Реки Карелии: Кереть, Елеть, Большая, Винча и множество озер пройдены на байдарках группой пензенских туристов под руководством Воробьева Д.С. в 1974 году.
Реки Карелии. Отчет о походе
На севере нашей Родины, вблизи Полярного круга, расположена область, очень мало затронутая хозяйственной деятельностью человека. Население ее редко и сосредоточено вблизи железных дорог. Глухая тайга, стремительные, порожистые реки, обилие рыбы, дичи, грибов и ягод, делают северную Карелию наиболее популярным туристским районом.
Десятки групп зимой и летом уезжают на север. Не избежали этого и мы – туристы-водники НИИВТ, чьими желаниями, силами и средствами был пройден этот маршрут.
Наша группа состояла из 8 человек:
Воробьев Д.С. – руководитель
Чернов Ю.В. – фотограф
Беляков В.А. – зам. руководителя
Костычева И.М. – медбрат
Необутов В. В. – реммастер
Комиссарова Г. –тряпичный мастер
Маштаков В.П. – летописец
Мешалкина Н.А. –завхоз
Средства передвижения – байдарки. Три «Салют 4,7» и одна «Прима».
Большие планы
Предстояло пройти 265 км по рекам Кереть, Елеть, Мюгра, Большая, Тикшозеру, Винче и закончить поход в деревне Моша на Нотозере.
Недостаток сведений о маршруте не позволял точно оценить сложность отдельных этапов путешествия. Не все поставленные цели были достигнуты. Но тем не менее поход оправдал самые смелые наши ожидания.
Лучшим временем путешествия по северной Карелии считаются июль и август месяцы. Они максимально теплые для района, лежащего у Полярного круга. Еще не кончились белые ночи, очень много грибов и ягод, уменьшается количество гнуса. Поэтому для похода был выбран период с 26 июля по 22 августа.
От Пензы до станции Лоухи
Добраться до станции Лоухи, начало нашего маршрута, предельно просто. За 49 часов, с одной пересадкой в Москве, поезда «Сура» и Москва-Мурманск, доставили нас к исходной точке маршрута.
На станции Пенза-I собрались за час до отхода поезда, всем хотелось скорее закончить неизбежную суету сборов и двинуться в дорогу. Уезжало сразу две группы – Т. Данишкина и Д. Воробьева. На перроне лежала громадная куча упаковок, мешков и рюкзаков. Уж кажется, давно примелькались на вокзалах, аэропортах и пристанях залатанные штормовки и заросшие бородами лица, но тем не менее каждый отъезд вызывает живой интерес не только провожающих, но и всей широкой публики. Под сочувственные оханья перенесли все вещи в вагон.
В нашей группе все были на месте, кроме Белякова (известного в туристских кругах как Андреич). Но зная, что он вообще все делает в самый последний момент, мы мало волновались за него. И, действительно, за пять минут до отхода поезда он появился с рюкзаком, за которым можно было бы спрятать небольшой грузовик. Сопровождающие его лица несли груз поменьше. Адмиралы и капитаны пересчитали вещи и поезд повез нас навстречу приключениям.
Путешествие началось
В поезде может быть только одно приключение – кто-либо отстает на станции, но у нас все обошлось без этого.
До Москвы и далее, до Лоухов доехали без осложнений, если не считать, что закомпоссировали билет в Москве только благодаря ловкому дипломатическому ходу Андреича (дал на лапу).
В Лоухи прибыли в 23 часа 10 мин., хотя по освещению этого было не заметно. За 15 мин стоянки выгрузили на перрон вещи и ушли искать дорогу на озеро, входящего в систему реки Кереть.
Станция Лоухи довольно крупная, узловая, отходит ветка на Кистенгу. Круглые сутки работает почта и столовая. Сразу за домами проходит асфальтированная дорога, если идти по ней на юг, то через 700-800 метров доходишь до ее конца. Оттуда, с пригорка, видно озеро с деревянными мостками. Быстро перенесли свою поклажу и начали сбор байдарок. Местные жители говорят, что на станции можно раздобыть ручную тележку для вещей, мы не пытались это сделать. Вскоре к нам подошла группа москвичей, затем еще одна группа. К трем часам ночи сборы закончились, но пришлось ждать утра для покупки хлеба в магазине.
