Байкал и Лена часто посещались пензенскими туристами. Но первыми были участники группы Голубцова Стрита Вячеславовича — легендарного пензенского путешественника.
БАЙКАЛ И ЛЕНА. ОТЧЕТ О ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ
Поход на байдарках (Байкал и Лена) был организован турсекцией предприятия г. Пензы и проходил в июле- августе 1960 г. В походе участвовало 11 человек:
ГОРОШЕНКОВ Анатолий Иванович — зам. руководителя, г. Пенза
МАКОВЕЕВ Владимир Васильевич — завхоз, г. Пенза
ГОРЕЛОВ Владимир Александрович — культорг, г. Пенза
ЧАГОВЕЦ Элла Николаевна — медсестра, г.Пенза
ГЕРАСИМОВА Татьяна Федоровна — г. Москва
КУРИН Иван Андреевич — г. Москва
АКИФЬЕВА Галина Михайловна — г. Москва
ВЯТКИНА Лиана Андреевна — г. Москва
ИСТОМИНА Галина Васильевна — г. Москва
БАКИТЬКО Рудольф Владимирович — г. Москва (присоединился к группе уже во время маршрута)
Группой был намечен маршрут, имевший целью ознакомиться с природой оз. Байкал и р. Лены. Основной вариант маршрута предусматривал доставку поездом до Иркутска. Затем пароходом до с. Б. Онгурены, пеший переход до устья р. Анай (приток Лены) и спуск на байдарке по реке Лене до поселка Жигалово. Оттуда на автомашине – в Иркутск.
Основной и запасной варианты маршрута
Запасной вариант был предусмотрен на случай невозможности доставки груза из с. Б. Онгурены к устью р. Анай (груз в начале похода составлял около 45 кг на человека).
Согласно этому варианту из Б. Онгурен было необходимо проплыть около 70 км по Байкалу на байдарках до пос. Покойники, выход на Лену (11 км с подъёмом на 1200 м) и сплав по Лене. Поскольку в этом варианте путь по реке значительно увеличивался, то маршрут заканчивался в Качуге, откуда автомашиной — в Иркутск.
В основном варианте маршрута трудность состояла в переходе из с. Б. Онгурены на Лену; ненаселенный участок маршрута составлял 70 км этого перехода по тропе.
В запасном варианте ненаселенный участок маршрута состоял из 180 км участка р. Лены от пос. Покойники до пос. Чанчур (протяженность указана без учёта излучин реки).
Был послан запрос на Байкальскую Лимнологическую станцию в пос. Листвиничном. Была получена консультация от геоботаника Тюминой, сотрудника Лимнологической станции, работавшей в экспедиции в верховьях р. Лены. Полученные материалы позволили сделать вывод о реальности намеченных вариантов маршрута. Причем реальность основного варианта зависела от наличия лошадей в Б. Онгуренах для доставки груза в устье р. Анай. Запасной вариант мог быть пройден с расчётом только на силы группы. В связи с возможным выходом на запасной вариант группа была обеспечена продуктами из расчета на весь маршрут.
Все расходы на маршрут были определены по 1500 рублей с человека. В эту сумму группа уложилась.
Маршрут был утвержден маршрутной комиссией при Пензенской областной туристической секции 28.06.60 г. как маршрут 2-ой категории трудности; был разрешен запасной вариант.
Практически удалось осуществить запасной вариант маршрута, более интересный с познавательной точки зрения, но зато и более трудный. Описанию этого маршрута и посвящён данный отчет.
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Из Пензы выехали 17 июля в 4 часа утра поездом Киев-Хабаровск. Встреча с москвичами была назначена в Иркутске; они приехали на 14 часов позже нас. Осмотрели город, нам он очень понравился. Катером, идущим от верхнего бьефа плотины Иркутской ГЭС, доехали до пос. Листвиничное. Теплоход «Комсомолец», курсирующий по Байкалу ходит через 5 суток, нам надо было ждать 2 суток. Можно заранее узнать расписание движения теплохода‚ но нами этого не было сделано. Кроме того, теплоход отходит от порта «Байкал» и идет в порт Танхой на противоположный берег озера. До Танхоя можно доехать поездом, в результате чего отпадает необходимость доставки на катере в порт Байкал.
