоровна, г. Пенза
- Чаговец Элла Николаевна, г. Пенза
- Xолодовa Taмapa Павловна, г. Пенза
- Хлунов Виталий Виталиевич, г. Москва
- Бергауз Адольф Львович, г. Москва
- Истомина Галина Васильевна, г. Москва
- Жегалина Клавдия Николаевна, г. Москва
Затраты времени на поход из Пензы:
а/ дорога — 10 суток,
б/ пешая часть — 12 суток,
в/ водная часть — 12 суток + 1 дневка. Итого: 35 суток.
Снаряжение:
Байдарки «Луч», 5 шт., «Прима», 1 шт.
Палатки 4-х местные, 3 шт.
Питание нa маршруте:
трехразовое, утром и вечером 2 горячих блюда (каша и т.п.‚ чай‚ кофе и т.д.), днём 1 горячее (какао, кофе и т.п.) и холодная закуска.
Мясных блюд — 2/3 от общего числа; мясо в виде тушенки, консервированного фарша, копченой колбасы, грудинки.
Остальные блюда — каши молочные с маслом /молоко порошковое/.
Всё рассчитано по обычным нормам. Предусмотрено 6 обедов за счет охоты и рыбной ловли. Практически такая возможность подтвердилась.
Послесловие. Фотографии из отчета ранее были размещены на сайте. Их можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Отчёт восстановил Божаткин Михаил
Туризм имеет широкий спектр специфических качеств, в высокой степени привлекательных для тех, кто им занимается. «Возможность укрепления организма, укрепления здоровья, естественной дозировки физических нагрузок, большой познавательный и воспитательный эффект, активное воздействие на всестороннее развитие личности и ее нравственных качеств, самоутверждение и самопроверка человека в условиях борьбы с трудностями, стихийными силами природы,чувство первооткрывателя»*. Ни один вид спорта немыслим без соревновательных элементов, без объективных критериев, по которым среди отдельных спортсменов или коллективов (команд) могут быть определены сильнейшие. В течение сравнительно долгого времени спортивно-массовый, или самодеятельный туризм развивался без органической связи с соревнованиями. Результатом этого явилось отсутствие соревновательных элементов в разрядных требованиях по туризму. Это не означает, что в рамках туризма-спорта соревнования не проводились. Существуют давние традиции проведения их на разного рода туристских слетах, практикуются соревнования проверочного типа, для определения технической подготовленности спортсменов к предстоящим походам. Все эти мероприятия, однако, не могут называться соревнованиями по туризму, ибо сопоставляются достижения участников не комплексно, а лишь по некоторым показателям. Как бы ни была важна, например, техническая подготовленность туриста, этот уровень может быть недостаточен для прохождения сложного похода.