Начало пути
От места сбора отошли в 8 часов утра семь байдарок двух пензенских групп. Плыть следует серединой озера в его дальний конец. Зашли в узкую протоку, петляющую в болотистых берегах, нырнули под низкий пешеходный мостик и вышли в следующее озеро Банное. Длина его около четырех километров. Справа тянутся дома Лоухов. В заливе причал для гидросамолетов. В Карелии не принято делать аэродромы на суше. На озерах они дешевле. Все гражданские самолеты, виденные нами на земле и в воздухе, были на поплавках. Недалеко от аэродрома с левого берега удобный для стоянки мыс. Прямо от него на юго-восток, через плес, виден автомобильный мост. Озеро превращается в две протоки. Идти лучше левой, она чище и глубже, но все равно у моста необходимо высадиться. Мель.
За мостом через 300 метров полузаброшенный поселок Порфеево. Здесь нужно делать волок в озеро Кереть. Тропа идет прямо через деревню. Длина волока 200 метров, другой дороги нет. Время хода до волока 3 часа с 30 минутным отдыхом.
Озеро Кереть (плес озера Плотничье). Из озера Кереть идет много туристских дорог, поэтому группы, сколько бы их ни было, растворяются в этом просторе. Создается иллюзия, что ты один во всей Карелии.
Берега озера Кереть извилисты, множество островов, много рыбы, все это делает озеро очень привлекательным местом.
Истоки реки Кереть
Истоки реки Кереть следует искать в западной части озера, пересекая широкие плесы. Нам пришлось идти на довольно большой волне, все экипажи шли в спасжилетах и фартуках, используя острова для укрытия от ветра и волн. Миновали три острова.
Первый остров высок и скалист, удобен для стоянок. Видели палатки на берегу. Второй остров низок и мал. Третий остров что-то среднее между двумя островами. Все острова покрыты лесом, есть ягоды.
Свой первый карельский лагерь разбили против домиков рыболовной базы жителей Лоухов. Несмотря на то, что мы не спали ночь, все чувствовали себя бодро. После установки лагеря разъехались по озеру ловить рыбу. От моста первой стоянки до истоков р. Кереть около получаса ходьбы.
Река Кереть
Перед железнодорожным мостом висит доска, предупреждающая о том, что всякое рыболовство в реке запрещено – запущена семга. Проходы под мостами просты. Под первым следует идти левым, под вторым так же. Но необходимо быть внимательным, в проходе второго моста есть камень, плохо заметный с воды.
Минуя мосты, р. Кереть становится больше похожей на озеро, шириной до 500-600 метров. Появляются острова. Второй остров очень большой. Создается впечатление, что это мыс левого берега. Если идти правым берегом, то упрешься в глухую губу.
Так у нас и получилось. Прячась за островом от ветра, пропустили поворот направо (его следует делать сразу же, как только остров начинает закругляться) и мы зашли в тупик. На больших расстояниях берега, стоящие друг от друга в сотнях метров, сливаются в сплошную береговую черту, так что проход невозможно разглядеть даже в восьмикратный бинокль. Именно это и было причиной ошибки. Пришлось возвращаться назад и искать проход.
К одной из примет главного русла реки Кереть следует отнести бревна, лежащие на берегах. Когда-то река была сплавной, после работ берега зачищались недостаточно тщательно и старые бревна, как указатели, остались.
В проходе река Кереть суживается до 40-50 метров, в самой узкой части каменистый перекат, переходящий в длинный плес. Затем снова сужение и первый порожек, скорее даже шивера.
Кереть — от простого к сложному
С этого места река Кереть приобретает порожистый характер. Очень удобно для группы, идущей этим маршрутом, постепенно нарастающая сложность порогов от простых шивер, до мощного порога Мураш. Люди втягиваются в работу, здесь вырабатывается тактика прохождения, и к серьезным препятствиям туристы подходят достаточно подготовленными.
Пока мы шли вместе с группой Данишкина, порядок следования менялся, то одна, то вторая команда шла впереди. Но внутри группы строй следования соблюдался неукоснительно. Озерами и простой рекой шли следующим образом:
Первая лодка – Воробьев Д.С. и Чернов.
Вторая лодка – Маштаков и Мешалкина.
Третья лодка – Необутов и Комиссарова.
Четвертая лодка – Беляков и Костычева.
Это позволяло в случае аварии быстро прийти на помощь любой лодке, и адмиралу не было необходимости ежеминутно оглядываться на группу. Позади шел Андреич, турист опытный и сильный.