Выбранный вариант доставки позволил нам более подробно ознакомиться с Байкалом и поэтому считаем, что его вполне можно рекомендовать. В пос. Листвиничное оставили свои вещи на хранение на турбазе (в Листвиничном 2 турбазы, одна из которых детская), после чего посетили музей Лимнологической станции, где прослушали лекцию о Байкале и осмотрели экспонаты; там же удалось снять крок начального участка маршрута. По рекомендации Носкова Ивана Афанасьевича (зав. архивами станции) отправились на катере в пос. Б. Коты (20 км на север от Листвиничного), где имеется в скалах много пещер, в которых обитал доисторический человек. Дорога в пещеры пролегает по берегу Байкала, идя то вдоль самой воды, то карабкаясь высоко на скалы.
По его словам, от Б. Котов до пещер 7 км, однако мы прошли 14 км и нашли только первую пещеру после Скрипера. Скрипер — высокий, острый гребень, через который проходит тропа. До основных пещер не дошли 7 км. Купались в Байкале, вода исключительно чистая, холодная (+ 8°С). На берегу можно найти выброшенных прибоем мелкую рыбешку, байкальскую губку. На прибрежных скалах много ярких красивых цветов. Леса на берегу сравнительно мало, встречается только в падях.
Заночевали на берегу Байкала; утром встретили туристов под руководством председателя Иркутского клуба туристов, тов. Дьяковича Виктора Павловича.
Вернувшись в Б. Коты, узнали, что катер взять нас не сможет, и нам придется идти пешком 24 км. До Листвиничного идет хорошая тропа, которую мы потеряли в темноте и попали в болото, около километра шли по колено в жидкой грязи.
Первую ночь в Листвиничном ночевали в пади, а на этот раз устроились на детской турбазе, заплатив 3 рубля за койку с чистыми простынями.
Утром переправились в порт Байкал на пароходе «И. Бабушкин», перевозящем пассажиров 4 раз в сутки, в частности в 6 утра и 12 дня. Теплоход «Комсомолец» запаздывал на 5 часов.
Билеты взяли палубные, что значительно дешевле и приятней, т.к. каюты очень непривлекательны. На теплоходе есть ресторан, однако первый обед сварили на берегу и обедали на палубе.
До Б. Онгурен пароход идет около 1,5 суток. Ночевали‚ расставив палатки прямо на палубе, привязав веревки за наши тяжелые вещи. По дороге пароход пристает в ряде мест: Танхой, Бугульдейка, бухта АЯ, Загли ‚ Хужир, Б. Онгурен. В некоторые рейсы он пристает в бухте Покойники, так было в предыдущем рейсе. На пароходе попробовали малосольного омуля. Понравился, но не всем.
В Б. Онгурены приехали ночью, поставили палатки около бани бакенщика слева от мостиков, куда пристает шлюпка с теплохода. От этого места до Б. Онгурен по прямой 2,5 км‚ однако надо обходить болото, что прибавляет еще 1,5-2 км. Дорога грязная, т.к. встречается много ключей, текущих прямо через дорогу. Перед Б. Онгуренами дорога поднимается на холм, у подножья которого, слева от дороги, лежит озеро, оно очень мелкое, заросшее, с очень теплой водой. Онгурены раскиданы по площади; есть почта, 2 магазина; в магазинах — крупа‚ сахар, консервы, мука. Хлеба нет, купили муки. Узнали, что лошади отправлены в пос. Покойники для работы в геологической партии, в связи с чем основной вариант маршрута отпал.
