Середина июля – пора активного движения туристов всех мастей. Это особенно ощущаешь на московских вокзалах. Мы, пензенские туристы, Медведев Владимир, Гришин Геннадий, Ананьев Борис и Колокольцев Михаил, заняли своё место на Ленинградском вокзале среди многочисленных групп туристов-водников, уезжающих в Карелию и дальше на север. Я веду группу на Кольский в четвёртый раз. Прошлые три похода мы ходили на юг полуострова и выходили в Белое море. Впервые мы пойдём на север и спустимся по Йоканьге к Баренцеву морю.
Фильм «Путь на Йоканьгу».
Как задумывался поход по Йоканьге
Собираясь в поход, я ставил перед собой три задачи:
Во-первых: проверить себя и своих товарищей, Бориса и Гену, а на троих нам было 180 лет, на возможность прохождения сложного маршрута 4-й категории сложности.
Во-вторых: провести по маршруту нашего молодого участника Михаила (20 лет), дать ему навыки штурмана, а также необходимые знания и умения по организации и проведению таких походов. То есть, знания инструктора.
В-третьих: в нижнем течении в путешествии по Йоканьге получить удовольствие от ловли сёмги.
С двумя первыми задачами мы успешно справились, а вот третья, к большому нашему сожалению, так и не была исполнена по причине, о которой я расскажу ниже.
На начало маршрута
Наш маршрут: Пенза – Москва – Оленегорск, поездом; Оленегорск – поселок Ловозеро, на частном автомобиле. Извозчики ждут туристов на площади вокзала. За 2500-3000 рублей доставят вас к месту старта, на так называемую «Семёрку». Из этого урочища на берегу Ловозера стартуют почти все туристы-водники. Дальнейший путь по воде. Подъём по реке Курга, озеро Яловое, Ефимозеро, река Леньявр, озеро Средний Леньявр. Волок на реку Рова. Рова впадает в Кальмозеро. Из Кальмозера вытекает река Йоканьга, которая впадает в Баренцево море в районе мыса Святой нос. До недавнего времени здесь находилась российская база подводных лодок. Факт этот требовал получения специального пропуска, который необходимо было запрашивать в ФСБ Мурманской области. Я сделал такой запрос за два месяца до старта, однако разрешение по каким-то причинам так и не пришло. Несмотря на это, мы решили идти по маршруту, имея на руках только копию запроса на пропуск.
На «Семёрке» ловозерский егерь Александр Беркович предложил нам доставку в устье реки Курги до первых порогов. В какой-то мере, это предложение носило элементы рэкета. Подумав, мы согласились воспользоваться его моторной лодкой за 3000 рублей. Впоследствии оказалось, что мы сделали правильный ход, так как сэкономили один ходовой день и избавили себя от не очень интересной гребли по просторам Ловозера. Надув лодку, и загрузив её, мы начали подъём по Курге.
«Счастье» искупаться
Следует отметить, что туристы-рыбаки на надувных лодках, даже с моторами, ходят по Курге только до Ефимозера. Дальше они, как правило, не суются, потому что река Леньявр – очень сложная для подъёма.
Туристы-водники знают, что на подъёме очень важно пройти и не получить травму, поскользнувшись на подводных камнях. В этом походе мы все имели «счастье» искупаться, неудачно наступив на камень. У Гены Гришина была проблема с ногой. Он, преодолевая боль, шёл по берегу. Мы его берегли, чтобы не получить ещё более серьёзных травм.
На протяжении всего похода мы, при первой возможности, ловили рыбу. В нашем рационе постоянно были окунь, хариус, форель, кумжа и особенно много щуки.
Вверх по реке
За семь суток мы совершили подъём длиной 70 километров до озера Средний Леньявр. С него начинался волок. Место это – исключительно красивое. Редкий сосновый лес, ягельные поляны, каменные выходы, чудесный родник на берегу озера, белые грибы, ягоды и удивительная чистота, как, впрочем, и везде. Здесь мы немного отдохнули, переночевали, а на следующий день, упаковав рюкзаки и лодку, ушли на волок.
Длина волока 15 километров. Учитывая, что несли груз с переброской, это расстояние умножалось на три. На волоке достаточно хорошая почва для передвижения. Перешли две небольшие речушки и три-четыре заболоченных участка. Когда мы вышли к истоку реки Рова, то увидели, что русло сплошь завалено камнями. Нам пришлось нести свой груз ещё два километра, пока река не стала проходимой для нашей лодки.
Река Рова в своём верхнем течении имеет несколько хороших порогов. Возможность их прохождения зависит от уровня воды. Только один порог непроходимый при любом уровне, так как основной слив приходится на острые зубья. В среднем течении река Рова сильно петляет. Такое ощущение, что спускаешься по водному серпантину.
Наконец-то идем по Йоканьге
За два дня мы прошли эту небольшую речку, и вышли в Кальмозеро, из которого вытекает река Йоканьга. Сразу после Кальмозера стоит оленеводческая база. Людей там не оказалось. Наверное, ушли на охоту.
Движение в верхнем течении Йоканьги не представляет сложностей. Встречаются редкие пороги 2-3 категорий сложности. Все проходятся с ходу. Река полноводная. За каждым поворотом встречается дичь. На четырнадцатые сутки резко похолодало. Подул северный ветер, и полетели «белые мухи».