Страховка на порогах
На порогах порядок следования менялся. Первым шел Воробьев, Необутов в это время страховал с берега. Воробьев, после прохождения, страховал с воды. Второй шла лодка Белякова. Беляков сменяет Необутова на берегу. Пройдя порог, Необутов становится на страховку с воды второй лодкой. И все вместе пропускают четвертый экипаж Маштакова. Практика показала, что все эти комбинации целиком себя оправдали. Наиболее слабые участники похода смотрят прохождение порога более опытными и плыть им гораздо легче.
Вторая заповедь, которой мы твердо держались – каждый порог подлежит осмотру. Если впереди видны сужение или белые барашки волн, слышен шум – мы приставали к берегу и шли на разведку всем экипажем. Время, затраченное на это, компенсируется безаварийным движением. Все пороги прошли без единого оверкиля и серьезного полома, а у нас одна байдарка была «Прима» — ее и в реке Суре сломать просто.
Первые пороги
Вернемся, однако, к первому порогу. Осмотр его лучше провести с правого берега, здесь же и удобное место для стоянки. После перекуса все лодки центром струи благополучно прошли порог.
Второй порог начинается после плеса и представляет из себя поворот косой слив, далее редкие камни и стоячие волны вышиной до 1 метра. Второй порог проходится очень просто.
Спокойная вода продолжается 200 метров и заканчивается третьим порогом. Идти надо как можно ближе к островку и беречься камней перед ним. С воды их видно плохо. Воробьев и Чернов на один наскочили, но снялись легко.
Наиболее сложным из этого каскада является четвертый порог. Река заполнена крупными камнями, ясно выраженных сливов нет. Длина порога 250-300 метров. Его середина осложняется завалом бревен, делящих реку на два рукава. Идти следует, держась сначала правого берега, затем пересечь струю и перед завалом идти к левому берегу, затем следовать центром. Все так и сделали. Только лодка Маштакова, к ужасу всей группы, вдруг ушла в правый рукав, ткнулась в берег носом, развернулась и пошла в порог кормой. Правда, Валера выправил положение и прошел порог, хотя воды они черпанули порядочно. Последующий вечерний разбор показал, что Нина Мешалкина по неопытности гребанула не тем веслом, и лодка ушла в другую протоку.
За день, то есть за 6-7 часов работы можно пройти не больше 4-5 порогов, как у нас и выходило.
Пятый порог – мощный слив со стоячими волнами. Проходится легко, но осмотр необходим. На крутом правом берегу удобное место для стоянки. Река разливается на множество островов и проток, путь искать затруднительно.
Порог Керчуг
Шестой порог Керчуг расположен прямо против базы геологов. Еще в Пензе мы знали, что увидеть его с воды трудно, и можно влететь без просмотра. Но как всегда бывает – те, кто прошел порог, склонны в своих рассказах преувеличивать опасность.
Действительность подтвердит этот вывод. Порог мы заметили метров за 250, и нужно быть большим разиней, чтобы заехать в него без желания. Длина порога около ста метров. Крутое падение воды, много камней, волны на первый взгляд производят впечатление. Однако порог проходится легко, как правым, так и левым берегом.
Этим препятствием начинается первая серия карельских порогов. Сбегая с них, река разливается озером. Идти следует правым берегом, хотя прямого хода и не видно. Десять километров байдарки идут спокойной водой.
Вторая серия порогов начинается после новой дороги, мимо которой течет Кереть. Дорога эта Мурманск-Ленинград, еще не эксплуатируется, идет строительство. Где-то здесь (точно узнать не удалось) можно выйти на старое мурманское шоссе и попасть в цивилизацию.
Порогов второй серии всего четыре. Идут в нарастающей сложности. Первый порог прямой, сливы видны хорошо и сложного маневра не требует.
Второй порог чуть сложнее, в нем больше камней и небольшой островок в центре потока. Основную струю видно хорошо, ее и следует держаться.
Наиболее интересны последние два порога. Третий порог проходится так. Сначала байдарку следует вести центром, постепенно смещаясь вправо, огибая гряду валунов. Затем по струе резко уходить влево, нырнуть в слив между двумя камнями и снова уходить вправо, огибая последнюю гряду камней. Порог выглядел довольно страшновато, но у нас за спиной уже были пороги, и группа шла уверенно.
Порог Мураш
Длина последнего порога Мураш – 500 метров. Река делает два поворота и пересекает две гряды камней. В промежутках между ними камней также достаточно и течение сильное. Начинается порог небольшим правым прижимом и крутым сливом с волнами до 1,7 метра. С левого берега идет деревянная дамба, оставляя проход у правого берега метров 12-15.