К вечеру собрали лодки (байдарки Д-1 – 5 шт.) и отплыли. Ветра не было, но на воде была мертвая зыбь, которая затрудняла загрузку лодок и отплытие; грузились с мостков. Первые 15 км от Онгурен берег представляет из себя сплошные отвесные скалы, в случае ветра — негде укрыться, пристать. Этот участок проплыли вечером и пристали в первом же удобном для ночлега месте — небольшой мысок около каменной осыпи.
Для ночевки пришлось расчищать место от зарослей смородины. Очень неудобно было приставать – непрекращающееся волнение все время бьет байдарку о камни и заливает через борт.
Утром волненье успокоилось, поплыли по совершенно тихой воде. Вскоре увидели Байкальский хребет, подошедший вплотную к берегу. Несмотря на это, скал стало меньше, чаще стали попадаться отмели. Такие отмели образуются потоками, бегущими в падях; таким образом, каждой большой пади соответствует отмель. Они имеют свои названия (мыс Рыжий, мыс Шартлай). Между мысами встречаются берега с отвесными скалами.
Во время обеда в течение 10-15 минут разыгрался ветер, и мы после обеда поплыли по волнам; вскоре волна стала сравнительно высокой (порядка метра) и захлестнула байдарку ГОРЕЛОВА, он выбросился на берег, за ним пришлось высаживаться остальным. Из-за большого прибоя обратно выйти на воду практически оказалось невозможным. Это произошло на мысе Рыжий.
Во время стоянки обследовали падь; по пади бежит небольшой ручеёк, но во время дождей и весной он превращается в мощный поток, все сносящий на своем пути; здесь нашли первые кедры; т.к. кедровые шишки были неспелые, мы их обжарили, чтобы удалить смолу.
На следующий день погода была совершенно безветренная и мы благополучно добрались до пос. Покойники. Поселок Покойники состоит из нескольких домиков, в которых расположена метеостанция. Здесь встретили партию геологов, у которых сняли крок еще одного куска нашего маршрута. Они угостили нас хлебом собственной выпечки. В Покойниках договорились с возчиками о лошадях. Доставка на Лену была осуществлена 5 лошадями вьюком и кроме того 5 рюкзаков несли мы сами. Взяли с нас 500 рублей.
В Покойниках масса собак, которых никто не кормит, и промышляют по своей инициативе. У нас съели веревку и соломенную шляпу, не говоря уже о том, что подобрали все остатки ужина.
Вечером собрали лодки, в лодочные мешки постарались затолкать все тяжелое, оставив себе в рюкзаках не более 12-15 кг. В завершение всех дел мы истопили баню и вымылись. Ребята, попарившись, ныряли в Байкал для охлаждения.
Ночевали в палатках на лугу слева от посёлка. Утром выступили около 6 часов. На Лене мы были уже в 11 утра. Подъем с малым грузом показался лёгким, лошадям пришлось тяжелее (каждая лошадь взяла около 80 кг). Тропа довольно хорошая и очень торная, правда, в некоторых местах лошадям тяжело — небольшие, но крутые осыпи. Тропа проходит по пади под названием Солнце. На карте тропа указана неверно, так же, как и сама Солнце-падь.
По дороге было жарко, и у нас выбило резиновую пробку из бутылки с клеем К-88, приклеив рюкзак к лошади; о клее потом мы очень жалели. На Лену вышли примерно в 29 км от её истока, здесь она течёт в широкой котловине; её ширина порядка 3-10 метров, глубина на перекатах ниже колена. Течение быстрое, очень много камней в русле.
Как мы узнали позднее, туристы, идущие нашим маршрутом, обычно несут лодки по тропе вдоль Лены ещё километров 10 вниз, где она становится более полноводной и глубокой. Мы решили начать сплавляться сразу же. Мы считаем, что поступили правильно по следующим соображениям: во-первых, было необходимо большинству наших товарищей набрать опыт плавания по горным рекам, что наиболее безопасно было сделать именно в верхнем течении, поскольку здесь ещё мелко и сравнительно мало воды — утонуть практически невозможно, а вещи и лодку в случае аварии легко вытащить; кроме того, в случае крупной аварии мы всегда могли быстро вернуться в Покойники; во-вторых, плавание по такой реке одновременно со сложностью представляет и наибольший интерес.
