Суворовское кольцо — веломаршрут, разработанный пензенскими туристами под руководством мастера спорта Платова Николая Яковлевича.
Суворовское кольцо
Нам казалось, что суворовский дух присутствует везде, где мы были, но, составляя велосипедный маршрут суворовского пути, мы все-таки постоянно склонялись к реальности.
Наконец путь Суворова на его родной земле нарисовался, и он выглядел так: из Суворово далее через единственный мост через Шукшу в селе Болотниково на Сытинку, Царевщино, Уварово, Иссу, Булычево, Дмитровку, Соловцово, Ст. Степановку, Михайловку, Лунино, Болотниково, Суворово.
Сначала все это нанесли на карту, потом еще долго обсуждали этот путь. Получилась не цепочка, а кольцо, но оно нам показалось каким-то растянутым, как-то размазанным в своей идее. Подумали уточнить при первом прохождении. Но это было близко к тому, что мы хотели. И этот путь мы назвали «Суворовское кольцо». Это было в 2014 году.
А с начала 2015 года, осознавая значимость этого похода, приступили к подготовке группы. Вообще-то это было несложно. Желающие сразу нашлись. Но, учитывая важность этого путешествия, которое должно быть первое не только на пензенской земле, но и в России, и по которому рано или поздно пойдут другие, просечек не должно быть. И, кроме того, этот поход одновременно и праздник, он олицетворяет и является живым памятником Суворову. Так думалось.
Учитывая все это, решили, что группу возглавит Асташин Валерий Борисович. Сомневаться в этой личности причин нет: феноменальная
А вот его прелестные сподвижницы и помощницы в этом, да и не только в этом, походе, да и вообще пензенского велотуристического движения: всегда активная Тамара Колокольцева, Нина Милешина, Аня Катаева. У всех у них богатый опыт путешествий, обаяние и умение делать все, что, кстати сказать, присуще вообще российским женщинам. Хотя и у Тамары, и у Нины, и у Ани эта черта возведена в высшую степень, они во всем на высоте и выше всяких похвал. Были в группе и новички – крепкие ребята оказались, но о них здесь кратко.
Известно, что в путешествии все должны что-то делать. В «Наставлениях начинающему паломнику» (читай: путешественнику) по этому поводу сказано устами брата Илии: «Если кто-то устал, или заленился, или занемог, поспешай делать за него. Новичок – он и есть новичок, он или не знает это, или еще не принял…».
Поставили в известность о наших действиях и целях областное министерство культуры, местные СМИ, администрации Лунинского и Иссинского районов.
До маршрута «Суворовское кольцо» из Пензы можно доехать разными путями. Мы выбрали самый прямой: по автодороге Пенза – Лунино – Саранск. Эту дорогу мы хорошо знали, лет двадцать по ней ездили. Для велопутешествий она не очень подходит: узкая, вся в «заплатах», с подъемами и спусками и очень интенсивным движением. Из Пензы до перекрестка, где автодорога уходит в сторону Суворова, всего 40 км, и, кроме того, нам повезло с погодой.
День 1 Мая 2015 года, когда группа выехала из дома, был по летнему солнечным и теплым, с «хорошим» и попутным ветром. Обедали уже на том перекрестке, где для нас и начинается «Суворовское кольцо». Кольцо – оно и есть кольцо, у него нет ни начала, ни конца, в любой точке и начало, и конец. Ну, первый обед на маршруте – тоже для нас праздник. Каждый берет с собой для него что-нибудь вкусненькое сверх запаса на все путешествие. Так было и на этот раз. Кроме того, нас радовало, что мы уже на маршруте.
Отсюда до села Болотниково около 20 км по хорошему асфальту, совершенно ровному рельефу. На всем пути не встретили ни одной живой души. Слева прелестная степь – это, считай, большая пойма реки Шукши, правый ее берег всхломленный, кое-где даже с осыпями. Чуть-чуть фантазии, и понимаешь его как предгорье. В общем, и слева, и справа одна
Болотниково, где у нас по плану первая остановка в школьном музее Суворова, нам не очень понравилось. В середине села большая дымящаяся свалка, дорога до школы вообще в ужасном состоянии, да и дома выглядят как-то неухоженными. Школа снаружи по конструкции не очень похожа на школу. Группу встретили у входа как-то неожиданно радушно: с искренними улыбками и очень добрыми сердечными словами. Внутри школа – другой мир: чистота, ухоженность, уют.
Музей – маленькая комната, сплошь набитая краеведческими, историческими и другими экспонатами, отражающими жизнь села в прошлом и сейчас. И только небольшой стенд с вырезками из газет касался суворовской тематики. Школьники в роли экскурсоводов как могли что-то рассказали нам. Как их здесь учили, так и смогли. Потом перешли в класс, где была видеоаппаратура, и мы, в свою очередь, рассказали и показали видеозапись наших дел по суворовской теме. Копию этого
Нам разрешили приготовить себе ужин и поесть в маленькой школьной столовой, совмещенной с кухней со всеми кухонными принадлежностями, а потом предложили переночевать в школе, а не на улице. Мы с удовольствием приняли это предложение – мест на до блеска чистом полу было более чем достаточно. Расстелив свои коврики и спальники, кто где хотел, как-то не торопились ложиться, было что-то не так. В конце концов, установили на полу палатки, и сразу стало привычно и уютно. На следующее утро проснулись, собрались и позавтракали раньше, чем обычно, — хотелось скорее в путь. Уже на улице со своими готовыми к движению велосипедами распрощались с более чем вежливыми хозяевами тепло и сердечно, как и при встрече, ведь эти люди на общественных началах создали этот единственный в своем роде школьный суворовский музей.