Второй слив более опасен. Высокие волны маскируют камни, их совершенно не видно с воды. Особенно опасен один камень. Несмотря на тщательный осмотр и сигнализацию, двое сели на него. Причем адмирал пробил дыру до 50 см длиной и погнул дюралиевый кильсон. Большая скорость и обилие камней не позволяют внимательно следить за береговыми сигналами. Их видно мельком, краем глаза – это и было причиной аварии. Лодку Маштакова обнесли берегом, как предписывала маршрутка. Да и само положение диктовало то же. На «Приме» в таких порогах делать нечего. Мураш наиболее сложный порог, пройденный нами на реке Кереть. Позднее мы узнали, что перед нами на этом пороге серьезную аварию потерпела группа из Саратова, у них разбило байдарку и сильно помяло одну девушку. С маршрута они сошли.
От порога Мураш до Новодеревенского озера 30-40 минут хода. В юго-западной его части впадает река Черная, где, как и в реке Кереть, лов рыбы запрещен. В его северо-западном углу впадает река Елеть. Река Кереть уходит на северо-восток, начинается сразу порогом (слышен шум). Останавливаться на Новодеревенском озере лучше всего на правом берегу. Здесь на лугу меньше комаров. Любителям рыбных блюд следует помнить о рыбнадзоре, навещающим эти берега раз в неделю. Ночь на озере прошла без происшествий, если не считать визит лося, который вышел из леса и вел себя довольно непринужденно.
Путь от станции Лоухи до озера Новодеревенского занял у нас три дня, а по графику должны были уложиться в два. Ввиду этого дневка на пороге Мураш не состоялась. Причиной явился недостаток сведений о порогах реки Кереть.
Река Елеть
Устье р. Елеть найти не трудно, видна ясно выраженная долина. В устье реки небольшая избушка. Течение спокойное, берега болотистые.
Пороги начинаются через 1 км. По прохождению рек против течения опыт участников похода был различен и первые пороги проходили кто как может, хотя преобладал способ проводки «корабликом». В некоторых местах приходилось по пояс в воде вытягивать байдарки против сильного течения, одновременно двум или трем человекам. Ушедшие вперед возвращались и помогали отстающим. Первые полтора километра порогов были самыми трудными на этой реке.
Если рассматривать пороги с точки зрения сплава по ним на байдарке, то можно сказать следующее: пороги идут практически беспрерывно. Плесов нет. Река чередует крупные сливы с камнями на менее крутые сливы также с камнями. При прохождении необходимы самая серьезная разведка и страховка. Утонуть в реке Елеть трудно, но поломать лодку очень просто.
Река Елеть. Проводка байдарок вверх по течению
На прохождение первого каскада порогов затратили около пяти часов. Уперлись в остатки плотины, за которой начались сплошные болота. Перекус лучше делать сразу за плотиной. Плесы проходятся легко на веслах. Хорошо ловится рыба, чем мы и занялись.
Самые тяжелые дни
Кроме пройденного участка порогов на реке Елеть, до озера есть еще две шиверы длиной 2 и 3 километра. Падение воды в них меньше, чем в первом каскаде, но они мельче и длиннее. На крутом правом берегу пред трехкилометровой шиверой стоит изба. В ней мы застали двух рыбаков. Елеть не заповедна. Озеро Мертвое не представляет интереса, кругом сплошные болота. Устье реки Лето не видно, теряется в зарослях. Несмотря на приобретенный опыт, проводка шивер давалась нам трудно. На реках типа Елеть не следует планировать более 7 км проводки в день, если даже день полярный. Отставание от графика у нас стало хроническим.
Останавливались на середине трехкилометровой шиверы. Правый берег немного выступает из сплошных болот. Место не так уж хорошее, но дров много, а выбирать другое не было сил и времени.
Третье августа было одним из самых напряженных дней маршрута. До озера Аштохма решили дойти во что бы то ни стало. Отчалили мы в 11 часов 30 мин, а встали на ночь в 23 часа, затратив на работу около 11 часов чистого времени. Пройдя 1 час по шивере, и перетащив лодки через плотину, вышли на плесы. Все обрадовались, думая, что это последние километры до Аштохмы, но Елеть думала другое. Короткая передышка плесов сменилась шумом воды и снова напряженная работа всех экипажей. Пороги Елеть кончаются плотинами, последний не был исключением. В свое время по этой реке сплавляли лес. Сплавщики перед плотинами копили бревна и воду затем спускали через пороги.