Все это подтвердилось в дальнейшем, и, несмотря на большое число аварий в начальном участке, мы очень довольны, что прошли его.
Километрах в 15 — 20 от начала пути в Лену впадает большой приток слева. По характеру реки особенно выделяется участок выше этого притока. Для того, чтобы проходить на байдарках эти места, необходимо было предварительно просматривать буквально каждую сотню метров и заранее намечать маршрут.
Проходили обычно за один раз (предварительно осмотрев) метров 300-400. В связи с этим и с частыми авариями в день нам не удавалось проходить более 2-3 км. В байдарке сидели ребята, девушки шли тропой по берегу. Это было необходимо для облегчения лодок. Следует сказать, что на этом участке мы в основном «сбрасывали» метры высоты, поскольку на этих 15-20 км по нашим подсчетам мы спустились на 300-400 метров, что, конечно, давалось нелегко.
В начале пути окружающая местность представляла лесотундру — белый мох, редкие лиственницы и карликовая берёза. По мере спуска лес становился гуще и после левого притока вскоре началась настоящая тайга и луга по берегам. Первые 1-2 километра Лена течёт в ровных, слегка возвышенных берегах. Но вскоре высота берегов начинает резко расти, и река течёт в каньоне, высота стен которого 100-150 м. Как правило, стена обрывается прямо в воду. Другой берег, обычно более пологий в этом месте, но не менее высокий.
Пороги на реке следуют непрерывно один за другим. Основное правило прохождения их — обязательный предварительный осмотр и по возможности малая скорость движения. С байдарок должны быть сняты рули. Весло должно быть обязательно металлическое, желательно усиленное (часто гнётся лопасть). Посадка должна быть невысокой; лодку загружать по возможности равномерно. Надо все время помнить о высокой посадке, поскольку она довольно неустойчива и у нас часто бывал оверкиль.
Все вещи привязывать к лодке, чтобы в случае переворота байдарки не утопить их. На Лене имеются водопады. Их мы обнаружили три подряд: два небольшие, порядка метра, а один — метра 3 высотой. Он находится в 2-3 км ниже по течению от Солнца-пади.
Около этого места устроили днёвку, под водопадом поймали первого ленка 1,5-2 кг. Эта стоянка ознаменовалась появлением среди нас Долика Бакитько. Группа, в которой был Долик, потерпела аварию, утопила часть продуктов и срочно выбиралась обратно. Удовлетворяя его просьбу, посоветовавшись, мы взяли Долика в нашу группу. Нас стало 11.
На всем этом участке в Лену впадает масса притоков, в большинстве своём — мелкие ручейки. Наиболее значительных притоков два: первый — в 10 км от Солнца-пади впадает справа, называется Золотокан. Район впадения его очень живописен и своеобразен. Лена делает огромную петлю, подмывая стену метров 50 высотой, с противоположной стороны эту же стену подмывает Золотокан, так что там образовался длинный гребень шириной 15-20 м, по обе стороны которого текут реки. В долине Золотокана нашли кусок льда, вероятно, остаток зимней наледи. Говорят, что в его верховьях толщина льда доходит и летом до 3 метров.
Второй большой приток — левый‚ по размерам сравним с Леной в районе Солнце-пади.
Наиболее сложным для прохождения оказался участок 1,5-2 км выше устья этого левого притока. На этом участке потерпела аварию группа Долика. Чтобы дать представление об этом участке приводим выдержку из дневника группы (Дневник писали по очереди, этот день описал Голубцов Стрит): «5 августа, пятница. Этот день оказался, наверное, самым бурным и богатым событиями во всем походе.