Жизнь распорядилась так, что потом мы не раз встречались с этими очень милыми людьми. Это Изюмова Елена, она руководитель центра детского творчества, руководитель кружка «Школьный музей», Игошина Татьяна, редактор школьной газеты Самойлина Оксана, Гавриленко Надежда, Курбанова Ольга, ну и, конечно же, директор школы Мария Михайловна Гущина и ее заместитель Яшина Елена. Спасибо им за их труд и большое старание.
Село Суворово в трех километрах от Болотниково. Здесь много покинутых домов, но сохранились памятник Суворову и разрушенный храм, который заложил и построил полководец, в котором он пел в хоре и даже служил, если со священником что-то не заладилось.
Мы возложили цветы к памятнику, зашли в храм, помолчали, поглядели на то, что осталось от росписи на куполе.
Дороги в сторону Иссы из Суворова нет, точнее, нет моста через реку Шукшу. Нам повезло и на этот раз. В деревне около одного из домов среди нескольких автомобилей и тракторов увидели в делах мужчину. Завернули.
На наш вопрос о том, как проехать в Иссу, он охотно со знанием обстановки ответил: «Мне как раз в ту сторону ехать. Поехали, покажу».
Интересно, подумали мы, в самом начале Альпийского похода Суворов нашел проводника по Швейцарии по имени Гамба, который и сопровождал отряд весь путь и который изображен в скульптурной композиции памятника Суворову на перевале Сен-Готард, в сооружении которого мы принимали непосредственное участие в 1998 году.
Мост через Шукшу только в селе Болотниково. Мы вернулись туда и по капитальному бетонному мосту через заросшую ивняком Шукшу въехали из села в сразу же начавшийся подъем. Здесь тоже возникли ассоциации с печально знаменитым Чертовым мостом в швейцарских Альпах. Суворов тоже попал в положение подъем и мост. Чуть-чуть фантазии, и эту ситуацию можно представить себе и тут. Мы, конечно, остановились здесь у моста, помолчали, что-то сказали, а больше подумали молча. Нам было что вспомнить.
Преодолев этот небольшой подъем, мы оказались в царстве проселочных дорог, где много перекрестков и разветвлений от наезженной колеи, но никаких указателей и людей, у которых можно было спросить, какая колея куда ведет. Ориентироваться можно только по солнцу, ветру и собственной интуиции. Для нас все это не в новинку. Разобрались и выехали на «грейдер», который и вывел нас в конце концов через село Бекетовка на трассу Саратов – Нижний Новгород. В поселки Сытинка и Лопатино не заезжали из-за опасения дождя. Начиная с Болотникова, небо с юга закрыли почти черные дождевые тучи.
Эта автотрасса обрадовала нас тем, что дождь уже не страшен и что для велосипедной езды она вполне подходящая. Новое, в хорошем состоянии асфальтовое покрытие с хорошо видимой разметкой, широкие обочины и, главное, с редким автомобильным движением. Дождь нас все же догнал уже в Иссе, когда мы входили в здание ДЮЦ, где и планировалась ночевка. В ДЮЦ, кроме сторожа, никого не было, но он был в курсе дела и нас ждал. Сразу сказал: «Вот вам борцовский зал, располагайтесь. Канализация засорилась, воду отключили и электричество тоже вот-вот отключат». Нас это особо не огорчило, даже вообще подумалось, что так и должно быть. А борцовский зал даже понравился – мягкие маты и по размерам похож на большую палатку с высоким потолком. Расположились в свое удовольствие.
Утром нас разбудило яркое солнце, заглянувшее в окно. Быстро собрались, с удовольствием позавтракали и, кажется, с нетерпением выехали на дорогу.
Исса – это для нас как раз половина «кольца». И дальнейшая половина нам хорошо знакома. Дорога в асфальте с ровным степным ландшафтом. До Булычево дорога с незначительным подъемом, далее поворачивает на юг и через Соловцово и Михайловку идет на Лунино, где недалеко находится тот перекресток на Суворово, откуда мы и начинали «Суворовское кольцо». Замкнули запланированный маршрут где-то после обеда.
И на этот раз нам повезло, первый же микроавтобус без уговоров согласился довезти нас до Пензы. Через два часа мы были уже дома.
Таким образом, маршрут «Суворовское кольцо» был успешно пройден и, как мы посчитали, открыт.
Велоспидометр показывал 125 км.
Текст взят из книги « Н.Я. Платов, Суворов наш, Саратов: Амирит, 2019»