Озеро Аштохма
От последней плотины до озера Аштохма берега – сплошные болота. Мест для стоянки нет. Сильно меандрируя, река долго вела наши байдарки, и наконец сквозь заросли тростника показалось озеро. Все устали и большой радости не испытывали. Была необходима дневка, тем более предстояло расставание с группой Данишкина, которая должна была делать волок в Тикшозеро.
До недавнего времени озеро Аштохма было заселено. На его северо-западном берегу целы остатки деревни, сейчас пустой. Рядом проходит дорога, где изредка проезжают автомобили. До ближайшего населенного пункта 30 км. Из озера есть очень удобный волок в Тикшозеро. Основная масса туристов, идущих с реки Кереть, используют именно этот путь. У нас в Пензе данных о реке Елеть выше Аштохмы найти не удалось. Начало волока лежит на северо-восточном берегу озера. Ходу по нему в один конец около часа. Имеющаяся у нас карта полностью соответствовала действительности, к этому остается добавить, что озеро возле залива Тикшозера набито рыбой, а в тайге много дичи.
На Аштохме была наша первая дневка. Несмотря на дефицит времени, людям необходимо было отдохнуть
«Terra Incognita»
Пятого августа группа Данишкина начала волок, а мы пошли по реке Елеть вверх. Перед нами лежала, как говорили испанские мореходы, «Terra Incognita» (неизвестная страна). Проторенный путь остался позади, вместе с кострищами и следами на берегах. Все тешили себя надеждой, что из пензенских туристов этот участок реки Елеть мы проходим впервые. Очевидно, так оно и было. Ширина реки здесь 15-20 метров. Встречаются деревья, лежащие через воду. Группе, идущей по этому пути весной, надо готовиться к встрече с завалами. Спокойная вода кончилась через 3 часа хода. Первые два порога короткие. В спокойной воде успешно ловится щука.
Третий порог начинается мостом и дорогой на Аштохму. Пока обедали, подошла машина. Водитель сказал, что существует дорога прямо до озера Елеть и он может подвезти, но у нас были другие планы.
Порогами поднимались до вечера. Сложность их средняя, да и опыта у нас прибавилось. Ночевали, не дойдя до озера Нижнего один час. Елеть кончается мелким сливом с тремя-четырьмя рукавами. Идти надо левым рукавом по течению.
Елетьозеро. Озеро Сенное
Елетьозеро по сути дела состоит из трех озер: Нижнего, Верхнего и самого Елетьозера. Все это соединяется протоками. Озеро Нижнее, откуда вытекает река Елеть, невелико, красиво, с высоким левым берегом. Наша карта говорила о существовании прохода в озеро Елеть. Нашли протоку и плыли метров 800. Воды становилось все меньше, пришлось высадить матросов. Наконец байдарки уперлись в тупик. Разведка обнаружила озеро Елеть в 150-200 метрах на запад. На перемычке очень много ягод. Волок совершили за один час. Байдарки разбирать не надо.
На пройденном участке пути озеро Елеть, пожалуй, самое красивое место. Широкая водная гладь, с множеством островов, обрамлена извилистой линией берегов. На озере встретили двух местных рыбаков. Появилась возможность впервые узнать что-либо о реке Мюгре.
Выяснилось, что дороги туда нет, и река мелкая даже для байдарок. Имея отставание от графика, было решено идти запасным вариантом через озеро Сенное. На реку Мюгру можно попасть из губы Темной, западная часть озера. Мы ушли на северо-восточную губу.
Из озера Елеть в озеро Сенное дорога лежит через озеро Капонец, впадающее в озеро Елеть узкой протокой 150-200 метров длиной. У ее устья встали на дневку. Была необходима разведка пути. Недалеко от лагеря стоят дома сенозаготовителей. Предварительно адмирал ходил к ним, но ничего путного о волоке в озеро Сенное и реку Мюгре узнать не удалось. Сказали только, что в лесу очень много мин. Здесь были сильные бои, немцы рвались к Лоухам, стремясь перерезать дорогу Мурманск-Ленинград, но были остановлены.
Следы войны
Просто удивительно, как люди, прожившие в этих местах полжизни, мало знают о своем крае. Наша карта говорила, что до озера Сенного 3-4 км, нам говорили, что 18 км. О реке Мюгре они не слыхали ничего. Приходилось рассчитывать только на себя. На другой день три человека вышли на разведку. Вначале двигались вдоль берега озера Капонец. Тут, очевидно, проходила линия обороны. Доты идут один за другим. Валяются разбитые каски, ящики от патронов. Пройдя тропой около 2 км, вышли на старую дорогу и линию столбов связи. Дорога отмечена на нашей карте и идет в нужном направлении. Местные жители называют ее «военной». В низинах колея идет по гатям, на высоких – по камням. Столбы то уходят в сторону, то идут вдоль нее. Через час слева от дороги увидели озеро. Это и была наша цель. От дороги до воды метров 250, так же через укрепленный район.