Проснулись утром на нашей прибрежной косе и обнаружили на улице плохую погоду — туман, и какая-то муть помаленьку моросила. Вокруг по-прежнему ревели пороги. Начали с того, что для аппетита пошли разведывать пороги до ближайшего поворота. На самом повороте оказалось много острых камней, пройти их можно только у самого правого берега, а сразу же за ними надо было переходить на середину, ближе к левому берегу. Мы не успели ещё всё как следует рассмотреть, как дежурные позвали есть.
После завтрака решили пройти ближайший порог и сколько можно после него, чтобы можно меньше запоминать. Я уже давно заметил, что самое трудное бывает начать. Каждый день я просыпался с мыслью: » Вот сегодня, уже, наверное, все-таки я налечу куда-нибудь», и эта мысль не проходит пока не сяду в лодку. Но стоит благополучно пройти первый, даже самый простой порог‚ как все страхи забываются. И весь остальной день проходит в спокойной деловой обстановке. Так было и сегодня. Это впечатление усугублялось ещё тем, что именно сегодня мы должны были пройти тот «заветный» камень, который погубил группу Долика.
Первый порог и перекат после него прошли более или менее благополучно, но вскоре показался новый поворот, который необходимо было осмотреть. Мы вошли в тот район реки, который на карте обозначен целой серией мелких изгибов, такой «дрыгающей линией». Оказалось, что, действительно, здесь река делает целый ряд крутых поворотов. Что самое неприятное, на этих поворотах почти что негде пристать — идёт один сплошной порог с бешеным течением.
От места стоянки лодок струя уходила под правую стену и затем поворачивала влево. В конце поворота в русле лежат 2 больших камня, разбивающих струю надвое. Большая часть воды идёт вдоль правого берега, но там она переливается по 2 ступенькам по 0,3 — 0,5 м высотой каждая, и слой воды на них очень небольшой.
Ширина струи у правого берега около 2 м, но над водой с берега торчат острые выступы скал, сужая проход. Затем струя уходит под стену левого берега, и, отразившись от нее, наваливается на второй камень в русле ниже этого поворота.
После небольшого, но бурного переката, появляется новый поворот влево. На самом повороте под водой находится каменная ступенька высотой около метра. Река здесь образует мощный слив с крутым падением. Наибольшая часть воды при этом идет вдоль самой стены, отгороженной от слива камнем, образуя небольшой водопад. За сливом небольшой омут, по которому проходит струя, попадающая затем под нависшую над водой скалу. Часть воды уходит вдоль левого берега, отразившись от камня, находящегося в середине русла и едва высовывающегося из воды, справа. Основная струя уходит под нависшую скалу, там поворачивает и образует слив при выходе из-под скалы. После слива образовывается омут с очень сильным обратным течением, затем река поворачивает вправо.
Следующее, последнее опасное место — левый поворот. Струя уходит под скалу и очень резко поворачивает. На повороте — крутой слив (частично — водопад) высотой порядка 0,5 — 0,8 м. Небольшая часть воды уходит вдоль левого берега, образуя протоку глубиной 10 см. После этого порога начинается бурный перекат, тянущийся вплоть до левого притока. После осмотра всего этого «комплекса» решили пройти порог до 1-го промежуточного пункта так, как указано на схеме.
Опасности были следующие: 1) могло нанести на камни после 1-го поворота, поэтому решили идти вдоль правого берега; 2) могло прижать к стене у второго поворота; 3) могло нанести на камень под нависающей скалой (место аварии предыдущей группы); 4) могло прижать к стенке под нависающей скалой. Полностью пройти все эти пороги, как это было задумано, удалось только мне. Проходя между камнями и берегом после первого поворота, я сел днищем на ступеньки и одновременно меня прижало бортом к острым береговым скалам. Но удалось быстро оттолкнуться, и лодку не повредило.