В этот день мы вышли на очередную базу оленеводов. Там дежурил оленевод Лёша. Он родом из Рыбинска, но уже много лет живёт и работает оленеводом на севере. Пока мы топили баню, Миша с Лёшей поставили сеть в близлежащем озере.
Через два часа они принесли целый таз крупного сига, а ещё через час, распаренные после бани, мы сидели за столом, вели беседу и закусывали дарами природы, которые приготовил хозяин.
Встреча с чемпионами России
Ближе к полуночи, когда я, Миша и Гена дремали в соседней комнате, а Лёша и Борис ещё беседовали на кухне, в окно постучали. Спустя несколько минут дом наполнился радостным шумом замёрзших и усталых людей. Шестеро московских спортсменов-сплавщиков во главе с двукратным чемпионом России Андреем Паутовым пополнили нашу компанию.
В 2005 году Андрей и пять его товарищей, сплавляясь по китайской реке Юрункаш, попали в непроходимые пороги. Тогда погибли четыре человека. Андрей и его товарищ из Казани, без еды и огня, провели в безлюдной местности двадцать пять суток, пока их не нашли китайские и российские спасатели. За разговорами время пролетело как один миг. На часах было три. Вставало солнце.
Из беседы с москвичами мы узнали, что теплоход «Клавдия Еланская» уходит из Гремихи рано утром 17 августа. От этого места до Гремихи примерно 70 километров. Рано утром 15 августа мы приняли решение спешно двигаться в конечный пункт нашего путешествия. Нам нужно было собраться, высушить лодку, добраться от реки до города, решить вопрос с пропуском и, купив билет, сесть на теплоход.
Осталось 40 часов
На всё про всё оставалось 40 часов. Если мы опоздаем, то теплоход вернётся сюда только через семь дней. Все последующие действия были направлены на ускоренное движение вперёд. Мы даже решили двигаться ночью, как это делали москвичи. Так как ночи стали тёмные, а от воды поднимался туман, движение было трудным и опасным. Пороги в нижнем течении Йоканьги надвигались на нас один за другим. Определяли их по шуму, так как видимость была минимальной. На одном из них Бориса выбросило за борт. Гена успел зацепить его за ноги и удерживал, пока Миша не втащил его в лодку. После этого мы высадились на каменный берег, развели костёр, согрелись остатками спирта и уснули прямо на камнях, ожидая восхода солнца и приемлемой видимости на реке. Йоканьга здесь очень сильно падает, пробиваясь сквозь скалы к Баренцеву морю.
На высоком правом берегу реки в 20 километрах от моря стоит туристская база «Йоканьга», срубленная из канадского кедра. Сюда прилетают на вертолёте богатые люди из Германии, Франции, Бельгии, Англии и других стран, чтобы половить сёмгу.
Семидневный тур стоит около четырехсот тысяч рублей. На одном участке реки над нами прошёл вертолёт. Он высадил группу импортных рыбаков на остров, где они веселились, вылавливая сёмгу по 8-12 кг. Перед нашей лодкой периодически выпрыгивала серебристая красавица, сбивая и поедая комара. Наши сердца при этом учащённо бились, а руки тянулись к спиннингу.
Конец активной части похода
В полдень 17 августа мы высадились на левый берег реки, откуда шла дорога в город Островной – так теперь называется Гремиха. На наше счастье, часа через три приехал ГАЗ-66, который доставил нас на пирс, избавив от десятикилометрового броска к цивилизации. Я пошёл сдаваться в местное отделение милиции.
Доброжелательный капитан выписал каждому протокол об административном нарушении и отпустил нас, пожелав счастливого пути. На пирсе мы вновь встретились с москвичами. Их фраза «Ну, старики, вы даёте» – была для нас высшей похвалой. Небольшое время, которое у нас осталось до отхода теплохода, мы посвятили прогулке по городку. В центре города стоят два памятника. Один – узникам лагеря, когда-то здесь находившимся, второй – морякам подводникам.
Утром, когда над зеркалом моря вставало солнце, к причалу подошёл наш теплоход. Через час раздался прощальный гудок. Мы с грустью смотрели на удаляющийся мёртвый городок русских подводников. Их присутствие здесь, их погружение под лед Северного Ледовитого океана, когда-то не давало покоя «Дядюшке Сэму».
Маршрут закончился штрафом
Во время горбачёвской оттепели базу ликвидировали, бросив всё то, что было создано не одним поколением советских людей. На подходе к Мурманску мы увидели флагман Северного флота авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Он радовал глаз своей
Приняв тёплый душ, мы выспались на чистых простынях, а через восемнадцать часов «Клавдия Еланская» причалила в порту города-героя Мурманска.
Каждый участник этого путешествия, согласно выписанных доброжелательным капитаном протоколов и решения суда о нарушении правил въезда в ЗАТО Островной, заплатил штраф от двухсот до трёхсот рублей. Непонятно по какой причине, суммы штрафов оказались различны.
Владимир Медведев
При подготовке к сложному водному походу опытные спортсмены-сплавщики рекомендуют применять натуральный препарат ЛЕВЕТОН-ФОРТЕ, увеличивающий силу и
(1) комментарий