На месте поворота на сосне сделали четыре затеса. Берега Сенного не посещаются. Во всяком случае следов, кострищ и т.п. мы не видели.
Восьмого августа сделали волок. Сначала поднялись по ручью в озеро Капонец, азимутом 300 град. Пересекли его и вышли на дорогу до озера Сенного. Начали волок в 11 часов 45 минут, а закончили в 15 часов 30 минут, сделав две ходки. Байдарки не разбирали. Из всего, что мы узнали от местных жителей, подтвердился только разговор о минах. Андреич нашел их целую кучу, калибра 82 мм, и как адмирал не протестовал, сфотографировался с ними. Из сказанного следует, что минная опасность в этих местах – дело вполне реальное. Озеро Сенное меньше озера Елеть, красиво, а главное – совершенно безлюдно. Доказательством могут служить дикие лебеди, поднявшиеся при нашем появлении.
Река Сенная. Река Большая
Сенная вытекает из озера перед группой островов. От места волока следует идти правым берегом. Через 45 минут хода будут истоки реки Сенной. Приметы: крупные камни в русле.
Трудно придумать реку скучнее Сенной. Узкий, очень петляющий ручеек. Длина его на карте 6 км, на самом деле раз в 5 больше. Повороты так часты, что байдарки едва вписываются в них. Приходится беспрерывно табанить, скорости нет, а сил тратится много. Берега – сплошные болота. Лучше всего проходить реку за один день. На путь уйдет около 5 часов. Мы не дошли до устья один час. Одна радость была у нас на этой реке – много глухарей.
Река Большая, конечно, крупнее ее притока р. Сенной, но и она не выдерживает сравнения даже с рекой Елеть. До безымянного озера идут сплошные плесы, с едва заметным течением. Берега разные – и болотистые, и крутые. От устья реки Сенной до озера 2- 2.5 часа хода. Останавливаться лучше в конце озера, на крутом левом берегу.
Сюда уже доходят туристы с Тикшозера и место обжитое. Неплохо ловится рыба.
За озером начинается серия порогов. Первый порог – остатки плотины, остальные 5 порогов не представляют особой сложности. Они мелки и идти лучше без матросов. Особого внимания заслуживает седьмой порог. Начинается он крутым сливом с двумя гребешками острых камней. Возможно, при более высокой воде, он проходим, но мы не видели возможности проскочить его, не налетев на камни. Поэтому гребенки мы провели, причем с большим трудом. Длина проводки 80-90 метров. Остальная часть проходима после тщательного осмотра. Нам говорили, что порог непроходим вообще. Байдарку Маштакова вели весь порог.
От нижнего порога до Тикшозера один километр. На обоих берегах возле порога хорошие стоянки. Встреча с Тикшей происходит неожиданно: зажатая тайгой река, петляя и извиваясь, внезапно растворяется в громадном просторе воды. Контраст этот ошеломляет. Мы долго стояли, любуясь открывшейся панорамой.
Тикшозеро
На мысу правого берега есть изба, как правило, занятая туристами. Вдоль правого берега озера стоянок нет – сплошные болота. Маршрутная книжка предписывала нам идти вдоль берега. Но изба была занята, других мест для ночевки не оказалось. Все решили идти к острову, лежащему в двух км от берега. Благо стоял полный штиль. Через 15 мин причалили к берегу. Остров хороший, чистый, много дров.
Лагерь на мысу продувался ветром. Сбросили надоевшие накомарники. Трудно было пожелать лучшего места для дневки.
Хорошая погода стояла недолго. Как это бывает в Карелии, за день все испортилось. Подул сильный ветер, поднял волну. Начался шторм.
Наше отклонение от требований маршрутки пришлось как нельзя кстати. Останься мы на берегу озера, сидеть бы нам до конца волнения. Теперь же имелась возможность идти от острова к острову, используя их как защиту от ветра. Максимальное расстояние между островами 20 мин хода средней скоростью. Только в одном месте вышли на волну. Плес открывался с самого юго-восточного берега и все же волна была не опасна. Войти в Винча губу точно не сумели. Попали сначала в Степанову губу. В конце ее стоят лодки и дом. Уходит дорога на станцию Чупа. После перекуса точно определили наше место и поплыли к истокам реки Винча. В 19 часов встали на ночь у цели. Всего на прохождение Тикшозера было затрачено 6 часов.