Трудно было сманеврировать под нависающей скалой. После предыдущего крутого слива лодка получает большую скорость, которую надо погасить в течение каких-нибудь 10 метров, иначе удар носом в скалу неизбежен. Кроме того, к той же скале прижимает течение. И даже когда удалось развернуть лодку под скалой как надо, ввести её в следующий слив оказалось очень трудно, т.к. бортом ее очень сильно прижимало к скале, и я боялся, что борт может просто разрезать острым выступом. Но все окончилось благополучно. Зачалив лодку, я отправился смотреть, как идут дела других. Не успел отойти и 100 метров, как увидел Ивана КУРИНА, стоящего по пояс в воде и борющегося со своей лодкой. Я помог ему провести лодку на бечеве, её мы зачалили в пункте 2. Иван сообщил, что Долик потерпел аварию — сломал лодку после 2-го поворота, и остальные находятся там же. Захватив «лошадиную аптеку» (ремонтный набор) мы отправились на помощь.
Дело осложнялось тем, что надо было карабкаться по очень крутым скалам, и чтобы попасть к Долику надо было подняться вверх примерно на 70 м и на столько же спуститься. Долик пошел слишком близко к стенке на втором повороте, его прижало к скале и перевернуло. Затем лодку понесло течением (и его следом за лодкой) и плашмя нанесло на 2-й камень в русле, где и переломило. С этим же камнем познакомился ГОРЕЛОВ, перевернувшись около камня.
Остальные решили не испытывать судьбу и вылезли заранее, начав ловить вещички, в изобилии плывшие по реке (к сожалению, правило об обязательном привязывании вещей у нас не всегда соблюдалось). Меня больше всего беспокоило, как бы не утонуло что-нибудь крайне необходимое из вещей. К счастью, все окончилось благополучно. Кое как запихав бренные остатки Доликовой байдарки в мешки, мы их с большим трудом вытащили по круче наверх.
Сегодня решили так или иначе добраться до левого притока, и Долик с помощью девчат понес свою лодку посуху прямо туда (до него оставалось около полкилометра).
Мы решили, что на сегодня приключений хватит, и решили через последний опасный порог лодки провести (хотя, в принципе, он был проходим). Пока ловили вещи, Толя Горошенков очень промок и замерз. Ему с Гореловым было выдано по глотку спирта и куску шоколада.
На Толю взвалили мешок и сказали, что девчонки на горе ждут-де дожидаются этого рюкзака‚ он им нужен до зарезу. Толя побежал с ним в гору что есть мочи, а девчата долго удивлялись, зачем он им принес этот рюкзак, но цель была достигнута. Толя вернулся согревшимся. Мак (Маковеев) решил тоже удружить Толе, он взял к себе в лодку один из его рюкзаков (с теплыми вещами) и стал перегонять лодку. Но не рассчитал, попал в обратное течение и совершенно неожиданно повернулся на глазах у всей почтенной публики. Согревшийся Горелов опять полез в воду ловить Мака с его причиндалами. Когда проводили лодки через последний порог, в бухточке обнаружили бренные останки от Доликовой группы — спинку от байдарки. Там же плавал кусок Толиного спиннинга. Мы все это выловили и все искали резиновый мешок с конфетами, который утопила группа Долика, да так и не нашли.
После этого порога через 10 минут мы были уже в лагере. Приехав первым, я приятно удивил Галку Истомину, сказав ей, что все её свитера побывали на дне в результате любезности Мака. Она сначала не поверила, а потом успокоилась, вспомнив, что все ее вещи в непромокаемом мешке. Однако, несмотря на это, она была в первых рядах, когда был кликнут клич о всеобщей сушке на двух кострах типа «мировой пожар..».
Весь следующий день почти ушел на починку лодки Долика. У неё был сломан кильсон, фальшборт, часть стрингеров и 2 шпангоута. Все это удалось сравнительно просто починить, используя подручные средства и ремонтный набор. Особо следует отметить в ремонтных делах большие преимущества клея К-88 по сравнению с обычным резиновым клеем. Этот клей очень быстро и крепко схватывает, требует менее тщательной зачистки и не боится нагрева заплаты солнцем. За время похода мы истратили около 2 литров резинового клея и 0,5 литра клея К-88 (больше не было).