Река Винча
Изб, отмеченных на карте, у истока реки Винчи нет. Остались только фундаменты да железные кровати. По сложности прохождения р. Ванча явилась кульминацией всего похода. Большое падение и расход воды делали ее серьезным препятствием. Не все группы решаются проходить ее пороги. Однако ребята надеялись на свой опыт и не собирались идти берегом.
Винча начинается двумя протоками. Правый рукав перекрыт старой плотиной, требующей довольно сложной проводки. Затем следует одна за другой три сложные шиверы с застрявшими бревнами. Последняя шивера после небольшого плеса переходит в сложный порог. С основным руслом реки рукав соединяется в районе истока реки Падус. Решили идти основным руслом Винчи. Первую плотину обнесли (50 м), приставать можно прямо к месту волока. Но вода почти не идет! Плотина старая, и река пробила себе новые пути. Идти следует в правую брешь. Капитаны проводят лодки около 200 метров и немного едут до следующего плеса. Проводка не сложная, следует опасаться только бревен с гвоздями. Третья плотина или 19 порогов не сложны и не требуют особых предосторожностей. Простой слив с несколькими камнями.
18 порог (номера порогов соответствуют карте) первый из крупных на Винче. Мощный слив через старую плотину , затем мелкая шивера и сам порог с высокими стоячими волнами. Но, несмотря на весь шум и волны, проходится легко, даже весело, хотя и считается сложным. Лодку резко швыряет волнами, некоторые захлестывают с головой. Наша «Прима» весь порог шла на перескопной глубине. «Салюты» вылезают на волну своим широким носом, а «Прима» протыкает их как нож.
17 порог интереса не представляет, т. к. предельно прост.
Верхнееловый и Нижнееловый пороги
16 порог имеет личное имя Верхнееловый. Состоит из четырех каскадов. Все они мощные, с большими валами и камнями в русле. Но сложных маневров не требуется, иди струей, и все будет хорошо. Только в одном месте второго каскада необходимо уйти влево. Валера Маштаков умудрился войти в валы почти боком, но все окончилось благополучно.
Наиболее интересен четвертый каскад. Мощный поток воды поднимает за камнями волны 1,5 метра высотой. Затем река становится мелкой и байдарки с валов швыряет на камни. Разумнее проходить порог без матросов. Вероятность получить дыру уменьшается процентов на 30-40. Пройти пороги, не задев за камни – невозможно.
Верхнееловый и Нижнееловый пороги разделены плесом, где стоит половить рыбу. Нижнееловый так же четырехкаскадный. Три первые аналогичны трем Верхнееловым. Здесь пришлось заночевать. Адмирал пробил дыру, а сложность четвертого каскада требовала серьезной разведки. После ужина все пошли смотреть последнюю ступень порога. Действительно, порог один из самых трудных на маршруте. Река постепенно входит в каменный лоток, суживаясь с 70-80 м. до 10-12 м., скорость возрастает, и в самом узком месте камень поднимает мощный косой вал, перевернуться на котором очень просто.
Все это осложняется бревном и корягой с левого берега, и подводным камнем справа. При такой скорости воды времени на маневр очень мало. Необходимо точно рассчитать все движения. К вышеизложенному следует добавить, что начинается порог грядой камней, и если перевернуться на них, то протащит весь порог и последствия предсказать трудно. Затратили на разведку и маркировку полдня, зато прошли ювелирно точно. Со стороны проход выглядит очень эффектно. Байдарки скрываются за первым валом, налетают на гребень так, что видно все дно, снова проваливаются с головой и вылетают уже под другим углом. Порог требует внимания до самого конца. Мелкие (по сравнению с главными валами) волны достаточно сильны и могут перевернуть лодку.
Непроходимые водопады
Порогов 9, 10, 11 и 12, отмеченных на карте, нет. Узкий слив «Собачьего падуна» подпруживает реку так, что камни залиты. То, что «Собачий» не проходим, видно сразу. Вода с ревом несется по ступеням, теряя 10-15 метров высоты при 50 метровой длине лотка. Можно пройти разве первую ступень, а дальше измелет в муку Начиная с Нижнееловых порогов по берегам идет заготовка леса. У «Собачьего» стоит передвижной поселок лесорубов. Они предложили подвезти людей и груз в озеро Каменное, а нам и предстояло совершить обнос четырех непроходимых порогов именно туда. Предложение было принято. Сэкономленное время решили затратить на осмотре водопадов.
В конце похода разгрузить байдарки и покидать их на машину – дело пяти минут. Через полчаса мы были на Челозере ниже третьего порога.
Осмотр водопадов
Остановились на ночь на крутом правом берегу. Весь вечер и утро с противоположного берега слышался шум машин и голоса. Цивилизация напоминает о себе. Утром пошли осматривать водопады. От Челозера следует идти по дороге правого берега 25-30 минут на юг. Пройти поселок лесорубов до последней избы на крутом обрыве. Дальше уже ошибиться трудно. Видно, как из-за поворота ущелья вода вылетает словно из пушки со столбом брызг и гулом. Весь «Падун» выглядит примерно так: вода летит вниз, зажатая по берегам деревянными стенами и бьет в отбойную стену. Скорость такова, что брошенный камень не ударяется о ясно видное место и улетает вместе с водой. Спустили несколько бревен в водопад. Картина превзошла все ожидания. Бревна исчезли из глаз, и только страшные удары о дно и отбойную стену сопровождали их путь В улове ниже водопада они появлялись без коры и сучьев. Вторая ступень Падуна хотя и красива, но по сравнению с первой меркнет.
Остальные пороги из серии непроходимых менее мощны, но достаточно опасны. От места стоянки до второго порога метров 300-400. Перед порогом запань, забитая бревнами. Вход в порог загораживает низкий мост с просветом не более 50-60 см, его обнесли. Сразу за мостом камень с косым сливом и валом, но пройти можно, если бы не низкий просвет.
Последний порог
Стартовали из небольшого заливчика в 15 метрах от моста. Весь порог проходится на большой скорости, на береговые сигналы смотреть некогда. Все внимание на бурунах и волнах. Река вынесла нашу флотилию в Лисью губу. Первый порог забит бревнами, решили искать волок в Нотозеро. Найти точку волока так: идти вдоль правого берега Лисьей губы на запад до второго залива. В его конце начинается тропа в 200 м. длиной. Существует еще один волок, но нам это место неизвестно. Перевалить в других местах межозерную перемычку очень трудно, хотя ее длина всего 1-1,5 км. Дорога идет болотами, непролазной тайгой, лезет на скалы.
Нашей группой была сделана попытка пройти по Лисьей губе до реки Купас, но от этой затеи пришлось отказаться. Губа перегорожена запанью и забита лесом. На волоке встретили группу москвичей, они шли с реки Мюгры. Подтвердилось, что река очень мелкая. Весь путь они проводили байдарки или обносили берегом. В верховья реки добрались машиной от железнодорожной ветки на Кистеньгу. На реку Мюгру и Большую ими было затрачено половину отпуска.
18 августа сделали последний волок. Нотозеро встретило нас волной и встречным ветром, д. Мошу видно сразу. Задраили байдарки по штормовому и через 2 часа доплыли до деревни. Заночевали на острове и к 11 часам следующего дня все вещи были доставлены на пристань.
До станции Княжая губа доплыли на катере. Вечером этого же дня поезд Мурманск-Москва увез нас домой.
Итоги похода
За 20 дней было пройдено 244 км. Преодолено 26 порогов. Пройдено против течения 10,5 км порогов. Впервые пензенскими туристами пройден участок р. Елеть от озера Аштохма до озера Елеть, разведан волок в Сенное озеро, пройдена река Большая.
Отчет о походе по рекам Карелии прочитал Игнатьев Александр
В Челябинской области действуют около 20 горнолыжных комплексов: «Абзаково» (принадлежит ПАО «ММК», расположен в Белорецком районе Башкортостана), «Аджигардак», «Завьялиха», «Металлург-Магнитогорск» (принадлежит ПАО «ММК», расположен в Абзелиловском районе Башкортостана), «Солнечная долина» и другие Другой национальный парк « Таганай » также пользуется популярностью у туристов и местных жителей. Его ландшафты называли «Русской Швейцарией» и «Уральским Тиролем», здесь сохранились экологические системы тундры и луга, редколесья, реликтового леса. Одна из достопримечательностей парка Откликной гребень, где можно услышать восьмикратное эхо. Высшая точка хребта — гора Круглица, её вершина состоит из каменных глыб весом до десятков тонн. Коллекционеров минералов привлекает «Каменная река», нагромождение обломков авантюрина, её ширина 100—800 м и длина 6 км.