Отправились после починки в 17 часов; наши девчата по-прежнему шли по берегу, а ребята повели лодки. Оказалось, что река вырвалась из гор и дальше можно не просматривать заранее пороги.
Благодаря этому мы за какие-то 2 часа прошли больше, чем раньше проходили за целый день. Девчата, которым тоже было нелегко, т.к. все время приходилось карабкаться по скалам, сейчас здорово отстали, и догнали нас только уже на стоянке.
Ночью были сильные заморозки, вся трава стала хрупкой, как стекло, но утром оттаяла и с ней ничего не случилось,
Мы решили посадить, наконец, «матросов» на их законные места в байдарках. Это не преминуло тотчас же сказаться. Лодку Толи прижало слегка к скале, и его неискушенный матрос Галка Истомина бодро оттолкнулась от нее, перевернув лодку.
Но больше таких случаев не было; и мы с большой скоростью понеслись вниз. Проплыли Малую Лену — порядочная река, после которой Лена стала совсем большой и полноводной. Характер реки резко изменился — горы отступили, появился горизонт, пороги стали встречаться редко, перекаты стали глубокие.
В большинстве случаев можно было идти без предварительного просмотра реки. Благодаря этому в этот день прошли около 30 км. В последующие дни эта цифра колебалась от 30 до 40-45 км (считая по реке, с учетом всех ее излучин).
Появились новые препятствия — завалы. В одном месте (в 50 км ниже устья М. Лены) завал преграждает все русло, и река уходит под бревна. Нам удалось найти небольшую боковую протоку, по которой провели лодки. Вскоре пришла очередная авария. Течением подмыло деревья на берегу, и они упали в воду, преградив струю. Под эти деревья затянуло лодку Долика. Завал пришлось распиливать. Очень в походе помогает двуручная пила — она необходима и для заготовки дров и лапника и в таких вот авариях. Лодку в завале не повредило, но утопили все металлические ложки и ружье Долика, вымочили сахар и растворилась почти вся соль. К счастью часа через два обнаружили на берегу рыбачью избушку. В которой стоял мешок с солью, и мы пополнили свои запасы.
На реке стало много уток: крохалей и чернышей; они стали часто появляться в нашем меню. Больше стало рыбы, особенно, хариуса. Хариус крупный, хорошо берет на белых бабочек, летающих в изобилии на берегу.
К сожалению, мы очень много времени потратили в начале пути и теперь приходилось торопиться, что ограничивало возможности наших рыбаков и охотников. Эта страсть овладела всеми, и над Леной целыми днями стояла неумолчная канонада из четырех оставшихся стволов.
Мы успокоились — встречающиеся теперь пороги выглядят гораздо менее страшными, чем в верховьях. И в результате возросшей беспечности на одном из порогов почти все получили по дырке. Причем у некоторых размер дыры был сравним с форточкой. Успокаиваться нельзя!
В 70 км выше устья р. Анай встретили первого человека — рыбака из Бирюльки, плывшего на лодке с шестом, вверх по течению ставить сети.
На следующий день, пройдя около 75 км, к вечеру были в Чанчуре. Там всего 3-4 дома, живут рыбаки и охотники. В одном из домов — магазин, там пополнили запасы сахара, подмоченного в завале. Почты в Чанчуре нет. Из Б. Онгурен в Чанчур ведет тропа, по ней незадолго до нас прошли туристы из Горького. На Лене в Чанчуре сбили плот и поплыли в Бирольки.
Из Б. Онгурен, если бы мы пошли основным маршрутом, то попали бы, вероятно, в Чанчур, а не к устью Аная, поскольку туда тропы хорошей нет.
Почта нас ждала в Курунгуе, где есть телефонная связь с Бирюлькой, и живет почтарь, АНДРЕЕВСКИЙ Карп Александрович. Мы его сфотографировали (карточки послали), он нас угостил морковкой и шаньгами.
Река стала очень напоминать равнинную — много мелей, островов, по берегам — луга, но течение оставалось быстрым. Ночевать остановились в 10 км ниже Курунгуя.
Получив в Бирюльке почту (на следующий день) и отметившись, мы отправились по последнему участку нашего маршрута. Он характерен тем, что встречается много островов и проток, заводящих иногда в тупик. Надо следить, чтобы идти всегда в протоке с сильным течением. Дул встречный ветер, сильно замедляя движение, но несмотря на это, в Качуг прибыли около 18 часов 15 августа.
Из Качуга в Иркутск ходит 4 — 5 автобусов в день, мы уехали на следующий день в 6 утра, переночевав в пустом здании склада на берегу (говорят, что в Качуге есть гостиница).
Автобус из Качуга ходит также в Бирюльку, так что можно маршрут закончить там.
До Иркутска 256 км. Автобус идет 6-7 часов, с большой остановкой в Баяндае для посещения чайной. Билет стоит 40 рублей, с нас взяли еще за груз (за 6 мест из 17 по 10 руб. за место).
Из Иркутска в Качуг идет хорошая дорога, которая сейчас подновляется.
Решили ехать на том поезде, куда достанем билеты (т.е. или москвичи через Пензу, или пензенцы через Москву). Билеты достали на московский поезд, и через 5 суток были в Москве, а еще через сутки — в Пензе.
ВЫВОДЫ
Маршрут, пройденный группой, чрезвычайно интересен как с точки зрения спортивной, так и по своим природным условиям.
Пройденный маршрут несравненно интереснее основного, но и более труден и опасен.
В группе, идущей по маршруту, должны быть люди, знакомые с плаванием по горным рекам. Менее опытные участники должны беспрекословно выполнять все их советы и указания.
Необходима тщательная предварительная подготовка группы, идущей по такому маршруту, предварительные совместные тренировки участников в походах выходного дня, проверка и подгонка снаряжения для похода. Особое внимание уделить ремонтному набору, а также обеспечению упаковки в непромокаемые мешки вещей, предусмотреть возможность привязывания их к лодкам. Список снаряжения, использованного в описанном походе, в основном, следует признать рациональным.
Желательно иметь для похода 40 дней вместо 35, имевшихся у нас.
Послесловие. Фотографии из отчета ранее были размещены на сайте http://turizmvpenze.ru/peshkom-i-po-vode-baykal-lena/.
Солнечных дней на озере больше, чем на курортах южных морей. Осенью часты шторма с сильнейшими ветрами. Замерзает Байкал только во второй половине января, а полностью освобождается ото льда лишь в мае. Байкальский лед, как и вода, удивительно чист, образует огромные прозрачные поля, на малых глубинах можно видеть дно и подводных обитателей озера. Байкал — настоящий магнит для туристов. Большинство из них приезжают летом, которое здесь достаточно теплое. В конце июля — начале августа вода у берегов хорошо прогревается. Лучше всего путешествовать по озеру на небольшом арендованном кораблике, имея возможность менять маршрут по своему усмотрению, заходить в живописные бухточки и проливы, ловить рыбу, загорать.
Солнечных дней на озере больше, чем на курортах южных морей. Осенью часты шторма с сильнейшими ветрами. Замерзает Байкал только во второй половине января, а полностью освобождается ото льда лишь в мае. Байкальский лед, как и вода, удивительно чист, образует огромные прозрачные поля, на малых глубинах можно видеть дно и подводных обитателей озера. Байкал — настоящий магнит для туристов. Большинство из них приезжают летом, которое здесь достаточно теплое. В конце июля — начале августа вода у берегов хорошо прогревается. Лучше всего путешествовать по озеру на небольшом арендованном кораблике, имея возможность менять маршрут по своему усмотрению, заходить в живописные бухточки и проливы, ловить рыбу, загорать.